• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Немецкий язык

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Ассириология)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 138

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс предназначен для студентов-востоковедов, обучающихся по программам бакалавриата в Институте Классического Востока и Античности НИУ ВШЭ. В связи с наличием развитой научной востоковедной традиции и обширной литературы на немецком языке уже на начальном этапе обучения от студентов-востоковедов ожидается умение достаточно бегло читать и понимать немецкие тексты по выбранной специальности. Эффективное ведение учебного процесса по данной программе предполагает – помимо стандартного интенсивного изучения грамматики – еженедельное комментированное чтение (с подробным грамматическим анализом) неадаптированных научно-популярных текстов и научных статей, энциклопедий, грамматических описаний, словарей, а также современной прессы на немецком языке. Особый акцент делается на отработке общей и специальной (научной) лексики и характерных для данных текстов выражений, оборотов и грамматических конструкций. Студенты знакомятся также с рецензиями и представлениями книг на немецком языке и особенностями ведения немецкой деловой корреспонденции в сфере науки. В основные задачи курса входит развитие у студентов таких навыков, как беглое чтение разных типов текстов по специальности, выделение основных идей текста и составление резюме на русском и немецком языках, написание аннотаций к книгам, умение вести научную переписку и составлять заявки для участия в конференциях или получения стажировки, умение вести устную беседу в области изучаемой специальности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить студента с основными грамматическими явлениями немецкого языка, в частности различными синтаксическими конструкциями (не только базовыми, но и сложными, что обеспечивает правильное понимание серьезной научной литературы), с лексикой и устоявшимися выражениями (как обиходного, так и научного языка)
  • в короткий срок выработать у студентов умение читать словари, грамматики, энциклопедии и другую релевантную научную литературу, написанную на немецком языке, научить навыкам письменной научной и устной обиходной речи в пределах изученной тематики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • прочные знания по пройденным темам, знание основных глаголов с управлением; понимание важности информации об управлении глагола для верной интерпретации текста; умение правильно переводить конструкции с местоименными наречиями.
  • Знание лексики на темам: древнейшая и древняя история; обороты научной речи; лингвистическая терминология
  • знание значений причастий; умение выделять в тексте границы причастных оборотов, правильно переводить их; умение перефразировать причастные обороты.
  • Знание лексики по темам: географические термины, природа; литературоведческие термины; обороты научной речи; принятые сокращения.
  • знание способов выражения объективной и субъективной модальности, умение перефразировать; умение понимать и переводить пассажи с подобными конструкциями; использовать их.
  • Знание лексики по темам: материальная культура и археология; модальные конструкции.
  • умение передать чужое мнение (в частности, при пересказе содержания научных идей). Знание лексики и идиоматики по темам: экономика и хозяйство; вводные обороты; вступления и заключения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 2 курс. Тема 1: Повторение элементарной морфологии и синтаксиса. Управление глаголов. Местоименные наречия.
    Система времен глагола, залоги. Склонение именных групп и местоимений; выбор типа окончания прилагательного в зависимости от структуры именной группы. Управление предлогов. Порядок слов в простых и сложных предложениях, типы придаточных. Переходные глаголы. Глагольное управление, выражение разных типов объектов при различных глаголах. Вопросительные и указательные местоименные наречия: образование и употребление.
  • 2 курс. Тема 2: Причастия и причастные обороты. Перефразирование.
    Виды причастий, их значения. Выделение границ причастного оборота. Распространенное согласованное определение с прилагательным. Перефразирование: правила модификации согласованных распространенных оборотов с разными причастиями в придаточные определительные и наоборот. Герундив (zu + Partizip I); модальные значения, выражаемые герундивом; правила перефразирования.
  • 2 курс. Тема 3: Способы выражения объективной и субъективной модальности.
    Значение модальных глаголов, их использование. Отрицание при модальных глаголах. Формы перфекта модальных глаголов, порядок слов в главном и придаточном предложениях. Конструкции “haben + zu + Infinitiv” и “sein + zu + Infinitiv”. Субъективная модальность: шкала уверенности. Модальные глаголы и лексемы (наречия, не модальные глаголы) и конструкции/выражения, служащие для выражения субъективной модальности. Перефразирование. Порядок слов при модальных глаголах в субъективном значении в формах перфекта. Futur I и Futur II для выражения модальности. Пассив при модальных глаголах. Частица zu; употребление инфитивов с частицей zu и без частицы zu. Конструкция accusativus cum infinitivo.
  • 2 курс. Тема 4: Сослагательное наклонение (конъюнктив).
    Единая система конъюнктива и два типа значений, выражаемых формами конъюнктива: ирреалис и “чужое мнение”. Образование и использование форм Konjunktiv II (настоящее и прошедшее время; формы пассива). Кoндиционалис (würde-Form). Формы и использование Konjunktiv I (настоящее, будущее и прошедшее время). Выражение косвенной речи.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий самостоятельные работы
  • неблокирующий контрольные работы
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * контрольные работы + 0.25 * самостоятельные работы + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Практическая грамматика немецкого языка : учебное пособие / М.М. Васильева, М.А. Васильева. — 15-е изд. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 255 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/textbook_5aa7dcf056bac1.36487196. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055786

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Schritte: Ubungsgrammatik, Gottstein-Schramm, B., 2010