Магистратура
2020/2021
Теория и механизмы государственного управления
Статус:
Курс обязательный (Государственное и муниципальное управление)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент политики и управления
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Барабашев Алексей Георгиевич,
Дмитриева Наталья Евгеньевна,
Долматов Илья Алексеевич,
Клименко Андрей Витальевич,
Клищ Николай Николаевич,
Минченко Ольга Сергеевна,
Овчарова Лилия Николаевна,
Синятуллина Ляйля Хабибовна,
Тер-Акопов Сергей Александрович,
Чаплинский Александр Владимирович,
Яковлев Андрей Александрович
Прогр. обучения:
Государственное и муниципальное управление
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
80
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Теория и механизмы государственного управления» нацелена на формирование у магистров знания основных методов и технологий, используемых в органах государственного и муниципального управления, для достижения поставленных перед ними целей и задач. В ходе освоения данной дисциплины студенты ознакомятся с лучшей существующей практикой, нормативными правовыми и методическими основами применения новых технологий государственного управления и регулирования в Российской Федерации, приобретут необходимые компетенции по применению различных методов государственного управления и регулирования, а также научатся использовать и оценивать эффективность современных технологий государственного управления и регулирования. Возможен дистанционный формат изучения дисциплины.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов с лучшей существующей практикой, нормативными правовыми и методическими основами применения новых технологий государственного управления и регулирования в Российской Федерации
- Формирование у студентов необходимых компетенций по применению различных методов государственного управления и регулирования
- Подготовка студентов к использованию и оценке эффективности современных технологий государственного управления и регулирования
Планируемые результаты обучения
- Знать и использовать понятийный аппарат теории государственного и муниципального управления
- Иметь представление об основных проблемных сферах науки и практики государственного и муниципального управления
- Освоить содержание основных управленческих технологий, используемых органами исполнительной власти
- Обладать навыками работы с нормативными правовыми актами, научными текстами по теории государственного управления, информацией, размещаемой государственными органами
- Получить навыки подготовки проектов решений, аналитических записок, заключений по представленным документам
- Обладать навыками поиска, обработки и анализа информации, необходимой для подготовки и обоснования управленческих решений, а также анализа проблем в области государственного управления и подготовки предложений по их решению
- Знать о современных направлениях развития методов государственного управления и уметь критически оценить перспективы их внедрения в определенной области
Содержание учебной дисциплины
- 1. Современные тенденции в государственном управлении и регулировании1.1. Факторы роста государства. 1.2. Государственные расходы – структура и состав. 1.3. Эффективность и неэффективность государственных расходов. 1.4. Развитие концепций государственного управления – основные этапы развития теории и практики. 1.5. Политико-административная дихотомия. 1.6. Госуправление и менеджмент, заимствование теории и бизнес практики. 1.7. Закон А. Вагнера. 1.8. Классическое и новое государственное управление (New Public Management). 1.9. Процессный подход и качество предоставления государственных услуг. 1.10. Оптимизация функций и полномочий госорганов. 1.11. Бюрократическая организация и бюрократические интересы. 1.12. Административная и бюджетные реформы в государственном секторе. 1.13. Теоретические подходы к государственному регулированию. 1.14. Составляющие института государственного регулирования. 1.15. Цели регулирования, понятие обязательных требований и цены регулирования. 1.16. Бихейворизм и другие поведенческие теории регулирования. 1.17. Цифровизация и новые вызовы государству. 1.18. Good governance и инклюзивное развитие.
- 2. Полномочия, функции и контрольно-надзорная деятельность государственных органов2.1. Полномочия и функции государственных органов. Положения о государственных органах, типы и различные классификации функций. 2.2. Контрольно-надзорные полномочия. Виды государственного контроля и надзора. 2.3. Правовые основы разграничения и закрепления полномочий за органами публичной власти. 2.4. Модели наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации государственными полномочиями. 2.5. Разграничение государственных полномочий по предметам совместного ведения. Собственные и переданные полномочия по регулированию. Распределение государственных полномочий в сфере контроля и надзора. 2.6. Федеральное законодательство по передаче отдельных государственных полномочий. 2.7. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на осуществление регионального государственного контроля (надзора). 2.8. Порядок передачи отдельных государственных полномочий, их финансового обеспечения и контроля за исполнением. 2.9. Организационно-правовая основа внедрения технологий стандартизации и регламентации государственных полномочий. 2.10. Реформирование контрольно-надзорной деятельности. Приоритетные проекты по реформированию контрольно-надзорной деятельности. 2.11. Новые подходы к контрольно-надзорной деятельности: внедрение риск-ориентированного подхода, совершенствование обязательных требований, подлежащих проверке, профилактические мероприятия, расширение использования ИКТ в контрольно-надзорной деятельности и сокращение объема взаимодействий между проверяемыми и проверяющими.
- 3. Анализ видов контрольно-надзорной деятельности3.1. Нормативные правовые основы осуществления контрольно-надзорной деятельности. 3.2. Реформа контрольной и надзорной деятельности. 3.3. Виды федерального и регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход. 3.4. Категории риска и классы (категории) опасности. 3.5. Виды контроля, в отношении которых будет осуществляться механизм «регуляторной гильотины». 3.6. Административные регламенты исполнения государственных функций. 3.7. Административные регламенты предоставления государственных услуг. 3.8. Профилактика нарушений обязательных требований. 3.9. Виды контрольных (профилактических) мероприятий. 3.10. Специальные режимы. 3.11. Проверочные листы при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий. 3.12. Требования к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора). 3.13. Периодичность проведения государственного контроля (надзора). 3.14. Экологический надзор. 3.15. Ветеринарный надзор. 3.16. Строительный надзор. 3.17. Земельный надзор. 3.18. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности. 3.19. Государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств. 3.20. Государственный контроль за обращением медицинских изделий. 3.21. Особенности других видов государственного контроля и надзора.
- 4. Стратегическое планирование, государственные программы и проектные подходы в государственном управлении4.1. Стратегические документы как инструмент государственного регулирования. 4.2. Основные документы системы стратегического планирования. 4.3. Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. 4.4. Бюджетные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. 4.5. Законодательные основы стратегического планирования в Российской Федерации. 4.6. Законодательные основы промышленной политики Российской Федерации. 4.7. Концепции и стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. 4.8. Механизмы, меры и инструменты государственного регулирования в концепциях и стратегиях социально-экономического развития Российской Федерации. 4.9. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. 4.10. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. 4.11. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации. 4.12. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации. 4.13. Национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации. 4.14. Национальные проекты. 4.15. Федеральные проекты. 4.16. Приоритетные проекты и программы. 4.17. Соглашения о реализации региональных проектов. 4.18. Государственная политика регионального развития Российской Федерации. 4.19. Стратегии пространственного развития Российской Федерации. 4.20. Стратегии социально-экономического развития федеральных округов. 4.21. Стратегии социально-экономического развития макрорегионов. 4.22. Отраслевые стратегии развития промышленности. 4.23. Государственные программы. 4.24. Нормативная правовая и методическая основа разработки и реализации государственных программ, отчетные документы. 4.25. Особенности разработки, реализации и оценки отдельных государственных программ. 4.26. Федеральные и ведомственные целевые программы. 4.27. Региональные государственные программы. 4.28. Муниципальные программы. 4.29. Нормативная правовая и методическая основа организации проектной деятельности в государственных органах.
- 5. Анализ государственных программ5.1. Перечень, наименования и количество существующих государственных программ Российской Федерации. 5.2. Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации. 5.3. Взаимосвязь государственных программ с национальными целями развития и национальными проектами Российской Федерации. 5.4. Структура и разделы государственной программы. 5.5. Требования к содержанию государственной программы. 5.6. Паспорт государственной программы. 5.7. Цели и задачи государственных программ. 5.8. Показатели (индикаторы) государственных программ. 5.9. План и детальный плана-график реализации государственных программ. 5.10. Контрольные события государственных программ. 5.11. Подпрограммы и основные мероприятия государственных программ. 5.12. Оценка эффективности государственных программ. 5.13. Годовые отчеты о ходе реализации государственных программ. 5.14. Преимущества и недостатки механизмов реализации государственных программ.
- 6. Показатели результативности и оценка эффективности деятельности в государственных органах6.1. Современные концепции и практики государственного управления, ориентированного на результат. 6.2. Принципы управления по результатам: MBO, MBR, TQM, CQM. 6.3. Принципы бюджетирования по результатам: PPBS, ZBB, GPRA(PFA), OOB. 6.4. Международная практика результативного управления. 6.5. Технологии управления результатами на уровне государственных служащих. 6.6. Эффективность (efficiency, effectiveness) и результативность (performance) деятельности государственных служащих. 6.7. Показатели результативности органа власти и государственных служащих, их взаимосвязь. 6.8. Законодательные основы использования показателей результативности. 6.9. Система сбалансированных показателей (balanced scorecards). 6.10. Система ключевых показателей (key performance indicators). 6.11. Оценка эффективности профессиональной служебной деятельности госслужащих: командные и индивидуальные подходы. 6.12. Процедуры и методы оценки государственных служащих. 6.13. Оценка «360 градусов» (360 degree feedback). 6.14. «Комплексная оценка» деятельности госслужащих (narrative assessment). 6.15. Системы отчета по показателям результативности (management accountability framework). 6.16. Программы повышения результативности деятельности государственных служащих (performance management programs). 6.17. Центры оценки и развития профессиональных качеств государственных служащих (assessment centers). 6.18. Программы профессионального развития государственных служащих (individual performance programs). 6.19. Влияние оценки на карьерный рост и условия прохождения государственной службы. 6.20. Методические инструментарии и рекомендации Минтруда России по оценке государственных гражданских служащих. 6.21. Показатели оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, методология их расчета, новации по сравнению с предыдущими годами. 6.22. Примеры систем оценки гражданских служащих в государственных органах. 6.23. Лучшие кадровые практики по оценке государственных гражданских служащих.
- 7. Разработка показателей результативности деятельности гражданских служащих7.1. Определение и сущность показателей результативности. 7.2. Типы и виды показателей результативности (performance measures). 7.3. Требования к показателям результативности (SMART, CREAM, 4С). 7.4. Показатели влияния (impact measures): определение, классификация, примеры. 7.5. Показатели конечных эффектов (outcome measures): определение, классификация, примеры. 7.6. Показатели непосредственных результатов (output measures): определение, классификация, примеры. 7.7. Показатели процессов (process measures): определение, классификация, примеры. 7.8. Показатели входящих ресурсов (input measures): определение, классификация, примеры. 7.9. Построение системы показателей результативности. 7.10. Мониторинг показателей результативности. 7.11. Недостатки и ограничения использования системы показателей результативности.
- 10. Управление и реформы государственной службы10.1. Реформы государственной службы: теоретические модели и практические реализации. 10.2. Механизмы нормативно-правового обеспечения управления государственной службой и ее реформирования. 10.3. Циклы реформ государственной службы в Российской Федерации. 10.4. Программы реформирования государственной службы Российской Федерации.
- 8. Основы (механизмы) государственного регулирования в социальной сфере8.1. Основы (механизмы) государственного регулирования в социальной сфере. 8.2. Государственная инфраструктура социальной сферы. 8.3. Участники социальной политики. 8.4. Основные механизмы социальной политики. 8.5. Основные инструменты разрешения противоречий между экономической и социальной политикой. 8.6. Основные механизмы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. 8.7. Пенсионная реформа в Российской Федерации. 8.8. Развитие пенсионной системы в Российской Федерации. 8.9. Бедность. Измерение и динамика бедности. 8.10. Риски бедности и состав бедного населения. 8.11. Национальные социальные цели.
- 14. Регулирование и оценка делового климата14.1. Деловой климат. 14.2. Основные компоненты делового климата. 14.3. Качество делового климата. 14.4. Основные индикаторы делового климата на национальном и региональном уровне. 14.5. Методики оценки делового климата, рейтинги бизнес-климата. 14.6. Опросы BEEPS. 14.7. Административные барьеры. 14.8. Инвестиционный климат. 14.9. Проект Doing Business. 14.10. Кейсы по оценке и измерению делового и инвестиционного климата. 14.11. Ограничения и смещения в оценках делового и инвестиционного климата. 14.12. Меры по улучшению делового и инвестиционного климата.
- 11. Государственное регулирование в промышленности11.1. Нормативная правовая основа промышленной политики в Российской Федерации. 11.2. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации». 11.3. Законы субъектов Российской Федерации о промышленной политики: особенности и специфика. 11.4. Основные принципы государственной поддержки отраслей промышленности. 11.5. Государственная информационная система промышленности. 11.6. Атлас промышленности. 11.7. Индустриальные (промышленные) парки. 11.8. Атлас индустриальных парков. 11.9. Промышленные технопарки. 11.10. Промышленные кластеры. 11.11. Методы, механизмы, формы и инструменты государственной поддержки и стимулирования промышленности. 11.12. Классификация мер государственной поддержки промышленности. 11.13. Навигатор мер поддержки промышленности. 11.14. Специальные инвестиционные контракты. 11.15. Критерии отнесения продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов. 11.16. Критерии подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации. 11.17. Институты развития промышленности. 11.18. Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ». 11.19. Фонд развития промышленности. 11.20. Региональные институты и фонды развития промышленности. 11.21. Федеральный проект «Промышленный экспорт». 11.22. Государственная программа «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности». 11.23. Региональные промышленные программы.
- 16. Государственное регулирование в сфере контрольно-надзорной деятельности16.1. Теоретические аспекты государственного контроля (надзора), муниципального контроля: понятие, субъекты, объекты, предмет контроля, место в системе контрольно-надзорных функций органов публичной власти. 16.2. Система законодательства о контрольной (надзорной) деятельности. 16.3. Организационные инструменты повышения эффективности контрольной (надзорной) деятельности: система оценки и управления рисками, информационные системы, оценка результативности и эффективности. 16.4. Формы контроля до и после реформы 2020 года. Виды контрольных (надзорных) мероприятий. Виды контрольных (надзорных) действий. Специальные режимы государственного контроля. 16.5. Система досудебного обжалования решений и действий при осуществлении контроля.
- 12. Тарифное регулирование12.1. Отрасли экономики и виды деятельности, цены на продукцию (услуги) которых подлежат государственному ценовому регулированию. 12.2. Основные принципы государственного регулирования тарифов в России. 12.3. Полномочия органов государственной власти по регулированию тарифов. 12.4. Методы ценового регулирования. 12.5. Сравнение российской и зарубежной системы тарифного регулирования. 12.6. Тарифная политика последних лет: достижения и проблемы. 12.7. Задачи, стоящие перед системой тарифного регулирования на перспективу.
- 13. Государственное регулирование в сфере открытых данных13.1. Принципы международного партнерства OGP. 13.2. Формирование системы открытого правительства в России. 13.3. Информационная открытость деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. 13.4. Принципы и формы раскрытия общедоступной информации. 13.5. Законодательная основа открытых данных. 13.6. Ожидаемые результаты раскрытия данных. 13.7. Открытые данные и отчетность. 13.8. Порталы открытых данных.
Элементы контроля
- Оценка Раздела 1Оценка раздела 1 рассчитывается по формуле: О раздела 1 = b1*О практические задания +b2*О презентация+ b3*О экзамен, где раздел 1 - темы 1-11. Весовые коэффициенты b1-bn определяются преподавателями по согласованию с академическим руководителем магистерской программы. В накопленную оценку раздела 1 входит оценка за выполнение практических заданий и работы на семинарах и оценка за самостоятельно подготовленную студентом презентацию с обобщением международного опыта и лучших практик государственного управления по выбранной студентом конкретной зарубежной стране. Экзамен проводится в письменном виде в виде развернутых ответов студента на два открытых вопроса.
- Оценка Раздела 2Оценка раздела 2 рассчитывается по формуле: О раздела 2 = b1*О практические задания + b2*О онлайн компонента +b3*О экзамен, где раздел 2 – темы 12-16. Весовые коэффициенты b1-bn определяются преподавателями по согласованию с академическим руководителем магистерской программы.
- Оценка Раздела 3Оценка раздела 3 рассчитывается по формуле: О раздела 3 = b1*О презентация + b2*О доклад + b3*О реферат + b4*О экзамен, где раздел 3 – темы 17-18. Весовые коэффициенты b1-bn определяются преподавателем по согласованию с академическим руководителем магистерской программы.