Магистратура
2020/2021
Медиамаркетинг
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Менеджмент в СМИ)
Направление:
42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Менеджмент в СМИ
Язык:
русский
Кредиты:
7
Контактные часы:
72
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Медиамаркетинг» является обязательной дисциплиной для изучения студентами 1 и 2 курсов магистерской программы «Менеджмент в СМИ». В рамках данной дисциплины рассматриваются все основные составляющие комплекса маркетинга с учетом специфики современного состояния и тенденций развития медиарынков в России и за рубежом. Особое внимание уделяется изучению маркетинговых исследований как базы для разработки стратегических и тактических решений, типологии маркетинговых стратегий на медиарынках и их связи с бизнес-стратегиями компаний, особенностям брендинга в сфере масс-медиа с учетом специфики брендов корпоративного уровня (медиахолдингов, издательских домов, телерадиокомпаний и медиакомпаний других типов), брендов СМИ, брендов их медиапродукции, ключевым решениям в сфере ценовой политики на потребительском и рекламном рынке, особенностям организации дистрибуции медиапродукции с учетом меняющейся медийной среды
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов комплексного представления о маркетинговых задачах, стоящих перед медиапредприятием в конкурентной среде, а также основных средствах и инструментах их решения
- Развитие навыков стратегического маркетингового анализа и планирования
- Формирование профессионального подхода к маркетинговым коммуникациям, способности разрабатывать коммуникационные кампании по продвижению медиапредприятий и их продуктов на рынке, анализировать результативность коммуникационных мероприятий, а также понимать их роль и оценивать их вклад в формирование капитала медиабренда
- Формирование и развитие у студентов базовых компетенций в области брендинга
Планируемые результаты обучения
- Понимает роль, цель и задачи маркетинга
- Описывает структуру плана маркетинга
- Ставит маркетинговую цель
- Рассуждает о бизнес-стратегии предприятия
- Может разработать бизнес-модель проекта
- Анализирует разные источники информации
- Успешно применяет различные модели для анализа макро- и микросреды
- Умеет создавать анкету для опроса аудитории
- Формулирует профиль аудитории на основе собранных данных
- Может описать продукт и правильно определить этап жизненного цикла медиапродукта
- Анализирует комплекс маркетинга медиапредприятия (7Р)
- Определяет подход к ценообразованию
- Может грамотно подобрать каналы распространения своего медиапродукта
- Перечисляет все точки возможные точки контакта аудитории к продуктом
- Анализирует все коммуникационные активности медиапредприятия (соцсети, офлайн, рассылки и др.)
- Составляет маркетинговый план с учетом всех предыдущих этапов и заданий (анализ, исследования, стратегия, профиль аудитории, каналы коммуникации)
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Маркетинг в медиаиндустрииПонятие маркетинга, различные подходы к его определению. Основные понятия маркетинга. Эволюция маркетинга. Основные концепции управления маркетингом. Содержание маркетинговой деятельности. Задачи медиамаркетинга, особенности маркетинга СМИ. Структура плана маркетинга (подход SOSTAC).
- Тема 2. Стратегии бизнеса и маркетинга в медиаиндустрии. Социально ориентированный маркетингПонятие бизнес-стратегии, стратегического и операционного маркетинга. Место и роль маркетинговой стратегии в общей стратегии медиапредприятия. Понятие социально ориентированного маркетинга. Понятие бизнес-модели и ценностного предложения.
- Тема 3. Методы маркетингового анализа. Комплекс маркетинга в медиаиндустрииМаркетинговый анализ: основные цели и задачи. Ситуационный анализ. Воронка разработки стратегии, инструменты анализа внешней среды (PESTEL, 5 сил Портера), внутренней среды медиаорганизации. Постановка маркетинговых целей (SMART, BHAG). Эволюция маркетинг-микса (4Р, 5С, 7Р, 8Р).
- Тема 4. Маркетинговые исследования в медиаиндустрии. Исследование и анализ аудитории.Основные задачи, решаемые в индустрии посредством маркетинговых исследований. Типология основных методов: количественные и качественные исследования, кабинетные и полевые. Основные источники информации для анализа. Модели конкурентного анализа. Модель модифицированного SWOT-анализа. Исследование аудито-рии: цели и задачи. Разработка профиля потребителя, способы анализа его поведения. Понятие персоны. Разработка карты эмпатии. Понятие инсайта. Понятие целевой аудитории. Подходы к сегментации аудитории медиа. Подходы к измерению аудитории. Лояльность и удовлетворенность аудитории, концепции AIDA(S), 7А. Понятие клиентского пути.
- Тема 5. Маркетинговый продукт. ЦенообразованиеПонятие продукта, медиапродукта, портфеля продуктов. Инструменты анализа продуктового портфеля. Модель жизненного цикла продукта. Особенности ценообразования в медиаиндустрии.
- Тема 6. Каналы сбытаПонятие каналов сбыта, точек продаж, воронки продаж. Управление каналами сбыта.
- Тема 7. Интегрированные маркетинговые коммуникации в медиандустрии.От маркетинговой стратегии к ИМК-стратегии. Основные этапы планирования и методы разработки стратегий стимулирований продаж и продвижения. Карта каналов коммуникации, принципы интеграции. Медиапланирование. Краткосрочное и долгосрочное воздействие. Бюджетирование ИМК-кампаний. Понятия бренда и позиционирования. Особенности рекламного рынка России.
- Тема 8. Составление маркетингового плана медиапредприятияОсновные задачи подготовки маркетингового плана медиапредприятия. Маркетинговый план как самостоятельный документ и раздел бизнес-плана. Типовая структура маркетингового плана. Понятие дорожной карты. Методы контроля за ходом реализации маркетингового плана. Понятие эффективности маркетинга, основные метрики.
Элементы контроля
- Работа на занятиях
- Тест
- Итоговый проектИтоговым испытанием (экзаменом) является защита проекта, которая проходит на последнем занятии (семинаре).
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.4 * Итоговый проект + 0.4 * Работа на занятиях + 0.2 * Тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Маркетинг на предприятиях и в корпорациях: теория и практика : монография / Т.Е. Никитина, К.А. Смирнова ; науч. ред. К.А. Смирнов. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 166 с. — (Научная мысль). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/915112
- Маркетинг: Учебник / Б.А. Соловьев; Институт экономики и финансов 'Синергия'. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 383 с.: 60x90 1/16. - (Учебники для программы MBA). (переплет) ISBN 5-16-002263-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/90172
Рекомендуемая дополнительная литература
- Инновационный маркетинг : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. В. Карпова [и др.] ; под редакцией С. В. Карповой. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 457 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-5797-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/386233
- Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг: Учебное пособие / Шарков Ф.И. - М.:Дашков и К, 2018. - 324 с.: ISBN 978-5-394-00792-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/342869
- Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. - 2-e изд., доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 368 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0233-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/351385
- Психология массовых коммуникаций : учебник / А.М. Руденко, А.В. Литвинова; под ред. А.М. Руденко. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 303 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — https://doi.org/10.12737/23673. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/792707