• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Теория языка

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Климова Маргарита Андреевна, Романова Татьяна Владимировна, Стенин Иван Андреевич
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 156

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предполагает знакомство студентов с основами научного знания современной общей морфологии, морфологией современного русского языка, типологией морфологических систем русского и основного иностранного (английского) языков, закладывание основ лингвистического мышления, необходимого для изучения других языковедческих дисциплин
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование системы знаний студентов о морфологическом и синтаксическом уровнях языка, знакомство с основными направлениями грамматических исследований в современной мировой и отечественной лингвистике
  • развитие навыков лингвистического мышления
  • развитие навыков самостоятельной работы, знакомство с новыми технологиями самостоятельной работы в процессе усвоения нового материала
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает основы теоретической лингвистики, уровневую (модульную) структуру.
  • Студент знает основные особенности естественного языка, его гуманитарной и естественно-научной природы
  • Студент знает уровневую (модульную) структуру естественного языка.
  • Применяет теоретические знания для решения конкретных задач
  • Студент умеет работать с лингвистически ориентированным программным продуктом
  • Применяет теоретические знания для решения конкретных задач.
  • Способен провести квалифицированное тестирование эффективности лингвистически ориентированного программного продукта
  • Студент знает уровневую (модульную) структуру естественно-го языка.
  • Студент знает основы теоретической лингвистики, уровневую (модульную) структуру языка.
  • Способен использовать основные понятия и категории современной лингвистики в своей профессиональной деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Морфология как раздел науки о языке. Грамматическое значение. Грамматическая форма. Грамматическая категория.
    Связь морфологии с синтаксисом, лексикологией и словообразованием. Грамматическое и лексическое значения. Грамматическая форма, грамматическая парадигма. Грамматическая категория, грамматические и логические категории. Грамматические оппозиции.
  • Морфологическая классификация языков.
    Синтетические и аналитические средства выражения грамматического значения. Агглютинация и фузия. Морфологическая классификация языков.
  • Морфемика как раздел морфологии
    Морфемика как раздел морфологии. Морфемика и словообразование. Морфема и алломорфы. Позиционная классификация морфем. Проблема нулевой морфемы.
  • Именные части речи.
    Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды существительных. Грамматические категории имени существительного в русском и английском языках: род, число, падеж, склонение, определенность/ неопределенность.Имя прилагательное как часть речи. Зависимость прилагательного от существительного. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Грамматические категории имени прилагательного. Степени сравнения. Элатив.Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды числитель-ных: количественные и порядковые. Порядковые числительные и прилагательные.Местоимение как часть речи. Лексико-грамматические разряды местоимений. Место-существительные, место-прилагательные, место-наречия, место-числительные, место-глаголия. Местоглаголие в русском и английском языке. Грамматические категории местоимения: лицо, число, определенность/ неопределенность, одушевленность/ неодушевленность и др. Наречие как часть речи. Лексико-грамматические разряды наречий. Наречия и прилагательные. Степени сравнения качественных наречий. Статив. Слова категории состояния и наречия. Грамматические категории стативов. Стативы в русском и английском языках (a-adjectives).
  • Глагол как часть речи
    Глагол как часть речи. Личные и неличные формы глагола. Модальные глаголы и глаголы-связки. Категория вида глагола. Вид и аспект. Видовые значения в разных языках. Категория фазы и категория вида. Категории времени: основные и относительные времена, относительное упот-ребление основных времен, переносное употребление времен. Категория наклонения: изъ-явительное, повелительное и сослагательные наклонения. Категория лица глагола: изме-няемость личного глагола по лицам и числам, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные глаголы. Категория залога: действительный, страдательный, возвратный, взаимовозвратный, средний и т.д.
  • Глагольные формы
    Неличные формы глагола. Грамматические особенности вербоидов. Инфинитив, супин, герундий, масдар.
  • Глагольные части речи
    Причастие. Деепричастие.
  • Служебные части речи
    Служебные части речи. Морфологические и синтаксические служебные слова: предлог, послелог, артикль, вспомогательный глагол, союз, частица, связка, служебные слова, слова степени. Союзные парентезы и союзы. Знаменательные и служебные слова. Модальные слова. Парентетическая функция модальных слов. Междометия. Обособленность междометий в системе частей речи.
  • Синтаксис как наука
    Синтаксический уровень языка. Роль синтаксического уровня языка в отражении картины мира. Четыре аспекта синтаксиса: конструктивный (формальный), семантический, коммуникативный, прагматический. Корреляция аспектов синтаксиса.
  • Словоформа как единица синтаксиса
    Свойства словоформы. Морфологическая форма и синтаксическая конструкция. Роль словоформы в организации синтаксических отношений в предложении. Слово-форма с точки зрения ее способности создавать грамматическую основу предложения (предикативные отношения). Словоформа – средство синтаксической связи (подчини-тельной) в словосочетании и предложении. Словоформа в сочинительных сочетаниях.
  • Словосочетание как единица синтаксиса
    Отличие словосочетания от предложения и слова. Проблема словосочетаний в грамматической науке (А.Х. Востоков, Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, В.В. Вино-градов). Классификация словосочетаний по разным основаниям: по структуре, по лексико-грамматической природе главного слова, по смысловым отношениям между компонентами словосочетаний, по синтаксическим связям. Глагольные, именные (субстантивные, адъективные, прономинативные, нумеративные), наречные словосочетания. Смысловые отношения между компонентами словосочетаний: атрибутивные, объектные, обстоятельственные, комплетивные. Структурные типы словосочетаний. Простые и сложные словосочетания. Комбинированные словосочетания. Свободные и несвободные словосочетания. Синтаксически и фразеологически несвободные словосочетания. Виды синтаксической связи слов в словосочетаниях. Согласование. Полное и неполное согласование. Выражение определительных и комплетивных отношений средствами согласования, приложение – особый вид неполного согласования. Управление. Роль лексико-грамматических свойств главного слова при управлении. Управление беспредложное и предложное. Управление сильное и слабое. Выражение объектных, субъектных, определительных, обстоятельственных и комплетивных отношений средствами управления. Вопрос об именном примыкании. Примыкание Сильное и слабое примыкание. Информативно недостаточные глаголы. Выражение обстоятельственных, определительных, объектных и комплетивных отношений средствами примыкания. Средства выражения синтаксических связей.
  • Предложение как единица синтаксиса
    Словосочетание и предложение. Высказывание и предложение. Аспекты логического, психологического, формально-грамматического определения предложения (Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, А.А. Шахматов, Г. Пауль, Ф.Ф. Фортунатов, В.В. Виноградов). Признаки предложения: предикативность, интонационная и структурная оформленность.
  • Модальность
    Объективная модальность. Синтаксические времена и наклонения и формальные средства их выражения. Предложения невопросительные и вопросительные. Характеристика невопросительных предложений по цели сообщения: повествовательные, побудительные, предложения со значением желания. Интонация как средство выражения модальных значений. Вопросительные предложения. Грамматические средства оформления вопросительных предложений: вопросительная интонация, словорасположение, вопроситель-ные слова. Собственно-вопросительные предложения. Модальные оттенки вопросительных предложений (предложения вопросительно-утвердительные, вопросительно-отрицательные, с модальными оттенками неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др.). Вопросительно-побудительные предложения. Вопросительно-риторические предложения. Значение побудительных предложений (приказ, просьба, мольба, совет, предостережение, призыв и др.). Грамматические средства оформления побудительных предложений (побудительная интонация, форма сказуемого, частицы). Общеотрицательные и частноотрицательные предложения. Грамматические средства выражения отрицания. Отношение говорящего к сообщаемому: субъективно-модальное значение. Типы предложения по эмоциональной окраске. Средства реализации субъективной модальности.
  • Порядок слов и актуальное членение предложения
    Актуальное членение и способы его выражения в русском литературном языке. Функции порядка слов с точки зрения синтаксической структуры предложения и его актуального членения. Синтагматика и парадигматика высказываний. Состав компонентов актуального членения – тема и рема. Разграничение синтагматически независимых и синтагматически зависимых высказываний. Соотношение темы и ремы с «данным» и «новым». Не-расчлененные высказывания (высказывания с «нулевой темой»). Интонационные показатели темы и ремы. Особенности актуального членения синтаксически распространенных предложений. Понятие актуализации. Взаимодействие интонации и порядка слов как формальных смыслоразличительных признаков темы и ремы. Актуальное членение и лексико-семантическая структура предложения. (Понятие о лексико-семантической структуре предложения). Актуализация при помощи акцентных средств (без изменения порядка слов). Разные части речи в роли темы и ремы. Роль порядка слов, интонации и элементов лексико-семантической структуры предложения в экспрессивных высказываниях. Понятие о парцелляции и сегментировании как средствах актуального членения предложения.
  • Понятия прагматического синтаксиса
    Прямые речевые акты – косвенные речевые акты. Локуция, иллокуция, перлокуция.
  • Простое предложение
    Понятие о семантической структуре предложения. Типы грамматических основ. Предложения распространенные – нераспространенные. Односоставные предложения. Предложения полные и неполные. Нечленимые предложения.
  • Принципы выделения частей речи.
    Семантические, морфологические и синтаксические принципы выделения частей речи. Достоинства и недостатки традиционной классификации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Элемент контроля включает присутствие на семинаре (очном или проводимом онлайн), участие в работе семинара, предоставление выполненного домашнего задания в обозначенном преподавателем виде в указанные сроки.
  • неблокирующий Самостоятельные работы
    Элемент контроля включает самостоятельные работы, выполняемые студентом индивидуально в рамках семинаров (проверочные работы) или вне их (индивидуальное домашнее задание в виде разбора предложений по указанным критериям) и предоставленные преподавателю в обозначенном виде в указанные сроки.
  • неблокирующий Устный и письменный экзамен
    Экзамен состоит из двух частей - устной (собеседования) и письменной (разбора простого осложненного предложения). Собеседование направлено на контроль на теоретических знаний и предполагает ответы на вопросы преподавателя по пройденным темам без подготовки в течение примерно 10 минут. Возможные формулировки вопросов: дайте определение, объясните разницу, приведите пример, перечислите разновидности. Письменный разбор предложения направлен на контроль практических навыков синтаксического анализа и предполагает самостоятельное выполнение студентом в течение 30 минут. Как устная, так и письменная часть экзамена могут быть организованы с помощью средств дистанционного обучения. Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com). К экзамену нужно быть готовым подключиться согласно расписанию ответов, согласованному со студентами и высланному преподавателем на групповые почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: подключиться к экзамену по запросу преподавателя, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, использовать любой справочный материал для поиска ответов на вопросы преподавателя. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Элемент контроля включает присутствие на семинаре (очном или проводимом онлайн), участие в работе семинара, предоставление выполненного домашнего задания в обозначенном преподавателем виде в указанные сроки.
  • неблокирующий Самостоятельные работы
    Элемент контроля включает самостоятельные работы, выполняемые студентом индивидуально в рамках семинаров (проверочные работы) или вне их (индивидуальное домашнее задание в виде разбора предложений по указанным критериям) и предоставленные преподавателю в обозначенном виде в указанные сроки.
  • неблокирующий Устный и письменный экзамен
    Экзамен состоит из двух частей - устной (собеседования) и письменной (разбора простого осложненного предложения). Собеседование направлено на контроль на теоретических знаний и предполагает ответы на вопросы преподавателя по пройденным темам без подготовки в течение примерно 10 минут. Возможные формулировки вопросов: дайте определение, объясните разницу, приведите пример, перечислите разновидности. Письменный разбор предложения направлен на контроль практических навыков синтаксического анализа и предполагает самостоятельное выполнение студентом в течение 30 минут. Как устная, так и письменная часть экзамена могут быть организованы с помощью средств дистанционного обучения. Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com). К экзамену нужно быть готовым подключиться согласно расписанию ответов, согласованному со студентами и высланному преподавателем на групповые почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: подключиться к экзамену по запросу преподавателя, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, использовать любой справочный материал для поиска ответов на вопросы преподавателя. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Работа на семинарах + 0.2 * Самостоятельные работы + 0.6 * Устный и письменный экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Работа на семинарах + 0.2 * Самостоятельные работы + 0.6 * Устный и письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Общая морфология : введение в проблематику, учебное пособие, 4-е изд., 383 с., Плунгян, В. А., 2012
  • Очерки по теории синтаксиса, [учебное пособие], предисл. А. М. Ломакина, 2-е изд., доп., 224 с., Распопов И. П., 2009
  • Современный русский язык : Синтаксис, учебное пособие, 2-е изд., 199 с., Галкина-Федорук, Е. М., Горшкова, К. В., Шанский, Н. М., 2009
  • Теория функционального синтаксиса, от семантических структур к языковым средствам, 2-е изд., 509 с., Мустайоки, А., 2010