Бакалавриат
2020/2021
Маркeтинг
Статус:
Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Департамент маркетинга
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Березка Светлана Михайловна,
Волкова Елизавета Евгеньевна,
Дворяшина Марина Михайловна,
Ойнер Ольга Константиновна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
50
Программа дисциплины
Аннотация
Курс нацелен на получение студентами ОП "Управление бизнесом" не только теоретических знаний, но и практических навыков в области маркетинга. В рамках курса студенты ознакомятся с базовыми понятиями классического и современного маркетинга: маркетинговая стратегия и СТП (сегментирование, таргетирование, позиционирование), поведение потребителей, маркетинговые исследования, маркетинговое планирование, брендинг. Все темы рассматриваются как с теоретической точки зрения, так и отрабатываются на практике посредством решения кейсов от компаний, гостевых лекций представителей ведущих компаний, а также реализации собственных проектов.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса - формирование у студентов базовых представлений о задачах и содержании маркетинговой деятельности, маркетинговых практиках российских и международных компаний, а также освоение студентами навыков работы с ключевыми инструментами маркетинга.
Планируемые результаты обучения
- знать основные этапы развития маркетинга, современные его направления, основные задачи и инструменты
- уметь проводить сегментацию, выделять целевой сегмент
- знать факторы, влияющие на принятие потребителем решения о покупке, уметь разрабатывать customer journey map
- знать основные этапы маркетинговых исследований, владеть основными инструментами МИ
- знать ключевые подходы к оценке рынка, уметь проводить SWOT, PEST анализ
- знать основные элементы маркетинг-микса, сущность и способы применения, уметь разработать маркетинговый бюджет
- знать стратегии товарного ассортимента, уметь построить матрицу БКГ
- знать основные виды социальных медиа, владеть инструментарием PR, различать основные каналы коммуникации ( ATL, BTL, TTL)
- знать ключевые составляющие бренда, уметь составлять карту бренда, уметь проводить тестирование бренда
Содержание учебной дисциплины
- 1. Введение в маркетингОпределение и ключевая сущность маркетинга. Компоненты рыночной ориентации компании (подходы Нарвера, Слейтера, 1990; Коли, Яворски, 1990). Основные этапы развития маркетинга. Основные функции, задачи и инструменты маркетинга. Современные направления маркетинга.
- 2. Маркетинговая стратегия и СТПЛогика модели СТП (Сегментирование, таргетирование и позиционирование). Понимание сегментации и сегментов. Уровни сегментации. Основные критерии сегментации. Признаки эффективной сегментации. Формирование и определение профиля сегмента. Понимание таргетирования (выбора целевой аудитории). Определение позиционирования. Роль СТП в маркетинговой стратегии компании
- 3. Поведение потребителейОпределение и понимание поведения потребителей. Основные признаки общества потребления. Основные этапы принятия потребителем решения о покупке. Когнитивный диссонанс при принятии решений, причины его возникновения и способы борьбы с ним. Факторы, влияющие на принятие потребителем решения о покупке. Потребительские роли. Этапы модели "Воронка продаж". Модель "Путь потребительского решения" (Consumer Decision Journey). Лояльность потребителей продукту. Потребительская ценность продукта.
- 4. Маркетинговые исследованияОпределение маркетинговых исследований. ESOMAR. Основные классификации маркетинговых исследований. Качественные методы маркетинговых исследований. Проективные методики. Коммерческая этнография. Количественные методы маркетинговых исследований. Понятия выборки и генеральной совокупности. Основные этапы проведения маркетингового исследования.
- 5. Анализ рынка.Ключевые аспекты внешней среды, необходимые для анализа при маркетинговом планировании. SWOT-анализ. PEST-анализ. Использование SWOT-анализа для стратегических решений. Этапы проведения SWOT-анализа. Методы прогнозирования. Матрица General Electric/McKinsey. 5 сил М. Портера. Стратегическая группа конкурентов. Ключевые подходы к оценке рынка.
- 6. Маркетинговое планированиеКлючевые отличия стратегии и плана. Понимание стратегических и тактических целей. Основные критерии формирования хорошей цели. «Каскадирование целей». Структура маркетингового плана. Подходы к работе с сегментами и их отличия. Маркетинг-микс (4Р, 7Р), его сущность и способы применения. Подходы к построению маркетингового бюджета. Группы факторов влияющие на ценообразование. Дифференциация цен. Виды ценовой дифференциации и их отличия. Верхний и нижний пороги цен. Ценовое стимулирование. Ценовые войны. Система сбалансированных показателей.
- 7. Продуктовая стратегия компанииОпределение товара и его характеристики. Мультиатрибутивная модель товара. Концепция ЖЦТ (жизненного цикла товара). Цели маркетинга на разных этапах ЖЦТ. Понятие товарного ассортимента. Место продуктовой стратегии в рамках модели маркетинг-микс. Стратегии товарного ассортимента. Диффузионный процесс распространения инноваций на рынке. Скорость диффузионного процесса. Матрица БКГ
- 8. Маркетинговые коммуникацииПроцесс маркетинговых коммуникаций. Особенности передачи коммуникационного сообщения от отправителя получателю. Показатель CPM. Репутационный аудит. Модель AIDAS. Типы сообщений в типологии Дункана. Основные виды интернет-маркетинга. Прямые продажи. Ключевые виды социальных медиа. PR и его основной инструментарий. ATL-каналы коммуникации. BTL-каналы коммуникации. TTL-каналы коммуникации. Путь потребительского решения. Методы определения лидеров мнений.
- 9. БрендингБренд, определение и отличие от торговой марки и товарного знака. Ключевые составляющие бренда. Идентичность бренда. Сущность и значение модели «Лестница бренда». Виды ценностей бренда. Мыслительное поле бренда. Эмоциональная карта бренда. Четырехуровневая модель бренда. Понятие «суть бренда». Атрибуты бренда. Модель «Колесо бренда». Понятие «Lovemark» и основы его формирования. Пирамида бренда. Зонтичный бренд. Корпоративный бренд и индивидуальный бренд: их преимущества и недостатки. Критерии формирования названия бренда. Фирменный стиль и его составляющие. Тестирование бренда/ визуальной идентификации / нейминга на целевой аудитории. Модель «Brand Asset Valuator». Понятия «приверженность» бренду, «предпочтение» бренда и «осведомленность» о бренде.
- Сбыт и продажиПонятие канала распределения. Роль, функции и структура каналов. Выбор каналов. Критерии выбора сбытового канала. Управление каналами распределения. Каналы и партнерские сети. Сетевой подход к дистрибуции. Природа дистрибьюторских сетей. Вектор развития отношений в каналах распределения – новые формы организаций. Мульти и омниканальность. Розничная торговля. Форматы розничной торговли. Новые модели успеха. Тенденции развития розничной торговли.
- ЦенообразованиеГруппы факторов влияющие на ценообразование. Дифференциация цен. Виды ценовой дифференциации и их отличия. Верхний и нижний пороги цен. Ценовое стимулирование. Ценовые войны.
Элементы контроля
- Промежуточное тестирование
- Промежуточные защиты проекта
- Итоговая защита проекта
- экзаменационная работа
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.15 * Итоговая защита проекта + 0.2 * Промежуточное тестирование + 0.25 * Промежуточные защиты проекта + 0.4 * экзаменационная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Kotler, P. T., & Armstrong, G. (2017). Principles of Marketing, Global Edition (Vol. 17th). Harlow, United Kingdom: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1594475
Рекомендуемая дополнительная литература
- Aaker, D. A. (2014). Building Strong Brands. [Place of publication not identified]: Free Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1977313
- Cooper, L. G. (2000). Strategic Marketing Planning for Radically New Products. Journal of Marketing, 64(1), 1–16. https://doi.org/10.1509/jmkg.64.1.1.17987
- Галицкий Е. Б., Галицкая Е. Г. - МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 570с. - ISBN: 978-5-9916-3225-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovye-issledovaniya-teoriya-i-praktika-425174
- Домнин В. Н. - БРЕНДИНГ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 411с. - ISBN: 978-5-534-02980-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/brending-433237
- Маркетинговые коммуникации / Алексунин В.А., Дубаневич Е.В., Скляр Е.Н. - М.:Дашков и К, 2018. - 196 с.: ISBN 978-5-394-01090-3
- Поведение потребителей: Учебное пособие / Л.С. Драганчук. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 192 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Обложка) ISBN 978-5-16-009837-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/459498