Аспирантура
2020/2021
Качественные и количественные методы исследований в психологии: стандарты
Статус:
Курс по выбору
Направление:
37.06.01. Психологические науки
Кто читает:
Департамент психологии
Когда читается:
1-й курс, 1 семестр
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Люсин Дмитрий Владимирович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Качественные и количественные методы исследований в психологии» предназначена для аспирантов по направлению подготовки «Психологические науки». Целями настоящей дисциплины являются знакомство с методологическими принципами научных исследований в психологии, основными исследовательскими планами и методами обработки результатов, овладение критериями оценки качества научных исследований и психометрических инструментов. Изучение данной дисциплины базируется на базовых дисциплинах программ бакалавриата и магистратуры, посвящённых экспериментальной психологии и математическим методам. Особый акцент делается на статистических методах обработки данных.
Цель освоения дисциплины
- Целостное систематическое представление об основных методах статистического анализа, используемых в современной научной психологии.
- Владение необходимыми навыками обработки данных и представления результатов своего исследования.
Планируемые результаты обучения
- Способность выбирать и применять методы исследования, адекватные предмету и задачам исследования
- Способность собирать, анализировать, обрабатывать и хранить данные в соответствии с общепринятыми научными и этическими стандартами
- Умение выдвигать статистические гипотезы на основе научных и проверять их на основе фреквентистского и байесовского подходов.
- Способность корректно выбирать и применять методы многомерного статистического анализа; умение адекватно представлять и анализировать их результаты.
- Способность корректно сочетать качественные и количественные методы исследования.
Содержание учебной дисциплины
- Классификация статистических методов в психологии. Описательная статистика и способы представления результатов.Принципы выбора количественного метода для решения конкретной задачи. Основные описательные статистики: меры центральной тенденции, разброса и связи. Графическое представление результатов.
- Логика проверки статистических гипотез.Научные и статистические гипотезы. Понятия размера эффекта, уровня значимости, статистической мощности. Фреквентистский и байесовский подходы к проверке статистических гипотез.
- Анализ многомерных данных: основные методы (задача, тип исходных данных, принципы интерпретации) и принципы выбора методаДисперсионный анализ и его виды, регрессионный анализ и его виды, эксплораторный и конфирматорный факторный анализ
- Особенности качественных методов и смешанная методологияКлассификация качественных методов в психологии. Способы и проблемы интеграции качественного и количественного подходов.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (I семестр)Оитог = 0.5*Оэкз + 0.3*Оконтр.раб. + 0.2*Оауд
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Banister, P. (2011). Qualitative Methods in Psychology : A Research Guide (Vol. 2nd ed). Maidenhead: McGraw-Hill Education. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=450618
- Математическая обработка данных в социальных науках: современные методы : учеб. пособие для вузов, Крамер, Д., 2007
- Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов, Наследов, А. Д., 2007
Рекомендуемая дополнительная литература
- Agresti, A., & Finlay, B. (2014). Statistical Methods for the Social Sciences: Pearson New International Edition (Vol. Pearson new international ed., 4. ed). Harlow England: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1418314
- Field, A., & Wilcox, R. (2017). Robust statistical methods: a primer for clinical psychology and experimental psychopathology researchers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.55F2DE0