• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Педагогический дизайн

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Педагогическое образование)
Направление: 44.04.01. Педагогическое образование
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Педагогическое образование
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на обучение студентов эффективным методам и способам конструирования программ учебных предметов/курсов, сценариев учебных занятий. В рамках курса обучающиеся научатся проектировать образовательные результаты, создавать контент-карты учебных курсов, обеспечивать обратную связь и подбирать необходимые стратегии преподавания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование, развитие и совершенствование знаний о современных подходах создания педагогической модели образовательной программы и способах её улучшения.
  • Формирование, развитие и совершенствование навыков, умений и компетенций создания эффективной и современной образовательной программы и навыков её анализа и совер- шенствования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает и умеет объяснить изменения в содержании профессиональной деятельности учителя
  • Знает международные тенденции по изменению профессиональных ролей учителя
  • Знает историю становления и развития педагогического дизайна, его определение и функции
  • Может описать историю изменений педагогических моделей
  • Знает особенности структурирования зарубежных образовательных программ
  • Умеет объяснить категорию «образовательные результаты»
  • Знает классификацию образовательных результатов (предметные, метапредметные и личностные)
  • Понимает требования профессионального стандарта «Педагог»
  • Знает и умеет дифференцировать образовательные результаты на понимание, перенос и овладение
  • Умеет проектировать учебные задачи в соответствии с образовательными результатами
  • Умеет отбирать стратегии преподавания в соответствии с образовательными результатами
  • Знает, что такое аутентичная проблема и умеет её формулировать
  • Знает и умеет использовать класс обучающих задач
  • Понимает и различает вспомогательную и своевременную информацию
  • Умеет отбирать учебные задачи для частичной практики
  • Знает и понимает структуру учебного модуля по таксономии Б. Марцано
  • Умеет шкалировать цели по уровням обучения (2.0, 3.0, 4.0)
  • Умеет разрабатывать/отбирать учебные задания в соответствии с целями по уровням обучения
  • Понимает, что такое «большие идеи», умеет выделить их ключевые характеристики и привести примеры из предметной области «Общественно-научные предметы»
  • Понимает, как связаны «большие идеи» и межпредметные понятия
  • Умеет различать lesson study и action research
  • Понимает особенности данных подходов, может назвать и охарактеризовать все циклы
  • Знает и умеет использовать «проектно-ориентированное обучение» (project-based learning), «проблемно-ориентированное обучение» (problem-based learning), «вопрошающее обучение» (inquiry-based learning)
  • Может назвать ключевые характеристики каждой технологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Представление концепции курса. Чему учить сегодня для успеха завтра: новые тренды в школьном образовании. Как меняются профессиональные роли учителя? Кризис классно-урочной системы.
    Школа эпохи конвейера не годится для экономики знаний. Курс на универсальные навыки. Важнейшие тренды современного мира, требующие отклика со стороны системы образования. Рост спроса на комплексные нерутинные задачи. Новая функция школы: от сортировки – к вовлечению и участию. Изменение школы – чему учить(ся)? Три группы ключевых компетенций: компетенции, связанные с мышлением, со взаимодействием с другими, со взаимодействием с собой. Результаты Всероссийского опроса учителей.
  • 2. Основы педагогического дизайна. Разновидности подходов проектирования учебного процесса - “от задачи”, “от типа деятельности”, “от образовательных результатов”. Особенности структурирования предметного curriculum: обзор зарубежных подходов (Канада, Сингапур, Финляндия и др.).
    Условия и причины появления педагогического дизайна как направления в начале XX века. История становления и развития педагогического дизайна, его определения и функции. Описание истории изменений педагогических моделей. Особенности структурирования предметного curriculum: обзор зарубежных подходов. Модели зарубежных образовательных программ (Канада, Сингапур, Финляндия и др.). Компоненты curriculum. Concept-based curriculum.
  • 3. Образовательные результаты: понятие, функции, требования.
    Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования: назначение, структура и совокупность требований. Примерные основные образовательные программы (ПООП). Программы учебных предметов, курсов. Требования к образовательным результатам (личностные, метапредметные, предметные). Содержание и структура исторического о6разования, закрепленные во ФГОС и ПООП. Профессиональный стандарт «Педагог». Цель и образовательный результат. Уровневая дифференциация планируемых образовательных результатов (факты, связи между фактами, использование фактов/информации/знания). Виды, функции содержание образовательных результатов. Описание образовательных результатов. Генератор образовательных результатов.
  • 4. Understanding by design (понимание через проектирование): модель проектирования учебного занятия от образовательных результатов.
    Модель «понимание через проектирование» - основные компоненты и алгоритм создания. Анализ сценария учебного занятия от содержания и от образовательных результатов. Образовательные результаты на понимание, овладение и перенос. Шесть граней понимания: интерпретация, применение, перспектива, сопереживание, самооценивание, объяснение, интерпретация. Как достигнуть понимания? С помощью чего школьники учатся понимать? Всеобъемлющие, ключевые и тематические вопросы. Критерии ключевых вопросов. Как сформулировать ключевой вопрос? Доказательства. Критерии оценки. Стратегии преподавания и функции учителя.
  • 5. 4/с id model (четырёхкомпонентная модель учебной программы): модель проектирования учебного занятия от аутентичных проблем и обучающих задач.
    Четырёхкомпонентная модель учебной программы - четыре компонента (аутентичная проблема, вспомогательная информация, своевременная информация, частичная практика). Как сформулировать аутентичную проблему? Типология обучающих задач.
  • 6. Персонализированная модель обучения: как разработать учебный модуль по таксономии Марцано?
    Персонализированное обучение. Концептуальные основания. Структура учебного процесса. Таксономия учебных целей. Шкалы оценивания. Учебные модули: структура, сценарий изучения модуля. Типология учебных задач. Накопительная система оценивания ПМО.
  • 7. Подход «большие идеи» и его использование при проектировании учебных программ по истории.
    Big ideas – специальный формат, который используется для описания образовательных результатов. Проектирование образовательной программы через «большие идеи». Методические функции «больших идей». Примеры «больших идей». Как формулировать «большие идеи»? Как развивать «большие идеи» по годам обучения? Обзор литературы для школьников, направленной на формирование междисциплинарных связей в обучении.
  • 8. Метод сбора и анализа обратной связи о проектируемых учебных занятиях (lesson study).
    Метод сбора и анализа обратной связи о проектируемых учебных занятиях. Подход lesson study. Планирование циклов lesson study, процедура проведения и технология документирования выводов. Роль обратной связи в обучении школьников. Виды и функции обратной связи. Особенности формирующей обратной связи. Отличительные черты эффективной формирующей обратной связи. Способы обеспечения обратной связи на учебном занятии.
  • 9. Основы современных технологий обучения: «проектно-ориентированное обучение» (project-based learning), «проблемно-ориентированное обучение» (problem-based learning), «вопрошающее обучение» (inquiry-based learning).
    Разновидности стратегий преподавания: проектно-ориентированное обучение (project-based learning), «проблемно-ориентированное обучение» (problem-based learning), «вопрошающее обучение» (inquiry--based learning). Требование к организации учебного процесса, роль учителя и учащихся в рамках каждой стратегии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Защита итоговой работы
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Активность на семинарских занятиях + 0.4 * Защита итоговой работы + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Видимое обучение : синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников : пер. с англ., Хэтти, Дж., 2017
  • Образование : очень краткое введение, Томас, Г., 2016
  • Педагогическая психология : учеб. для сред. пед. учеб. заведений, Талызина, Н. Ф., 2001
  • Современные образовательные технологии : учеб. пособие, Бордовская, Н. В., 2010
  • Финская система обучения : как устроены лучшие школы в мире, Уокер, Т., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Культурные основы обучения : Восток и Запад, Ли, Ц., 2017
  • Ловушки преподавания, Коэн, Д. К., 2017