• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Средневековый Иран: общество и государство (в свете повествовательных и документальных источни

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Язык и литература Ирана)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Алонцев Максим Альбертович, Кораев Тимур Казбекович, Притула Антон Дмитриевич
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины предполагается изучение истории не только региона, на территории которого расположено современное государство Иран, но и сопредельных регионов, в тот или иной исторический период составлявших культурное или политическое единство: Средней Азии и территории современного Афганистана. Цель дисциплины — дать учащимся представление об основных этапах истории средневекового Ирана и показать современный уровень накопленных знаний и дискуссионные проблемы, обратить внимание на характерные черты социального и политического устройства страны, особенности формирования ее культуры. Также среди основных задач курса — задача дать студентам представление об основных категориях источников, показать на примерах методику источниковедческого анализа, обратить внимание на проблемы и трудности интерпретации источников.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Привить студентам навыки работы с оригинальными источниками
  • Познакомить студентов с основными приемами историописания в мусульманском мире
  • Привить студентам умение ориентироваться в массиве нарративных и документальных источников и находить необходимую информацию о конкретных эпизодах или персоналиях в обобщающих работах, специализированных базах данных, энциклопедических и справочных пособиях
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты имеют представления об основных этапах истории империи Тимура и Тимуридиских государствах, знают их особенности
  • Студенты имеют представления о туркоманских кочевых государствах, знают их ключевые особенности, а также понимают культурные процессы, проходившие в эту эпоху
  • Студенты имеют представления об основных периодах истории государства Сефевидов, знают ключевые особенности этого государственного образования, а также понимают социально-политических, общественные и культурные процессы, происходившие в этот период
  • Студенты имеют представление об основных политических процессах, происходивших в Центральной Азии в XVI-XVIII вв.
  • Студент имеет представление о причинах и предпосылках политического и экономического кризиса в регионе в XVIII в. и о последовавших за ним событиях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тимур и Тимуриды
    «Железный Хромец» как миф и историческое лицо: обзор дискуссионных моментов в оценке его военной и культурной деятельности. Походы Тимура и их последствия для Передней Азии. Тимуридская эпоха начала XV – начала XVI в.: блестящий расцвет персоязычной интеллектуальной и эстетической традиции при нарастающей политической несостоятельности правящей элиты. «Ренессанс» Тимуридов в Индии благодаря усилиям Бабура и Хумайуна и его плоды в середине XVI – начале XVIII вв. (всемирное историописание, сравнительное религиоведение и др.)
  • Туркоманские династии
    Конфедерации Чернобаранная (Каракоюнлу) и Белобаранная (Аккоюнлу), их истоки и перерождение в династические монархии. Противоборство между ними (шииты Каракоюнлу против суннитов Аккоюнлу) и их притязания на контроль над всем Ираном. Возрождение и расцвет Тебриза как главного очага тюрко-иранского синтеза в Иране. Превращение закавказского / азербайджанского тюрки в литературный язык и его взаимодополнение с персидским. Северные соседи туркоманских султанатов – суфийское братство (орден) сафавийа и государство Ширваншахов, особенности их взаимоотношений и внешних контактов.
  • Иран в XVI – XVIII вв.: Сафавиды
    Братство сафавийа и его трансформация в XIV – XV вв. из локального содружества мистиков в военную организацию орденского типа как результат обращения наставников (шейхов) к вооруженной поддержке номадов-туркоманов, сплоченных в воинство кызылбашей. Кызылбашская экспансия под водительством шейха Исмаила и его провозглашение шахом. Сафавидская держава – «иранское национальное государство», «тюркская держава» или «шиитская теократия»? Дихотомия ранне- и позднесафавидского периодов (до и после Аббаса I), проблема ее обоснованности. Безусловное торжество умеренного шиизма (имамизма), его превращение в один из столпов иранской идентичности. Ожесточенная схватка с суннитскими соседями – османцами на западе и узбеками на востоке – как стимул к беспрецедентной открытости по отношению к Западу: «Персия» в новоевропейской культуре Просвещения.
  • Центральная Азия в XVI – XVIII вв.: Шейбаниды и Аштарханиды
    Вытеснение Тимуридов Шейбанидами из Ферганы, Мавераннахра и Хорезма и рождение Узбекского ханства при сохранении официального статуса персидского языка и покровительства ирано-мусульманской традиции (несмотря на активизацию племенного начала во власти: 92 узбекские таифа как правящая корпорация). Удержание Бухарой и Самаркандом религиозно-политического престижа при обеих династиях, продолжающееся их обустройство и изменения с упрочением их статуса как главных очагов суннизма в Центральноазиатском регионе. Дискуссии вокруг идентичности местного ираноязычного населения («таджик», «сарт» и др.) и правомерности выделения его культурно-интеллектуального наследия из новоперсидского контекста.
  • Кризис XVIII в. в Иране (Гильзаи, Афшары, Зенды) и Центральной Азии (Мангыты, Кунграты, Минги)
    Всемирноисторические факторы кризисных явлений в обществе и хозяйстве региона в Новое время: медленные (граничащие с или переходящие в стагнацию) темпы технологических и мировоззренческих изменений по сравнению с романо-германской ойкуменой: открытие и захват Америки и перемещение наиболее оживленных торговых маршрутов в Атлантику из бассейна Индийского океана. Устойчивое (циклическое) столкновение разных хозяйственно-культурных типов (кочевое и полукочевое скотоводство и оседлое и орошаемое земледелие), деспотической конструкции власти, консерватизм религиозных институтов. Обрушение Сафавидской монархии под ударами пуштунов (Гильзаи) и быстротечность успехов Надир-шаха (Афшары) – как показатель изживания прежних моделей военно-политического и социального устройства в Иране. Хрупкая стабильность Бухары (Мангыты) и Хорезма (Кунграты) и рождение Кокандского ханства (Минги) в условиях относительной изоляции от остальной части тюрко-иранского мира при нарастающем натиске с востока (Китай) и севера (Россия).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Работа на семинарских занятиях + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Religion and Society in Qajar Iran, edited by Robert Gleave, Routledge, 2005. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=199455.
  • Soucek, Svat. A History of Inner Asia, Cambridge University Press, 2000. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=218045.
  • Streusand, Douglas E.. Islamic Gunpowder Empires : Ottomans, Safavids, and Mughals, Westview Press, 2010. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=625184.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Newman, A. J. (2009). Safavid Iran : Rebirth of a Persian Empire: Vol. Pbk. ed. I.B. Tauris.