Аспирантура
2020/2021
Академическое письмо
Статус:
Курс по выбору
Направление:
41.06.01. Политические науки и регионоведение
Кто читает:
Департамент политики и управления
Когда читается:
1-й курс, 1 семестр
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Малинова Ольга Юрьевна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре. Является курсом по выбору. В процессе занятий в курсе каждый аспирант готовит одну статью по теме диссертации. Домашние практические задания в рамках курса направлены на стимулирование поэтапной работы над статьей, развитие у аспирантов универсальных и профессиональных компетенций, необходимых для самореализации в следующих видах профессиональной деятельности: 1) научно-исследовательской, 2) проектной и 3) информационной и аналитической. Курс предполагает изучение методологии работы над академическими текстами и призван помочь в подготовке научной статьи для публикации в журнале из списка, установленного профильным диссертационным советом. Курс преподается в формате лекций, домашних практических заданий, выполняемых в модуле dpo.hse.ru и семинаров. Аспиранты работают с литературой, выполняют индивидуальные задания, связанные с подготовкой статей по материалам своих диссертационных исследований, а также работают в малых группах, выступая в качестве редакторов и рецензентов.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса – развить имеющиеся навыки академического письма, стимулировать работу над статьями и обучить основным приемам выбора жанра и разработки замысла статьи, выбора релевантного журнала, планирования структуры статьи, написания и редактирования научного текста, коммуникации с редакцией и рецензентами в процессе подготовки публикации.
- Курс имеет практический характер и ставит задачей помощь в подготовке к публикации статьи по теме диссертационного исследования.
Планируемые результаты обучения
- Знает специфические особенности научного текста; может аргументированно классифицировать текст как отвечающий или не отвечающий этому жанру
- Знает отличительные признаки научной статьи; аргументированно различает статью от эссе, реферата, квалификационной работы.
- Владеет критериями отбора журнала, релевантного для публикации статьи по теме диссертационного исследования
- Знает критерии качества научного текста и умеет их применять для анализа
- Умеет работать с информационными ресурсами в процессе подготовки публикации
- Знает основные принципы формулировки заглавия статьи; умеет их применять
- Знает основные принципы определения ключевых слов; умеет их применять.
- Знает основные принципы составления аннотации; может составить аннотацию к тексту готовой статьи
- Может подготовить аннотацию к собственной статье
- Владеет основным алгоритмом построения научного текста: тезис - аргумент - вывод
- Владеет навыками правильного цитирования и оформления ссылок на цитируемую литературу
- Умеет строить композицию статьи / раздела статьи, содержащего обзор литературы
- Знает основные критерии оценки качества научного текста
- Может аргументированно обсуждать достоинства и недостатки научных статей, подготовленных коллегами
- Может подготовить peer-review.
- Может аргументированно ответить на критические замечания редактора / ревьюера
- Может написать сопроводительное письмо в редакцию журнала, адекватно представив замысел своей статьи, ее вклад в конкретную научную дискуссию и релевантность для журнала.
- Может выделить в текст стилистические ошибки
- Знает основные типы стилистических ошибок; владеет приемами их исправления
- Может редактировать текст, подготовленный коллегами
Содержание учебной дисциплины
- Написание текстов по результатам исследования: особенности подготовки статей для научных изданийИсследовательская деятельность и публикация ее результатов. Особенности академического научного текста. Для чего / для кого текст? Автор как ансамбль ролей: читатель – исследователь – писатель – критик – редактор. Статья как продукт исследовательского проекта. Чем научная статья отличается от курсовой работы или ВКР? Типы научных статей: статьи и обзоры. Проблема новизны. Особенности подготовки статей по результатам количественных и качественных исследований. Особенности подготовки статей в формате обзора литературы по проблеме. Выбор журнала. Использование информационно-аналитических ресурсов при выборе журнала.
- Планирование и написание научного текстаОрганизация научного текста: общие принципы. Планирование текста. Требования к заглавию. Требования к аннотации. Некоторые секреты успеха. Что делает текст убедительным («научным»)? Как писать про «теорию»? Что необходимо написать про методологию? Основной алгоритм построения научного текста: тезис – аргумент – вывод. Как добиться логической стройности текста? Какими методологическими свойствами должны обладать социально-научные аргументы? Цитирование в научном тексте. Плагиат. Чтение и академическое письмо. Обзор литературы и элементы реферирования в научном тексте. Оформление научного текста. Библиографические ГОСТы: как правильно ими пользоваться?
- Рецензирование научного текста. Профессиональная коммуникация в процессе подготовки статьиКритика как инструмент развития научного знания. Установка на «индустриальное производство знаний» как коллективный процесс. Конвенциональные правила научной коммуникации. Принцип peer-review. Основные критерии оценки качества научной статьи. Коммуникация в процессе подготовки статьи к публикации. Сопроводительное письмо редактору журнала. Ответ на peer-review.
- Редактирование и стилистические ошибкиОсновные принципы редактирования научных текстов. Саморедактирование. Стилистические ошибки: смешение речевых стилей; лексические ошибки; синтаксические ошибки, связанные с нарушением связей между словами; стилистические ошибки, связанные с неправильным употреблением союзов и союзных слов.
Элементы контроля
- План-проспект статьи по материалам диссертационного исследования
- Текст статьи по материалам диссертационного исследования, подготовленной для конкретного журнала
- Подготовка peer-review (рецензии) на статью коллеги
- Подготовка письма в редакцию
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (I семестр)0.2 * План-проспект статьи по материалам диссертационного исследования + 0.2 * Подготовка peer-review (рецензии) на статью коллеги + 0.2 * Подготовка письма в редакцию + 0.4 * Текст статьи по материалам диссертационного исследования, подготовленной для конкретного журнала
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Christine B. Feak, & Book Reviews. (n.d.). Taking a Critical Stance: Evaluation in Academic Writing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.44AF2F2C
- Sawaki, T. (2016). Analysing Structure in Academic Writing. London: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1243326
- Создание академического текста : учеб. пособие для вузов, Ярская-Смирнова, Е. Р., 2013
Рекомендуемая дополнительная литература
- Dudley-Evans, T., & Hewings, M. (2001). Academic Writing in Context : Implications and Applications. Birmingham: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=226902
- Gáliková, S. (2016). Academic Writing : Selected Topics in Writing an Academic Paper. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, Internationaler Verlag der Wissenschaften. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1235840
- Hartley, J. (2008). Academic Writing and Publishing : A Practical Handbook. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=224109
- Johnson, A. P. (2016). Academic Writing : Process and Product. Lanham, MD: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1222793
- MacDonald, S. (2010). Professional Academic Writing in the Humanities and Social Sciences (Vol. Paperback ed). Carbondale and Edwardsville: Southern Illinois University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=367965
- Короткина И. Б. - МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 219с. - ISBN: 978-5-534-06854-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/modeli-obucheniya-akademicheskomu-pismu-zarubezhnyy-opyt-i-otechestvennaya-praktika-441840
- Короткина И. Б. - МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 219с. - ISBN: 978-5-534-06013-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/modeli-obucheniya-akademicheskomu-pismu-441821