Магистратура
2020/2021
Медиаменеджмент
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Менеджмент в СМИ)
Направление:
42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Кабанец Анна Дмитриевна,
Кожокин Михаил Михайлович,
Максимова Мария Игоревна,
Максимов Михаил Витальевич,
Спиридонова Дарья Михайловна,
Таллер Владимир Михайлович
Прогр. обучения:
Менеджмент в СМИ
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
96
Программа дисциплины
Аннотация
В результате освоения дисциплины студент должен: Знать принципы управления медиаорганизациями и специфику управления такими структурами в сравнении с другими видами бизнеса, особенности управления твор-ческими коллективами и методы мотивации творческого персонала Уметь создавать стратегии, бизнес-планы, бюджеты и финансовые планы, концепции медиа, маркетинговые стратегии программные сетки и т.п., управлять контентом, до-ходностью, коммерческим отделом, редакционными и творческими структурами, временными творческими коллективами, анализировать деятельность СМИ в ее структурном, смысловом и аудиторном аспектах Иметь навыки (приобрести опыт) пользования компьютерными программными паке-тами для управления проектами, статистическими пакетами, системами распределе-ния обязанностей в редакции, применения источников данных о рынках, использова-ния методов стратегического, маркетингового, организационного анализа медиаком-паний
Цель освоения дисциплины
- Подготовка студентов к принятию управленческих решений при управлении творческими коллективами, редакциями СМИ, медиакомпаниями и холдингами и т.д.
- Получение знаний в области проектирования организационных структур медиа и механизмов функционирования СМИ.
- Освоение инструментов стратегической организационной диагностики и использования их при управлении портфелем медиахолдинга
- Изучение методов и особенностей управления правами на контент в различных средах
- Освоение основных методов бюджетирования и финансового анализа, используемых в медиакомпаниях
Планируемые результаты обучения
- Дает определение решениям задач, воспроизводит и распознает клю-чевые стили управления
- демон-стрирует способность принимать решения в сложных ситуациях
- владеет разными методами принятия управленческих решений
- применяет разные подходы к принятию решений в зависимости от компетенций сотрудников
- Понимает источники креативности и способен их определять
- Отличает креативные стили управления от директивных
- Способен применять различные управленческие стили для управления творческими коллективами и умеет подбирать стили под задачи
- Знает основы планфактного контроля
- Владеет методиками составления планов и контроля их выполнения
- Обладает общими представлениями об основных стандартах деятельности в своей профессиональной сфере
- Воспроизводит основные термины экономики и способен применять их в процессе описания менеджериальных задач
- Дает и воспроизводит определение стратегии
- Различает различные организационные структуры
- Различает стили управления под-чиненными
- Дает определение основных жанров и форматов программ
- Дает определения понятию бюджет и финансовый план
- Владеет основами планирования
- Владеет основными приемами управления запасами и материальными ресурсами
Содержание учебной дисциплины
- Концептуальные основы вещательной политики телеканалаТипология вещательных кана-лов. Понятия формата вещания. Даѐтся представление о том, в какой мере управление контентом, способов его формирова-ния влияют на деятельность всех подразделений телевизионной вещательной компании, в какой мере журналист, продюсеры разного уровня, специалисты финансовой службы, техни-ческий руководитель, руководитель кадровой службы, коммерческий директор, представите-ли внешних партнеров вещателя: производители контента, дистрибьюторы кинопродукции, рекламодатели и рекламные агентства, пиар-агентства, пресс-службы и т.п. зависят от сфор-матированного контента телеорганизации. Понятие формата телевизионного вещания. Опыт классификации вещательных каналов. По принципу организации и способу вещания: - по форме собственности, - по способу финансовых отношений с аудиторией, - по возможности приема сигнала на территории страны, - по способу доставки сигнала, - по организации процесса вещания. Следующий блок классификации касается содержательной стороны вещания телеканалов: - каналы, ориентированные в своей программной политике на самую широкую аудиторию, - «нишевые каналы», которые также можно классифицировать по двум направлениям: - каналы, формирующие программный продукт по тематическому принципу, - каналы возрастных и социальных групп.
- Вещательная концепция (программинг) и еѐ составляющиеКонтент вещания. Типология программного продукта. Вещательная концепция (программинг) как составная часть бизнес-плана вещательного ка-нала. Вещательная концепция и лицензия на вещание. Роль вещательной концепции в стра-тегии телевещания. Маркетинг рынка телевизионных вещателей и ниша создаваемого канала на нѐм. «Формат» канала и его «контент» Понятие «телевизионная программа». Телевизионная программа как единое целое, проявля-ющее свое содержание через частное. Понятие «контента вещания». Соотношение понятий «контент», «телевизионная программа», «программинг». Классификация программного продукта – вопрос теории и практики.
- Телевизионная программа как способ организации контента и достижения максимального контакта с аудиториейМетоды программирования. Сетка вещания. Программирование - способ отыскания наиболее прочных, наиболее действенных контактов телеканала и зрителя. Процесс программирования учитывает: - обращѐнность телевидения к предельно массовой аудитории с одной стороны, - и индивидуальное потребление контента (реальный «потребитель» телепрограммы – зри-тель, отъединенный от массы), с другой стороны - существенное множество программных элементов (фильмов, передач, трансляций и пр.); - и единство, логическую целостность всей программы вещательного дня, недели, месяца, сезона. Методы программирования. Основные термины программирования. «Рубрика», «цикл». «Серия», «сериал». «Передача», «программа» (в узком смысле). «Ре-кламный спот», «рекламный сюжет». «Прямой эфир», «программные консервы». «Про-граммная линейка», «канал» (как часть вещательного дня, включающего объединенного чем-то контент). и Понятие «формата» применительно к единице программного продукта. «Межпрограммное пространство» и др. Понятие верстки. Принципы верстки. Пространственно-временной характер организации вещания. Внутренняя драматургия вещательного дня, недели, месяца… Темпо-ритм про-граммы. Методы дополнения, альтернативы и контрапункта внутри вещательного отрезка времени. Акция канала – действенный метод привлечения внимания аудитории. Способы размещения контента в структуре вещательного дня: «гамак», «тент», «блок», «лен-та», «связка», «лед-ин»-подводка». «Безшовная» верстка. Рекламные окна и форматы рекла-мы. Методы промоушен канала. Прямое программирование. Контрпрограммирование. Программирование по принципу аль-тернативы. Сетка вещания как компоновка программ, учитывающая многоуровневые задачи телевиде-ния. Другими словами, сетка вещания - опредмеченная, конкретизированная в телевизион-ных произведениях вещательная политика канала, уложенная в определенные временные рамки. Под сеткой вещания часто понимают «расписание передач». Отличие сетки вещания от публикуемой в СМИ Программы (расписания) передач. Построе-ние сетки вещания. Горизонтали и вертикали сетки. Сетка вещания и мониторинг аудитории. Понятие стабильности сетки вещания.
- Методы планирования вещания и организация работы программной службы каналаКрите-рии и методы оценки творческого качества контента и программы в целом. Перспективное, текущее и оперативное планирование. Планирование по сезонам. Планирование по разделам вещания. Место программной службы в структуре телеорганиза-ции. Основные задачи, решаемые программной службой: -обеспечение соответствия программной политики требованиям государственной вещатель-ной лицензии; -осуществление перспективного, текущего и оперативного планирования вещания; -координация деятельности всех продюсерских групп и иных производящих структур в части производства и выдачи в эфир программного продукта; -оперативное управление вещанием; -анализ вещательной деятельности канала; -с помощью социологических замеров повседневный контроль за качеством вещания и его популярностью; -взаимодействие с печатными и другими СМИ в части информирования аудитории о про-граммах канала; -обеспечение выполнения обязательств в части размещения в эфире рекламной продукции-архивирование материалов эфира. Работа программной службы по оформлению канала, продвижению в эфире его бренда, анонсированию текущих программ и перспективных проектов. Работа программной службы по обеспечению выпуска в эфир телевизионного продукта. Инструментарий оценки качества вещания. Конкретно-социологические исследования – как инструмент формирования и корректирования текущей программной политики канала.
- Управление контентом на уровне его созданияСистема продюссирования контента. Прин-ципы взаимодействия производителя контента и вещателя. Источники программного продукта. Собственное производство, продюсерские службы и другие производящие подразделения теле-, радиокомпаний. Производящие компании и за-казная продукция. Покупная продукция и работа с дистрибьюторами. Архивные фонды. Структура продюсерских служб на телеканалах. Типология контента по направлениям веща-ния. Структура контента внутри вещательных направлений. Специфика кинопоказа.
- Современные способы телевещания и особенности управления и формирования контента: сетевое телевещание, телевидение в ИнтернетеПонятие сетевого телевещания. Понятие сетевого бренда. Обзор сетевых каналов. Соотно-шение централизованного и регионального контента в сетевом вещании. Методы управления контеном в сетевых вещательных каналах. «Пакетное» программирование. Источники пакет-ного программирования. Особенности программировния региональных и местных телекана-лов. Специфика телевидения в Интернете.
- ПланированиеОсновные принципы и направления, финансовое планирование и оценка эффективности, ключевые показатели эффективности, выбор среди альтернативных проектов на основе пока-зателей эффективности, налоговое планирование, производственное планирование
- БюджетированиеЦели и принципы бюджетирования, виды бюджетирования. Бюджет доходов и расходов. Классификация доходов и расходов. Разработка, исполнение и контроль исполнения бюдже-та
- Управленческий учетУправленческое планирование. Категории затрат, расчет себестоимости и учет затрат. Ана-литические признаки управленческого учета. Бюджет движения денежных средств. Взаимо-связь между бухгалтерским учетом, управленческим учетом и бюджетированием
- Медиарынок.Ключевые понятия медиаэкономики. Типы рыночных структур в медиаинду-стрии. Современные рыночные стратегии медиабизнеса. Медиарынок, его двойственность и географическая зависимость. Типы потребления продук-тов СМИ. Анализ различия медийных структур по признаку конкурентности: (Совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия в СМИ). Ключевые тенденции в медиабизнесе (Глобализация и отчуждение собственности от управления). Со-временные рыночные стратегии медиабизнеса. Основные тенденции развития современной индустрии СМИ.
- Бизнес-модели в медиаиндустрииМногообразие трактовок термина бизнес-модель в разных индустриях. Исторически сло-жившиеся бизнес-модели в медиаиндустрии Внерыночные бизнес-модели. Модели нацио-нального «общественного» вещания. Бизнес-модели в прессе. Бизнес-модели в телевизион-ной индустрии. Бизнес-модели в радиовещании. Историческая трансформация бизнес-моделей. Бизнес-моделирование, как инструмент создания и управления компанией. Три эта-па бизнес-моделирования (организационная модель компании, процессно-ролевая модель компании, бюджетная модель компании). Уровни моделирования (на уровне компании, на уровне подразделения, на уровне исполнителей). Типичные ошибки бизнес-моделирования.
- Рекламный бизнес.Модели рекламного бизнеса. Организация рекламной индустрии. Основные понятия: признаки рекламы, субъекты рекламной деятельности, традиционные и особые виды рекламы. Бизнес-модели рекламных предприятий. Трансформация рекламных технологий. Конкуренция СМИ на рынке рекламы Влияние новых технологий на трансфор-мацию рекламных бизнес-моделей
- Экономические модели онлайновых СМИРазвитие информационно-коммуникационных технологий. Экономические преимущества он-лайн медиа перед традиционными СМИ. Бизнес-модели онлайновых СМИ. Методы изме-рения аудитории он-лайн СМИ. Источники доходов онлайновых СМИ
- История организационных структур в средствах массовой информации и коммуникации.Первые модели коммерческих издательских предприятий. Венчурная модель издательского бизнеса. Развитие информационных рыночных инфраструктур. Исторические предпосылки возникновения медийных корпораций. Системные трансформации СМИ в конце XX века.
- Модели медиахолдинговСтратегия, цели, функциональная и организационная структуры. Модели корпоративного центра. Выбор модели организационной структуры. Факторы, влияющие на выбор структуры. Ли-нейно-функциональная структура. Матричная структура. Дивизиональная структура. Тен-денции развития организационных структур и переход к модели внутреннего рынка. Роль и модели корпоративного центра.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.6 * Контрольная работа + 0.4 * Работа на занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Albarran, A. B., Mierzejewska, B., & Jung, J. (2018). Handbook of Media Management and Economics (Vol. Second edition). New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1769903
- Doyle, G. (2013). Understanding Media Economics: Vol. Second Edition. SAGE Publications Ltd.
- Вахрушина М.А. - Бухгалтерский управленческий учет (для бакалавров) + еПриложение:Тесты - КноРус - 2019 - 392с. - ISBN: 978-5-406-06205-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/931509
- Вахрушина М.А. - Управленческий учет для менеджеров (для бакалавров) + еПриложение: Тесты - КноРус - 2018 - 320с. - ISBN: 978-5-406-06340-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/927777
- Кириллова Н.Б. - Медиакультура и основы медиаменеджмента - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 184с. - ISBN: 978-5-9765-2639-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102610
- под редакцией Е. Л. Вартановой - Основы медиабизнеса: учебник для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2014 - 400с. - ISBN: 978-5-7567-0724-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68801
Рекомендуемая дополнительная литература
- Вартанова, Е. Л. (2018). From the Theories of Press to the Models of Mass Media: Considering the History of the Genesis of Comparative Studies on Media Systems Abroad ; От теорий прессы – к моделям СМИ: к истории возникновения сравнительного изучения медиасистем за рубежом. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ECB1AE4A
- Зельдович Б. З. - МЕДИАМЕНЕДЖМЕНТ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 293с. - ISBN: 978-5-534-11729-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mediamenedzhment-446025
- Современный стратегический анализ: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Магистратура). (переплет) ISBN 978-5-16-005655-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/424025