Магистратура
2020/2021




Всеобщее управление качеством
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Менеджмент качества и бережливого производства)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Где читается:
Факультет менеджмента (Нижний Новгород)
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Менеджмент качества и бережливого производства
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Необходимость изучения дисциплины диктуется потребностями рыночной экономики, в условиях которой успешная деятельность предприятия основывается на конкурентоспособности выпускаемой продукции. Основу конкурентоспособности продукции составляет ее качество, стабильность которого достигается путем управления им и подтверждается сертификацией как самой продукции, так и системы менеджмента качества.
Цель освоения дисциплины
- дать будущим специалистам теоретические основы и практические навыки по управлению качеством продукции на предприятии. Это необходимо для того, чтобы на предприятиях работа по качеству носила не эпизодический характер, а была организована в постоянно действующую систему качества, отвечающую требованиям и рекомендациям международных стандартов
Планируемые результаты обучения
- владеет понятийным аппаратом и базовой терминологией курса.
- Знает принципы менеджмента качества, категории качества. Способен предложить организационно-управленческие решения на основе процессного подхода при построении систем менеджмента на принципах качества, оценить последствия принимаемых решений.
- знает положения, требования и ключевые подходы, содержащиеся в международных и национальных стандартах в области качества. Способен принимать управленческие решения по применению стандартов в области качества в различных механизмах управления.
- характеризует управленческие системы, построенные на различных принципах взаимоотношений внутри организаций, умеет применять механизмы мотивации и вовлечения персонала в процессы улучшения качества.
- знает и умеет применять различные инструменты встроенного качества на определенных этапах жизненного цикла продукции, такие как контрольные карты Шухарта, диаграмма Парето, диаграмма Исикавы и т.д. Умеет оценивать условия их применения, интерпретировать результаты и применять их для улучшения качества продукции и процессов.
- знает основные проблемы современных СМК и причины их появления, умеет распознавать их и принимать соответствующие организационно-управленческие решения.
Содержание учебной дисциплины
- Роль качества в современном миреЦель и задачи курса. Место дисциплины среди других дисциплин. Цепная реакция Деминга. Понятие качества. Качество и конкурентоспособность. Качество и стоимость продукции.
- Историческое развитие принципов и подходов менеджмента качества. Эволюция понятия качестваРазвитие принципов менеджмента качества. Развитие прав потребителей на информацию о качестве. Модель удовлетворенности потребителей. Процессный подход. Тотальный (всеобщий) менеджмент качества (TQM). История становления СМК в мировой практике.
- Международные стандарты ИСО серии 9000 и отраслевые стандарты. Механизмы применения стандартов в области качестваСовременное развитие стандартизации и сертификации в области качества. ISO 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. ISO 9001 Системы менеджмента качества. Требования. Специфические отраслевые требования области качества – AS 9100, IATF 16949, IRIS и другие отраслевые модели. Управление качеством в интегрированных структурах и цепях поставок.
- Менеджмент качества и мотивацияR-менеджмент – система менеджмента, основанная на принуждении. Система менеджмента, основанная на лидерстве. Мотивация и вовлеченность в стратегиях улучшения качества.
- Методы и инструменты менеджмента качества. Встроенное качество7 простых и 7 новых инструментов качества. SPC – статистическое управление процессами. APQP – перспективное планирование качества продукции. FMEA – анализ видов и последствий потенциальных отказов. 8D – методология решения проблем. Инструменты менеджмента рисков.
- TQM в российских организацияхАктуальные проблемы. Роль топ-менеджмента в СМК.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Домашнее задание + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Антонова И.И. - Всеобщее управление качеством. Основоположники всеобщего менеджмента качества - Русайнс - 2018 - 133с. - ISBN: 978-5-4365-2532-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929431
- Горленко О. А., Борбаць Н. М. ; Под ред. Горленко О.А. - СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 270с. - ISBN: 978-5-534-01673-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/statisticheskie-metody-v-upravlenii-kachestvom-437212
- Заика И.Т., Гительсон Н.И. - Документирование системы менеджмента качества - КноРус - 2018 - 186с. - ISBN: 978-5-406-06024-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/926102
- Рожков Н. Н. - СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 154с. - ISBN: 978-5-534-06591-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/statisticheskie-metody-kontrolya-i-upravleniya-kachestvom-produkcii-441372
- Шмелева А.Н., Нижегородцев Р.М. - Оценка эффективности менеджмента и систем менеджмента качества - Русайнс - 2016 - 180с. - ISBN: 978-5-4365-1178-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/920767
Рекомендуемая дополнительная литература
- Белов В.В., Петропавловская В.Б. - Метрология, стандартизация, сертификация и контроль качества (для бакалавров) - КноРус - 2018 - 272с. - ISBN: 978-5-406-05727-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/924105
- Всеобщее управление качеством : стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях, TQM, 256 с., Джордж, С., Ваймерскирх, А., 2002
- Горбашко Е. А. - УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 352с. - ISBN: 978-5-9916-9133-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-kachestvom-431758
- Ефимов В.В. - Улучшение качества продукции, процессов, ресурсов - КноРус - 2016 - 240с. - ISBN: 978-5-85971-645-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/920749
- Ефимов В.В., Барт Т.В. - Статистические методы в управлении качеством продукции - КноРус - 2014 - 234с. - ISBN: 978-5-406-03551-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/916001
- Красильников С. А., Красильников А. С. ; Под ред. Красильникова С.А. - МЕНЕДЖМЕНТ. УПРАВЛЕНИЕ ХОЛДИНГОМ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 169с. - ISBN: 978-5-9916-8751-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/menedzhment-upravlenie-holdingom-437072
- Мотивация — основа управления человеческими ресурсами (теория и практика формирования мотивирующей организационной среды и создания единой системы мотивации компании) : монография / А.Е. Боковня. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 144 с. — (Научная мысль). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1013022