• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Этика бизнеса и КСО

Статус: Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 2-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Гофина Нина Александровна, Куимчиде Дарья Андреевна, Роулинс Томас Эдвард, Смирнов Павел Сергеевич, Чеглакова Людмила Михайловна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий (дискуссий, деловых игр, решения кейсов, проведения интервью, подготовка групповых проектов). В рамках теоретических занятий изучаются вопросы об основных подходах к изучению этики бизнеса, КСО и устойчивости, совместных усилиях государства, бизнеса, общества в реализации 17 Целей Устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ЦУРов) и международном законодательстве, регламентирующем КСО. Практические занятия направлены на выработку умений и навыков интегрировать инструменты прикладной этики и концепции этики бизнеса в управленческие процессы в компании, как то: навыки решения этических дилемм, анализа профессиональных и корпоративных этических кодексов, применения инструментов регулирования этичного поведения в компании, этического лидерства. В процессе изучения дисциплины студенты знакомятся с кейсами российских и зарубежных компаний.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • знакомство с основными понятиями, концепциями и стандартами в области этики бизнеса, корпоративной социальной ответственностью (КСО)
  • • анализ «лучших» и «худших» практик международных и российских компаний по этике бизнеса и КСО,
  • • выявление и обсуждение причин барьеров и возможностей стимулирования социально-ответственного поведения компаний в России,
  • • формирование навыков выявления, анализа и разрешения этических дилемм на рабочем месте, коррупционных кейсов
  • • осознание собственной позиции и отношения к социально-ответственному поведению
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Природа и сущность этики, проблемы и возможности формирования этичного и нравственного поведения. Проблема устойчивости
    Разведение понятий «мораль» и «этика». Развитие термина «мораль» и его смыслы, способы определения морали в этике. Функции морали и сферы жизнедеятельности людей, регламентируемые моралью. Проблемы обоснования этического требования. Источник и субъект требования. Способ обоснования этических идей. Элементы нормативной регуляции, роль права в регулировании вопросов этики. Роль культуры в формировании морали и этики. Изучение морали в академической сфере: различные подходы (дескриптивный, концептуальный, нормативный). Структура морали. Место этики в структуре морали. Механизм формирования нравственного поведения индивида. Детерминация человеческого поведения: роль мировоззрения, официальной и управляющей идеология, межличностных отношений. Уровень нравственного развития индивида (по Л.Колбергу). Проблема устойчивости. Ответственность за свои действия -действия для устойчивого образа жизни ООН.
  • Тема 2. Этика бизнеса как академическая дисциплина: истоки, структура, вопросы и проблемы макро- и микроэтики
    Истоки этики бизнеса. Протестантская этика, этика православия и хозяйственная дея-тельность. Религиозная этика как основание бизнес-этики. Основные современные концепции в этике бизнеса. Этика пользы (теория утилитаризма И.Бентама). Этика долга (деонтическая этика, категорический императив И.Канта). Этика справедливости: понимание справедливо-сти (эгалитаризм, «капиталистическая» справедливость, «коммунистическая» справедливость, теория справедливости Д.Ролза). Современные дискуссии в деловой этике. Этика бизнеса как научная дисциплина. Структура этики бизнеса. Макро – и микроэтика. Макроэтика: вопросы и проблемы. Взаимоотношения организаций, глобализация, предпринимательство и преодоление бедности. Микроэтика: вопросы и проблемы. Способы повышения этического уровня организации: общий обзор.
  • Тема 3. Профессиональная этика и ее влияние на этические вопросы бизнеса
    Понятие и возникновение профессиональной этики. Дилеммы профессиональной этики. Смысл и необходимость профессиональной этики, ее функции. Примеры конкретной профессиональной этики: медицинская, журналистская, военная, адвокатская этика, этика социального работника. Причины кризиса профессиональной этики и возможности его разрешения.
  • Тема 4. Моральные стандарты организации и этические дилеммы принятия решений менеджером
    Этические проблемы деловой жизни. Процесс принятия этических решений. Индивидуальные различия и этическое поведение. Барьеры и благоприятные факторы в принятии этически правильных решений. Моральные стандарты организации (по Дж.Сидерблу и Ч.Дохерти). Этические принципы. Этические дилеммы. Технологии принятия решений в ситуации этических дилемм. Роль менеджеров в организации. Этические обязанности руководителя и подчиненных. Моральные проблемы, связанные с властью и подчинением, возможности оценки качества руководителя с этической точки зрения. Индивидуальные кейсы и практические кейсы компаний.
  • Тема 5. Управление этикой в организации
    Регулирование этических вопросов: международные стандарты, кодексы и иные внутренние документы компаний. Российская практика применения этических стандартов. Способы повышения этического уровня организации (этические кодексы, «карты этики», комитеты по этике, социальные ревизии, обучение этичному поведению, этическая экспертиза, этическое консультирование). Корпоративная культура (по Р.Рютингеру) и этический климат организации. Контроль за соблюдением этических стандартов: функции омбудсмена; функция комплаенс; сообщения о нарушениях законодательства и этических стандартов (whistleblowing). Кейсы компаний.
  • Тема 6. Антикоррупционное поведение компаний
    Понятие коррупции. Две основные точки зрения на коррупцию. Виды коммерческой деятельности, которые наиболее подвержены коррупции. Распространенность коррупции. Индекс восприятия коррупции. Последствия коррупции. Зоны коррупционных рисков. Меры предотвращения коррупции в компании. Антикоррупционные программы и стратегии. Шаги по созданию и внедрению антикоррупционной программы. Критерии эффективной антикоррупционной программы. Законодательные меры по противодействию антикоррупции (опыт разных стран). Практические примеры.
  • Тема 7. Корпоративная социальная ответственность и корпоративная устойчивость (КСОиУ)
    Корпоративная социальная ответственность: основные понятия и определения. Концепция КСО: эволюция представлений и генезис. Дилемма экономической эффективности и общественного блага в контексте бизнес-развития. Обогащение концепции КСО: широкое понимание концепция социальной ответственности. Уровни КСО (модель А.Керолла: экономическая, правовая, этическая, филантропическая). Модель Х.Джонсона уровней КСО: уровень противоправности/безответственности; законопослушности; фрагментарности; стратегический уровень и уровень всемерной поддержки общества. Корпоративное гражданство, социально-ответственные инвестиции. Концепция заинтересованных сторон. Типологии заинтересованных сторон (Э. Фримена, Р. Митчелла, Дж. Пфеффера). Цели взаимодействия с заинтересованными сторонами. Подходы к идентификации и ранжированию заинтересованных сторон. Модель О. Менделоу. Процесс взаимодействия с заинтересованными сторонами: формы и стратегии взаимодействия. Типичные проблемы взаимодействия с заинтересованными сторонами. Общая характеристика КСО в контексте финансово-хозяйственной деятельности компании. Аспекты устойчивого развития бизнеса. ЦУР. Повестка 2030. Факторы, обеспечивающие внедрение и использование КСО в компании. Действия при внедрении КСО. Нефинансовые отчеты. Аудит нефинансовой отчетности. ESG-новации.
  • Тема 8. Нефинансовая отчетность для финансовой устойчивости
    Глобальные и региональные факторы нефинансовой отчетности компаний. Преимущества и недостатки стандартов. Международные стандарты. Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Всеобщая декларация прав человека. Global Compact (Глобальный договор ООН). Agenda 21 (Повестка дня 21). Обязательная ESG-отчетность. 17 Целей Устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ЦУР и их восприятие в России. Глобальная инициатива по отчетности (Global Reporting Initiative, GRI: история, основные блоки индикаторов. Обязательное социальное репортирование в отдельных странах (Франция – закон NRE и др.). AA 1000: границы применения. ISO 26000: текущее состояние дел. Экологические стандарты: ISO 14001, EMAS. Социальные стандарты: SA 8000. Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики (МОТ). Руководство ОЭСР для мультинациональных предприятий. Проект норм ООН, касающихся обязанностей транснациональных корпораций и других предприятий в области прав человека. Социальная хартия Российского бизнеса. Нормы отчетности РСПП. ESG-рекомендации ЦБ РФ для публичных акционерных обществ. Передовые инициативы PwC.
  • Тема 9. Социально-ответственное поведение компаний в России: особенности контекста, барьеры и стимулы, практики КСОиУ
    Культурный, исторический, политический и экономический контекст внедрения концепции КСО в современной России. Анализ моделей взаимодействия бизнеса и власти в российской экономике. Анализ опыта российских компаний в сфере корпоративной социальной деятельности и социального инвестирования. Общие интересы власти и бизнеса. Создание рабочих мест. Развитие системы образования и стимулирование научных разработок. Поддержка спорта и культуры, развитие системы здравоохранения. Развитие инфраструктуры на местном уровне. Благотворительность. Экологическая и природоохранная деятельность. Промышленная безопасность и охрана труда. Социальная политика на территориях. Профессиональная подготовка и развитие трудовых ресурсов. Необходимость институциональных преобразований в сфере отношений государства и бизнеса в России. Российские регионы: вовлеченность бизнеса в дела местного сообщества, формы социальной активности. Перспективы взаимодействия власти и бизнеса в реализации социальной политики в России
  • Тема 10. Мастер-класс лидеров бизнеса
    Выступление приглашенного эксперта из корпоративного сектора по теме этики бизнеса, КСО и устойчивости
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарских занятиях
    1. На презентации должны присутствовать и участвовать в ней все члены команды. В случае отсутствия по уважительной причине (при наличии оправдательных документов) оценка члену команды будет проставлена. В ином случае эта работа засчитана не будет. При опоздании студента на семинар в активном формате более чем на 15 минут, студент не допускается на занятие, но может участвовать в аналогичном семинаре с другой группой (преподаватель ставится в известность). 2. Оценка, полученная подгруппой/ командой на семинаре, является одинаковой для всех участников команды. Исключения: • Премиальные баллы от 1 до 3 баллов могут быть выставлены студентам с активной позицией (выступление в роли спикеров, задающих вопросы, экспертов, судей) по оценке судей и ведущего, а также студентам – командам, ставших лидерами по результатам опроса в конце семинарского занятия. • Если команда считает нужным изменить оценку какому-то члену группы (за исключительное участие), нужно в те же сутки, что прошел семинар, обратиться к преподавателю и получить его согласие/подтверждение такой возможности. 3. В случае отсутствия по уважительной причине (при наличии оправ-дательных документов) студенту представляется возможность отработки задания в формате анализа 3-х статей не позднее 2016 г. по теме семинара, самостоятельно подобранных по базе электронной библиотеки ВШЭ. Объем – не более 10 тыс. знаков с пробелами. Перечень семинаров в течение модуля: Семинар 1. Дебаты по Этике бизнеса (тип Интерактивный, задание – коллаж и защита позиции "За" или "Против" путем ответов на один из вопросов списка) Семинар 2. Этические дилеммы (тип Аналитический: в мини-группах с дистанционными студентами потока - решение кейса) Семинар 3. Профессиональные и Корпоративные кодексы (тип Аналитический: в мини-группах с дистанционными студентами потока - решение кейса) Семинар 4. Антикоррупционные инструменты (тип Интерактивный: решение кейсов по компаленс) Семинар 5. Ответственное поведение компаний в России (тип Аналитический: в мини-группах с дистанционными студентами потока - анализ с последующей защитой одной из тем). Для дистанционных студентов будет организован отдельный трэк в процессе обучения с учетом онлайн формата. Для интерактивных семинаров (1,4) разработаны специальные задания (выполняются в те же сроки, что занимается по расписанию студенческая группа, оцениваются преподавателем дистанционно) и не требуется подключения онлайн к этим семинарским занятиям. Для аналитических семинаров (2,3,5) предусмотрена возможность подключения дистанционно (стрим, преподаватель в зоне камеры) с защитой своего решения на группе и возможностью задать вопросы другим группам в чате
  • неблокирующий оценка за промежуточные тесты
  • блокирующий Итоговый (экзаменационный) тест
    Продолжительность экзамена 160 минут. Экзамен проходит на платформе StartExam
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Итоговый (экзаменационный) тест + 0.1 * оценка за промежуточные тесты + 0.5 * работа на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bowie, N. E. (2013). Business Ethics in the 21st Century. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=581508
  • Schwartz, M. S. (2017). Business Ethics : An Ethical Decision-Making Approach. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1470324
  • Silver, D. (2015). Business Ethics in the 21st Century, by Norman E. Bowie. Dordrecht: Springer, 2013. 235 pp. ISBN: 978-9400762220. Business Ethics Quarterly, (02), 279. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.buetqu.v25y2015i02p279.282.00

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kolk, A. (2016). The social responsibility of international business: From ethics and the environment to CSR and sustainable development. https://doi.org/10.1016/j.jwb.2015.08.010