• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2020/2021

Методология философского исследования

Статус: Курс обязательный
Направление: 47.06.01. Философия, этика и религиоведение
Когда читается: 1-й курс, 2 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Данная учебная дисциплина преподается на первом году обучения в аспирантуре. Она следует за курсом "История и философии науки" и делает акцент на особенностях научной методологии в области философии. В рамках данной дисциплины анализируются разнообразные подходы к философскому исследованию, которые существуют в разных школах философской мысли.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у аспиранта представление о разнообразии и специфике методов философского исследования, их теоретических предпосылках и ограничениях, особенностях их выбора и применения по отношению к конкретному исследованию
  • Ознакомить аспирантов с критериями оценки эффективности философского исследования и с особенностями написания методологического раздела диссертации
  • Привить учащимся навык критического осмысления собственного методического инструментария
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Различает методы научного исследования в области философии
  • Применяет корректную методологию в своей профессиональной области в зависимости от поставленных исследовательских целей
  • Демонстрирует навыки критического анализа методологии, применяемой в диссертационном исследовании (своем или чужом)
  • Перечисляет основные методы и методологические подходы, используемые в философии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
    Особенности философии как академической дисциплины. Понятие метода. Роль метода в философии и в науке. Связь метода с основными элементами исследования: постановка вопроса, выдвижение исследовательской гипотезы, теоретическое обоснование работы, выбор источников и принципов их интерпретации
  • Историческое развитие метода в философии
    Рождение философии как критического и рационального мышления в Древней Греции. Схоластическая и гуманистическая философии: различие методов и подходов. Осмысление «метода» в эпоху раннего Нового времени. Разделение философии и науки. Методологическая программа позитивизма. Диалектический и исторический материализм как методологические подходы. Постнеклассическая философская парадигма и современная методология. Методологический ресурс синергетики. Основные принципы системного подхода
  • Методы историко-философского исследования
    История философии как историческая и философская дисциплина. История философии, история идей, интеллектуальная история: сходства и различия. Критический, сравнительный, герменевтический методы в истории философии. Роль критики источников. Диахронический и синхронический подходы
  • Методы философского анализа текстов
    Специфика философского текста. Текст как объект интерпретации. Философская герменевтика Шлейермахера и Гадамера. Принцип герменевтического круга. Понимание и его диалектический характер. Виды контекстов и их влияние на философский смысл текста. Методы «медленного» и «быстрого» чтения. Применение количественных методов анализа текста в философских исследованиях. Концептуальный анализ и контент-анализ. Принципы дискурсивного анализа.
  • Методологическое значение трансцендентализма
    Основные характеристики трансцендентальной философии начиная с Канта. Выявление априорных (трансцендентальных) условий возможности опыта и познания как основная задача трансцендентализма. Историзация «априори» в философии второй половины 19 и начала 20 веков. Трансцендентализм и натурализм
  • Феноменология как методология философского исследования
    Э. Гуссерль и начала феноменологии. Трансцендентальная редукция и «эпохе» как основания феноменологической дескрипции. Конституирующее сознание в феноменологии. Развитие феноменологического метода в 20 веке. Применение феноменологического подхода к исследованию чистого сознания и многообразия способов данности сущего. Соединение феноменологического и герменевтического методов в философии Хайдеггера.
  • Мысленные эксперименты в философии
    Мысленные эксперименты как особая форма доказательного аргумента. Примеры использования мысленных экспериментов в науке и в философии. Философская проблема эпистемологической значимости мысленных экспериментов. Особенность применения мысленных экспериментов в философии. Мысленный эксперимент как способ критического анализа теории.
  • Междисциплинарные подходы в философии
    Междисциплинарность как требование современного этапа научных и гуманитарных исследований. Особенности методологического взаимодействия в междисциплинарных исследований. Концепции и методы социологии, истории, психологии в философских исследованиях. Психоанализ и философская антропология. Лингвистика и философия языка. Нейронауки и философия сознания. Синергетика как междисциплинарная парадигма философских и научных исследований
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение и работа на семинарах
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Рецензирование докладов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (II семестр)
    0.7 * Доклад + 0.15 * Посещение и работа на семинарах + 0.15 * Рецензирование докладов
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Князева Е. Н. - ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАНИЙ. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 289с. - ISBN: 978-5-534-05131-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-nauki-mezhdisciplinarnye-strategii-issledovaniy-409000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gendler, T. (2013). Thought Experiment : On the Powers and Limits of Imaginary Cases. Oxfordshire, England: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=686970