Бакалавриат
2020/2021





Навыки коммуникации и презентации
Статус:
Курс обязательный (Программная инженерия)
Направление:
09.03.04. Программная инженерия
Кто читает:
Департамент английского языка
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Воронина Елена Анатольевна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
Курс рассчитан на 2 модуля и включает в себя два основных блока, изучаемых параллельно. В рамках первого блока учащиеся знакомятся с различными аспектами делового взаимодействия в межкультурной среде: самопрезентация, управление персоналом и работа в команде, деловой этикет, подготовка и проведение публичного выступления, переговоры, урегулирование конфликтов, и т.д. Обучение происходит на основе ролевых игр, кейсов, мозгового штурма и дискуссий.Целью второго блока является ознакомление слушателей с особенностями классификаций национальных и деловых культур разных стран мира и их влияние на деловое поведение, выполнение поставленных задач и стратегии в международной деловой среде.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины является овладение студентами необходимыми компетенциями коммуникации в межкультурном пространстве (как в глобальном, так и в локальном масштабе), необходимыми для решения социально-коммуникативных задач, эффективного функционирования в профессиональной (деловой) и академической среде. В ходе обучения формируются навыки, необходимые для эффективного взаимодействия с представителями разных культур, умения использовать коммуникативные стратегии для работы в группе, необходимые для будущих специалистов в области программной инженерии.
Планируемые результаты обучения
- Знаком с ключевыми понятиями и определениями кросс-культурной коммуникации. Имеет представление о культуре групп.
- Называет и описывает основные положения DMIS (Милтон-Беннета). Применяет модель для анализа коммуникативной ситуации.
- Называет и описывает основные положения теории межкультурной коммуникации Э. Холла. Применяет модель для анализа коммуникативной ситуации.
- Называет и описывает основные положения теории межкультурной коммуникации Г. Хофстеде. Применяет модель для анализа коммуникативной ситуации.
- Называет основные приемы и техники ведения беседы. Применяет основные приемы и техники ведения беседы на основе анализа коммуникативной ситуации.
- Называет признаки эффективного публичного выступления. Применяет стратегии успешной презентации. Прогнозирует возможные вопросы к выступлению. Определяет тип заданного вопроса. Вырабатывает адекватный и аргументированный ответ на заданный вопрос.
- Называет принципы командной работы. Называет основные роли в команде. Определяет роли в команде. Создает эффективную модель команды. Эффективно функционирует в команде.
- Называет, выявляет основные проявления непродуктивной коммуникации. Применяет основные стратегии управления непродуктивной коммуникацией.
- Называет основные цели и задачи переговоров. Формулирует цель и задачи переговоров. Называет основные стадии переговорного процесса. Разрабатывает стратегию переговоров.
- Называет основные определения. Выявляет тип и причины конфликта. Разрабатывает стратегию управления конфликтом.
- Называет культурные и деловые особенности изучаемых стран. Сравнивает особенности разных стран. Разрабатывает "профиль" страны.
Содержание учебной дисциплины
- Introduction to building cultural awareness. Culture and communication.Understanding the terms and concepts of “culture” and “communication”. Elements and layers of culture. Cultural stereotypes.
- 2020 - PE 2 DMIS. Intercultural sensitivity.Stages of acquiring competence in cross-cultural communication
- 2020 - PE 3 Сross-cultural theory of E.T. Hall.Polychronic and monochronic cultures. High- and low-context cultures.
- 2020 - PE 4 Cultural parameters of G. HofstedeClassification of cultures according to six dimensions of G. Hofstede (Power Distance, Individualism/Collectivism, Masculinity/Femininity, Uncertainty Avoidance, Short-/Long-term orientation, Indulgence/Restraint).
- 2020 - PE 5 Introductions and small talkEffective first introductions and first meetings. Ice-breakers and ice-makers.
- 2020 - PE 6 Presenting and Q&A.Effective presentations. Dealing with questions (types of questions, strategies)
- 2020 - PE 7 TeamworkEffective and efficient team-working practices. Team roles. Non-verbal communication
- 2020 - PE 8 Difficult communicatorsTypes of difficult communicators. Strategies to handle difficult communicators.
- 2020 - PE 9 NegotiationsSetting clear objectives for a negotiation. Stages of negotiation. Influencing strategies for negotiations.
- 2020 - PE 10 Managing conflictUnderstanding and dealing with conflict.
- 2020 - PE 11 Cultural profilesLearning about national and business cultures of other countries
Элементы контроля
- Тест
- ПрезентацияДанный вид деятельности выполняется на занятии, при этом обязательно использование слайдов MS Power Point. Структура презентации определяется преподавателем, темы предоставляются студентам на выбор. Работа оценивается на основании критериев оценки знаний и навыков, содержащихся в данной Программе. Презентация является элементом контроля, не подлежащим пересдаче, поскольку должна быть представлена на конкретном занятии.
- Ролевая игра/монологПодготовленная ролевая игра/монологическое высказывание. Работа оценивается на основании критериев оценки знаний и навыков, содержащихся в данной Программе.
- Аудиторная работаНеподготовленная речь в ходе дискуссий, деловых игр, кейсов и пр. Работа оценивается на основании критериев оценки знаний и навыков, содержащихся в данной Программе. Является элементом контроля, не подлежащим пересдаче, поскольку представлена на конкретном занятии в реальном времени.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)Орез. = 0,5*(0,25* Оауд + 0,25*·Орол.игра + 0,25*·Отест+ 0,25*·Опрез) + 0,5 *·Оэкз
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Warren, T.L. Cross-Cultural Communication: Perspectives in Theory and Practice / Thomas L. Warren. – Oxon; New York: Routledge: Taylor & Francis Group, 2017. – (Baywood's Technical Communications Series / ser. ed.: Charles H. Sides). – Текст: электронный // DB ProQuest Ebook Central (ebrary) [сайт].
Рекомендуемая дополнительная литература
- Багана Ж., Дзенс Н.И., Мельникова Ю.Н. - Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 308с. - ISBN: 978-5-9765-2813-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/92727
- Кулинич, М.А. Теория и практика межкультурной коммуникации : учебное пособие / М.А.Кулинич, О.А.Кострова. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2017. — 248 с. — ISBN 978-5-9765-2823-9. — Текст: электронный // ЭБС «Лань»: [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/reader/book/92713/#1 (дата обращения: 27.09.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.