Аспирантура
2020/2021
Этика научного исследования
Статус:
Курс по выбору
Направление:
44.06.01. Образование и педагогические науки
Кто читает:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 1 семестр
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Канонир Татьяна
Язык:
русский
Кредиты:
2
Контактные часы:
20
Программа дисциплины
Аннотация
В современной профессиональной и академической среде следование принципам профессиональной этики становится неотъемлемой частью профессионального стандарта. Целью освоения дисциплины «Этика научного исследования» является изучение основных этических принципов в контексте педагогической и исследовательской деятельности. Дисциплина направлена на формирование навыка распознавания этической дилеммы и рисков нарушения этических стандартов, а также развития понимания краткосрочных и долгосрочных последствий нарушения этических принципов. В рамках дисциплины будут также рассмотрены такие практические вопросы как подготовка документов для рассмотрения этической комиссией университета; разработка форм информированного согласия для исследования; корректный выбор и этическое применение методов исследования, в особенности измерительных инструментов; интерпретация полученных результатов и их публикация.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Этика научного исследования» является ознакомление с основными этическими принципами в контексте педагогической и исследовательской деятельности. Дисциплина направлена на формирование навыка распознавания этической дилеммы и рисков нарушения этических стандартов, а также развития понимания краткосрочных и долгосрочных последствий нарушения этических принципов в академической и исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения
- Воспроизводит требования этических стандартов к исследовательской деятельности, называет основные этические принципы.
- Распознает этические дилеммы в работе преподавателя.
- Может критически проанализировать планируемое исследование с позиции принятых этических стандартов. Может применить знания этических принципов для подготовки заявки проекта исследования на рассмотрение этической комиссии. Может подготовить форму информированного согласия для своего исследования. Оценивает инструментарий для исследования с позиции требований этики. Может анализировать результаты исследования и их описание и интерпретацию с позиции этики.
- Применяет знания этических принципов при подготовке манускрипта и его подаче на рассмотрение к публикации в научных и других изданиях.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в проблему соблюдения этики в академической и исследовательской деятельности.Этические кодексы. Основные этические принципы. Этическая дилемма.
- Академическая этика и этические дилеммы в работе преподавателя.Академическое мошенничество. Оценивание студентов и пересдачи, дополнительные задания. Конфликт интересов в ситуации нескольких ролей.
- Этические принципы при планировании и реализации исследования.Подача проекта исследования на рассмотрение этической комиссии. Особенности исследований с привлечением людей. Информированное согласие на участие в исследовании. Обман, дебрифинг. Требования к инструментам оценивания. Хранение данных и их сохранность. Анализ данных и интерпретация полученных результатов.
- Публикация результатов исследования.Отношения с соавторами и упоминание авторства. Финансирование и конфликт интересов. Плагиат и самоплагиат. Этические принципы при рецензировании манускриптов статей.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (I семестр)0.2 * Домашнее задание 1 + 0.3 * Домашнее задание 2 + 0.5 * Зачет
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Kevin Lewis, Jason Kaufman, Marco Gonzalez, Andreas Wimmer, & Nicholas Christakis. (2009). Tastes, ties, and time: A new social network dataset using Facebook.com. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F6301593
- Kirkham, J. J., Dwan, K. M., Blümle, A., von Elm, E., & Williamson, P. R. (2016). How Much Participant Outcome Data Is Missing from Sight: Findings from a Cohort of Trials Submitted to a German Research Ethics Committee. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EBFFF09A
- Natalya Maloshonok. (2016). How Perceptions of Academic Honesty at the University Correlates with Student Engagement: Conceptualization and Empirical Research Opportunities. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FC189D47
Рекомендуемая дополнительная литература
- ШМЕЛЕВА ЕВГЕНИЯ ДМИТРИЕВНА. (2015). Академическое Мошенничество В Современных Университетах: Обзор Теоретических Подходов И Результатов Эмпирических Исследований. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C3B205BE
- Шмелева Евгения Дмитриевна. (2016). Плагиат и списывание в российских вузах: роль образовательной среды и индивидуальных характеристик студента. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.594D7E81