Бакалавриат
2020/2021
Логистика и управление цепями поставок
Статус:
Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 38.03.02 Менеджмент, изучающих дисциплину «Логистика и управление цепями поставок». В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся с основными процессами в логистике и управлении цепями поставок, а также изучают их особенности в различных сферах бизнеса. Программа разработана в соответствии с: • Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образователь- ного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», в отношении которого установлена категория «Национальный исследовательский университет», по направлению подготовки бакалавров 38.03.02 Менеджмент.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов базового понимания основных понятий и закономерностей логистики, а также места и роли логистики в системе управления предприятием.
Планируемые результаты обучения
- Уметь проводить объектную декомпозицию логистической системы, рисовать схему логистической сети и системы
- Уметь проводить процессную декомпозицию логистической системы, правильно выделять логистические операции и функции
- Объяснять различие операционных и координирующих логистических функций и их роль в управлении логистикой
- Знать типы потоков, протекающих в логистической системе, описывать их состав и параметры
- Уметь объяснить различие между понятиями "логистический сервис (обслуживание)" и "уровень логистического сервиса (обслуживания)"
- Знать вид кривой "запасы (затраты) - уровень сервиса", уметь объяснить причины, по которым она имеет такой вид
- Уметь разделять вклад различных функций бизнеса и логистических подразделений в поддержание необходимого уровня обслуживания клиентов
- Уметь рассчитывать основные показатели уровня обслуживания
- Уметь обозначать на схеме логистической сети основные места формирования запасов
- Уметь классифицировать запасы по типу материального потока и цели их создания
- Понимать и объяснять необходимость дифференцированного подхода к управлению запасами на предприятии
- Знать и объяснять последовательность шагов по формированию системы управления логистикой на предприятии
- Знать основные типы логистических стратегий, уметь для каждого из них приводить примеры ситуаций, когда этот тип стратегии будет отвечать целям бизнеса
- Знать основные группы логистических KPI, приводить примеры KPI для каждой из них
- Знать и понимать действие каждого рычага логистики
- Знать общие социально-политические и экономические тенденции, влияющие на интерес бизнеса к "зелёной" логистике и цепям поставок
- Перечислять основные направления решений в области "зелёной" логистики
- Уметь объяснять сходство и различие "зелёной" и реверсивной логистики
- Определять и объяснять цели и задачи управления цепями поставок для различных организаций бизнеса
- Объяснять значение прозрачности информации и сотрудничества для успешной деятельности всей цепи поставок
- Объяснять механизм действия эффекта хлыста в цепи поставок и способы его нейтрализации
- Уметь выделять подсистемы снабжения, производства и распределения на схеме логистической сети или системы
- Знать цели управления снабжением, поддержкой производства и распределением в логистике и их связь с общей целью управления логистикой
- Уметь проводить анализ "делать или покупать" при помощи количественных (ТСО) и качественных параметров
- Перечислять основные задачи управления операционной логистической деятельность и связывать их с общими целями и задачами управления логистикой на предприятии
- Применять концепцию ТСО для анализа и принятия решений по организации операционной логистической деятельности
- Знать основные составляющие логистической инфраструктуры предприятия
Содержание учебной дисциплины
- Понятийный аппарат логистики. Общая терминология.Объект и предмет логистики для коммерческой компании. Материальные потоки: трансформация, параметры, классификация. Потоки услуги и информации. Понятие логистической системы. Классификация логистических систем. Объектная декомпозиция логистических систем. Подсистема, звено, элемент ЛС. Логистическая сеть. Логистическая цепь. Свойства логистической системы. Процессная декомпозиция логистических систем. Логистический бизнес-процесс. Логистическая функция и операция. Функциональные области логистики.
- Управление операционной логистической деятельностьюСоставные части логистической инфраструктуры. Складская сеть и складское хозяйство. Склады на пути материального потока в ЛС. Основные задачи управления складированием. Формирование складской сети компании и факторы успеха. Управление логистическим процессом на складе. Ключевые показатели эффективности. Основные задачи управления транспортировкой и подходы к их решению.
- Координация логистических решений в функциональных областях логистикиОсобенности управления снабжением. Решение «делать или покупать»: группы затрат и факторы, влияющие на решение. Тактические цели управления снабжением. Операционные задачи управления закупками. Ключевые показатели эффективности управления снабжением. Основные задачи логистики производства, её взаимосвязь с логистикой снабжения и распределения. Специфика решений в логистике распределения. Информационная поддержка процессов снабжения, логистики производства и распределения.
- Управление логистическим сервисом и межфункциональная логистическая координацияПонятие и элементы логистического сервиса. Показатели уровня логистического сервиса. Влияние деятельности разных функций компании на уровень логистическиого сервиса. Основные вопросы логистической координации между функциями логистики, продаж и маркетинга, влияние координации на уровень логистического сервиса и запасы. Уровень обслуживания и определение тарифов на обслуживание клиентов.
- Управление запасами в логистической системеВиды и места формирования запасов в логистической сети. Значение запасов для компании, их взаимосвязь с уровнем обслуживания клиентов. Основные подходы к управлению запасами, их влияние на выполнение основных целей логистики. Запасы как инструмент и результат межфункциональной логистической координации.
- Планирование и организация логистики в компанииОпределение логистического менеджмента и его назначение в компании. Логика построения логистической системы компании. Логистическая миссия и стратегия. Разработка стратегического плана логистики. Виды логистических стратегий. Рычаги логистики. Модель стратегической прибыли. Система сбалансированных показателей применительно к логистической деятельности компании. Основные атрибуты и метрики логистики. Критерии выбора целевого значения для KPI.
- Основные принципы управления цепями поставокОбъектная и процессная структура цепи поставок. Цели и задачи управления цепями поставок. Основные стейкхолдеры цепи поставок. Принципы организации потоков в цепи поставок. Эффект бычьего хлыста и способы его нейтрализации. Прозрачность и сотрудничество в цепях поставок.
- Реверсивная и «Зеленая» логистикаТребования общества и бизнеса, обуславливающие интерес к "зелёной логистике". Основные направления "зелёных" логистических решений. Характеристики возвратной логистики. Базовая модель логистической сети возвратных потоков. Операции логистики возвратных потоков. Виды деятельности в реверсивной логистике. Основные направления решений проблем возвратов. Препятствия логистике возвратных потоков.
Элементы контроля
- Контрольная работаПересдача допускается в течение недели с дня выхода студента с больничного (или даты справки об освобождении от занятий по болезни)
- Работа на семинарских занятиях
- Письменный тест с закрытыми и открытыми вопросами
- Домашние задания
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.24 * Домашние задания + 0.12 * Контрольная работа + 0.4 * Письменный тест с закрытыми и открытыми вопросами + 0.24 * Работа на семинарских занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Дыбская В. В., Сергеев В. И. - ЛОГИСТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 341с. - ISBN: 978-5-9916-7032-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/logistika-v-2-ch-chast-2-434214
- Дыбская В. В., Сергеев В. И. ; Под общ. ред. Сергеева В.И. - ЛОГИСТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 317с. - ISBN: 978-5-534-03586-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/logistika-v-2-ch-chast-1-445029
- Сергеев В. И. - УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 480с. - ISBN: 978-5-534-01356-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-cepyami-postavok-450135
Рекомендуемая дополнительная литература
- Blanchard, D. (2010). Supply Chain Management Best Practices (Vol. 2nd ed). Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=319508
- Chopra, S., & Meindl, P. (2012). Supply chain management : strategy, planning, and operation.
- Copaṛā, S. (2016). Supply Chain Management: Strategy, Planning, and Operation, Global Edition (Vol. 6th ed). Harlow: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1419591
- Dubey, R., Gunasekaran, A., & Samar Ali, S. (2015). Exploring the relationship between leadership, operational practices, institutional pressures and environmental performance: A framework for green supply chain. International Journal of Production Economics, (C), 120. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.proeco.v160y2015icp120.132
- John Gattorna. (2016). Gower Handbook of Supply Chain Management: Vol. 5th edition. Routledge.
- McKinnon, A. C., Browne, M., Whiteing, A. E., & Piecyk, M. (2015). Green Logistics : Improving the Environmental Sustainability of Logistics: Vol. Third edition. Kogan Page.
- Robert A. Novack, Brian Gibson, Yoshinori Suzuki, & John J. Coyle. (2018). Transportation: A Global Supply Chain Perspective, Edition 9. Cengage Learning.
- Корпоративная логистика в вопросах и ответах / Национал. исследоват. универ. 'Высшая школа экономики'; Под общ. и науч. ред. В.И.Сергеева. -2-e изд., перераб. и доп. -М.:НИЦ Инфра-М,2013.-ХХХ,634 с.: 70x100 1/16.(п) ISBN 978-5-16-004556-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/355046
- Логистика и маркетинг. Теоретические аспекты взаимодействия, - 2-е изд., стереотипное - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 112 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-104557-2 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/548412
- Логистика складирования : учебник / В.В. Дыбская. — М. : Инфра-М, 2019. — 559 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). - www.dx.doi.org/10.12737/636. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1027997
- Проектирование системы распределения в логистике : монография / В.В. Дыбская. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 235 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/24760. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1024005
- Сергеев В. И., Эльяшевич И. П. ; Под общ. ред. Сергеева В.И. - ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 384с. - ISBN: 978-5-534-00079-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/logistika-snabzheniya-450450