Магистратура
2020/2021
Драматургия и режиссура аудиовизуального продукта
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Кинопроизводство в мультиплатформенной среде)
Направление:
42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Бурцев Юрий Аркадьевич,
Володин Александр Тарасович,
Духонина Анна Евгеньевна,
Ильина Полина Сергеевна,
Котов Дмитрий Александрович,
Токтарова Ирина Сергеевна,
Хренкова Марина Сергеевна
Прогр. обучения:
Кинопроизводство в мультиплатформенной среде
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
128
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Драматургия и режиссура аудиовизуального продукта» является обязательной дисциплиной для изучения студентами первого и второго курсов магистерской программы «Кинопроизводство в мультиплатформенной среде». В рамках данной дисциплины на первом курсе рассматриваются базовые основы драматургии и режиссуры полнометражного и короткометражного художественного кинофильма. На втором курсе рассматриваются особенности драматургии и режиссуры телевизионного и веб- сериала. Особое внимание уделяется изучению драматургической структуры базовых форматов кинофильма и сериала, принципам создания убедительных и ярких персонажей, сюжетопостроению, написанию диалогов. В рамках данной дисциплины также рассматриваются базовые основы режиссерской профессии, в первую очередь, творческие: от драматургического замысла до режиссерской экспликации и режиссерского сценария, процесс подготовки к съемкам, теория кастинга и основы работы режиссера с актерами. Особое внимание уделяется практическому закреплению полученных знаний.
Цель освоения дисциплины
- Изучение базовых основ драматургии и режиссуры полнометражного и короткометражного художественного кинофильма.
- Изучение драматургической структуры базовых форматов кинофильма и сериала, изучение алгоритмов сюжетопостроения, правил написания диалогов.
- Изучение принципов создания убедительных и ярких, психологически достоверных персонажей.
- Изучение базовых основ режиссерской профессии, в первую очередь, творческих: от драматургического замысла до режиссерской экспликации и режиссерского сценария, изучение процесса подготовки к съемкам, теории кастинга и основ работы режиссера с актерами. Особое внимание уделяется практическому закреплению полученных знаний.
- Изучение основ режиссуры монтажа как основополагающих принципов конструкции смыслового пространства аудиовизуального продукта.
Планируемые результаты обучения
- Имеет навыки комплексного драматургического анализа произведения.
- Имеет навыки конструирования собственного, драматургически грамотного проекта.
- Понимает творческие задачи режиссера
- Имеет навыки написания режиссерской экспликации
- Проводит действенный анализ сцены.
- Понимает принципы и законы монтажного построения фильма.
- Знает и понимает основные психотипы
- Знает основные типы расстройств личности как основа для создания персонажей
- Знает классификацию конфликтов
- Создает драматургическую концепцию (сценарная заявка, презентация проекта, режиссерская экспликация)
Содержание учебной дисциплины
- Базовая драматургия.Драматургический замысел. Идея, тема, месседж, актуальность. Главный герой и его составляющие. Протагонист, антагонист и галвный драматургический конфликт. Лог-лайн и классификации сюжетов. Драматургические структуры сценариев. Эмоциональное наполнение сценария. Симпатия, эмпатия, идентификация, саспенс. Характеризация и характер. Составляющие сцены, способы обострения конфликтов.
- Основы режиссуры.Задача режиссера в творческой группе. Основные навыки и зоны ответственности.Режиссерская экспликация.Действенный анализ пьесы (текста, сцены). Основы мизансценирования. Основы режиссерского киноанализа. Работа режиссера с драматургическим произведением.
- Режиссура монтажа.Сопоставление и монтаж. Типы монтажа и рождение новых смыслов. Принципы монтажа, раскадровки, монтажные листы, аниматики. Монтаж как инструмент драматургии. Экранное изображение (эстетика монтажа).
- Основы психологии для сценаристов.Теория 9 психотипов. Типы расстройств личности как основа для создания персонажей. Классификация конфликтов.
- Креативный практикум.Питчинг идей экранизаций. Разработка заявки проекта. Разработка презентации и режиссерской экспликации проекта.
Элементы контроля
- Устный экзаменЭкзамен в виде устного ответа по экзаменационным билетам, выполняемого студентом индивидуально. Оценивается по 10-балльной шкале.
- Посещение занятий
- Письменное задание или презентация
- Драматургический анализ известного жанрового полнометражного фильма
- Защита лог-лайна собственного проекта
- Написание режиссерской экспликации собственного проекта
- Письменный анализ предложенной сцены классической пьесы
- Написание персонажника проекта с анализом психотипов
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.3 * Письменное задание или презентация + 0.3 * Посещение занятий + 0.4 * Устный экзамен
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.3 * Письменное задание или презентация + 0.3 * Посещение занятий + 0.4 * Устный экзамен
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.3 * Письменное задание или презентация + 0.3 * Посещение занятий + 0.4 * Устный экзамен
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.3 * Письменное задание или презентация + 0.3 * Посещение занятий + 0.4 * Устный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Психология для сценаристов: Построение конфликта в сюжете / Индик У.; Пер. с англ. Шураевой А., - 3-е изд. - М.:Альпина нон-фикшн, 2016. - 348 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91671-529-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/561332
- Снайдер Б. - Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 264с. - ISBN: 978-5-00057-182-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62159
Рекомендуемая дополнительная литература
- Proferes, N. T. (2018). Film Directing Fundamentals : See Your Film Before Shooting (Vol. Fourth edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1549916
- Догерти Н. Дж., Вест Ж. Дж. - Матрица и потенциал характера: С позиций архетипического подхода и теорий развития: В поисках неиссякаемого источника духа - ООО "Когито-центр" - 2014 - 400с. - ISBN: 978-5-89353-424-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109320
- История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только / Макки Р., - 4-е изд. - М.:Альпина нон-фикшн, 2016. - 456 с.: ISBN 978-5-91671-183-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/913183
- Леви М. - Гениальность на заказ - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 224с. - ISBN: 978-5-91657-797-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62177
- Родригес Р. - Кино без бюджета: Как в 23 года покорить Голливуд, имея в кармане 7 тысяч долларов - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2015 - 348с. - ISBN: 978-5-00057-206-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62225
- Скрытый смысл: Создание подтекста в кино: Научно-популярное / Сегер Л. - М.:АЛЬПИНА, 2018. - 204 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91671-840-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003015
- Станиславский К. С. - РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 171с. - ISBN: 978-5-534-07313-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/rabota-aktera-nad-soboy-v-2-ch-chast-1-438046
- Станиславский К. С. - РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 215с. - ISBN: 978-5-534-07315-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/rabota-aktera-nad-soboy-v-2-ch-chast-2-438056