• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2020/2021

Качественные и количественные методы исследований в психологии: стандарты

Статус: Курс по выбору
Направление: 37.06.01. Психологические науки
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Качественные и количественные методы исследований в психологии» предназначена для аспирантов по направлению подготовки «Психологические науки». Целями настоящей дисциплины являются знакомство с методологическими принципами научных исследований в психологии, основными исследовательскими планами и методами обработки результатов, овладение критериями оценки качества научных исследований и психометрических инструментов. Изучение данной дисциплины базируется на базовых дисциплинах программ бакалавриата и магистратуры, посвящённых экспериментальной психологии и математическим методам. Особый акцент делается на статистических методах обработки данных.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целостное систематическое представление об основных методах статистического анализа, используемых в современной научной психологии.
  • Владение необходимыми навыками обработки данных и представления результатов своего исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способность выбирать и применять методы исследования, адекватные предмету и задачам исследования
  • Способность собирать, анализировать, обрабатывать и хранить данные в соответствии с общепринятыми научными и этическими стандартами
  • Умение выдвигать статистические гипотезы на основе научных и проверять их на основе фреквентистского и байесовского подходов.
  • Способность корректно выбирать и применять методы многомерного статистического анализа; умение адекватно представлять и анализировать их результаты.
  • Способность корректно сочетать качественные и количественные методы исследования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Классификация статистических методов в психологии. Описательная статистика и способы представления результатов.
    Принципы выбора количественного метода для решения конкретной задачи. Основные описательные статистики: меры центральной тенденции, разброса и связи. Графическое представление результатов.
  • Логика проверки статистических гипотез.
    Научные и статистические гипотезы. Понятия размера эффекта, уровня значимости, статистической мощности. Фреквентистский и байесовский подходы к проверке статистических гипотез.
  • Анализ многомерных данных: основные методы (задача, тип исходных данных, принципы интерпретации) и принципы выбора метода
    Дисперсионный анализ и его виды, регрессионный анализ и его виды, эксплораторный и конфирматорный факторный анализ
  • Особенности качественных методов и смешанная методология
    Классификация качественных методов в психологии. Способы и проблемы интеграции качественного и количественного подходов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Аудиторная активность
  • неблокирующий Письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    Оитог = 0.5*Оэкз + 0.3*Оконтр.раб. + 0.2*Оауд
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Banister, P. (2011). Qualitative Methods in Psychology : A Research Guide (Vol. 2nd ed). Maidenhead: McGraw-Hill Education. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=450618
  • Математическая обработка данных в социальных науках: современные методы : учеб. пособие для вузов, Крамер, Д., 2007
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов, Наследов, А. Д., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Agresti, A., & Finlay, B. (2014). Statistical Methods for the Social Sciences: Pearson New International Edition (Vol. Pearson new international ed., 4. ed). Harlow England: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1418314
  • Field, A., & Wilcox, R. (2017). Robust statistical methods: a primer for clinical psychology and experimental psychopathology researchers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.55F2DE0