Аспирантура
2020/2021





Теории и методы современного исторического познания
Статус:
Курс обязательный
Направление:
46.06.01. Исторические науки и археология
Кто читает:
Департамент истории
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 семестр
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Теории и методы современного исторического познания» нацелена на ознакомление аспирантов образовательной программы с современными теориями и методами исторического познания. Главная задача курса состоит в приобретении аспирантами исследовательских навыков в области современных исторических методов. В курсе рассматриваются как классические труды, проблематизирующие методы исторической науки, так и современные вызовы "политики памяти", новой локальной истории и т.д.
Цель освоения дисциплины
- Дисциплина «Теории и методы современного исторического познания» нацелена на ознакомление слушателей образовательной программы с современными теориями и методами исторического познания. Главная задача курса состоит в приобретении слушателями исследовательских навыков в области современных исторических методов
Планируемые результаты обучения
- Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, в том числе в междисциплинарных областях
- Способность генерировать оригинальные теоретические конструкции, гипотезы и исследовательские вопросы
- Способность выбирать и применять методы исследования, адекватные предмету и задачам исследования
- Способность собирать, анализировать, обрабатывать и хранить данные в соответствии с общепринятыми научными и этическими стандартами
- Способность осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения
- Способность проводить теоретические и экспериментальные исследования в области исторического познания, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий
- Способность увидеть (поставить) проблему и обосновать ее актуальность / вписать свое исследование в контекст современного гуманитарного знания
- Демонстрирует способность проводить исторические сопоставления на материалах различных эпох
- Способен реализовать научное исследование
- Способен реализовывать полученные знания в собственной исследовательской деятельности.
Содержание учебной дисциплины
- Классические теории и их развитие.
- Новые направления и перспективы развития исторического познания
- Парадигмы исторического познания и их трансформации на протяжении XX – начала XXI в.Позитивизм и его трансформации на протяжении XX в. Позитивизм: функции и метод исторического познания. Методологические поиски историков в XIX – начале XX в.: И.Г. Дройзен, Э. Фримен, Э. Бернгейм, Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос. Кризис позитивизма. Эмпириокритицизм в контексте эпистемологии конца XIX в. Логический позитивизм (неопозитивизм): поиск оснований строго научного знания. Аналитическая философия истории (А. Данто). Постпозитивизм в социокультурном контексте постмодерна. Неокантианство и его влияние на историописание XX – начала XXI в. Марбургская и Баденская школы неокантианства. Науки о природе (номотетические) и науки о культуре (идиографические) в концепции Баденской школы. Логика исторической науки: анализ Г. Риккерта. М. Вебер: анализ неокантианства. В. Дильтей: критика исторического разума. Описательная психология: поиск оснований наук о духе. «Предметные продукты психической жизни» в концепции В. Дильтея. Русская версия неокантианства: А.И. Введенский, В.М. Хвостов, А.С. Лаппо-Данилевский, И.И. Лапшин. Проблема объекта исторического познания. Методы критики и интерпретации исторического источника. Неокантианская логика историописания в социально ориентированной истории начала XXI в.: проблема различения ценности и оценки. Феноменологические подходы в историческом познании. Феноменология Э. Гуссерля: поиск оснований строгой науки. Критика психологизма. Феноменологическая редукция и процедура эпохе. Опыт феноменологической редукции: «Начало геометрии» Э. Гуссерля. Феноменология Э. Гуссерля в интерпретации Ж. Деррида. Феноменологическая составляющая концепции А.С. Лаппо-Данилевского. Движение от понимания исторического источника как культурного феномена к феноменологии культуры. Феноменологическая концепция Ф. Анкерсмита.
- Исторический синтез и проблема нарративаСоотношение исследования и презентации полученного знания. Нарратив как форма интерпретации исторического знания. История и тропология. Концепции П. Рикёра, П. Вена, Х. Уайта, Ф.Р. Анкерсмита. Нарратив как форма интерпретации исторического знания.
- Прагматический поворот в историческом познании
- Феноменологические концепции в современном историческом познанииФеноменологическая социология А. Шюца: структуры жизненного мира. Концеция «исторического опыта» Ф. Анкерсмита.
- История идей и интеллектуальная история: основные подходыИстория идей: концепция А. Лавджоя. Интеллектуальная история как предметное поле актуального исторического знания.
- История понятий: Begriffsgeschichte и Кембриджская школаИстория идей и история понятий. История понятий как метод социальной истории. «Словарь» Козеллека. История понятий: Begriffsgeschichte и Кембриджская школа
- Культурный поворот. Культурная история социального
- Теория повседневностиИстория повседневности как история социального. Теория повседневности в немецкой историографии. Концепция М. де. Серто.
- Пространственный поворот. Новая локальная история.Локализация истории во времени и пространстве. Пространство истории и средства его репрезентации. Пространство истории в линейных и цивилизационных моделях истории. Локальная история и краеведение: соотношение понятий. Новая локальная история: проблема конструирования пространства. Социология пространства. Исторические и социологические подходы к конструированию истории. Историческая география в структуре исторического знания: трансформация предмета и цели субдисциплины исторической науки.
- Проблематика памяти в историческом познанииФормирование идентичности как инвариантная функция исторического знания. Концепции истории как памяти: Ю.М. Лотман, П. Нора, П. Хаттон. Память и забвение в концепции П. Рикёра. Кризис доверия к историческому нарративу как знак постмодерна. Кризис исторической памяти как кризис идентичности. Поиски путей преодоления кризиса.
Элементы контроля
- Аудиторная работаГлубина знаний пройденного учебно-программного материала во время участия аспиранта в дискуссиях на семинарских занятиях оценивается через инициацию дискуссии между аспирантами с модерирующей ролью преподавателя. Обсуждению подвергается материал, представленный на семинарских занятиях, в зависимости от тематического блока. Преподаватель оценивает участие аспирантов в дискуссии в соответствии с обозначенными критериями и структурирует дискуссию посредством наводящих вопросов.
- Домашнее заданиеДомашнее задание представляет собой письменное задание, содержащее 2 вопроса, письменный ответ на которые должен иметь объём не менее 1000 слов.
- ЭкзаменИтоговый контроль производится в форме экзамена. Экзамен проводится в устной форме по билетам. Аспирант имеет 30 минут на подготовку и должен дать развёрнутый ответ на представленные в билете вопросы, в соответствии с материалами учебной программы. Каждый билет содержит два экзаменационных вопроса.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (II семестр)0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Домашнее задание + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Философия науки: Учебное пособие / Лешкевич Т.Г. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Аспирантура) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-009213-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/552959
- Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики, , 2008
Рекомендуемая дополнительная литература
- 1 - Эпистемология и философия науки / Epistemology & Philosophy of Science. 2015. Т. XLV. №4 - КноРус - 2015 - 255с. - ISBN: 1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/919393
- Лаппо-Данилевский А.С. - Методология истории. - Издательство "Лань" - 2013 - 617с. - ISBN: 978-5-507-12534-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/9969
- СЕМЕНОВ Ю.И. (2016). История как реальный процесс, историческая наука (историология) и философия истории (историософия). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8166AFEC