• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Научно-исследовательский семинар

Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Государственное и муниципальное управление
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 128

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Научно-исследовательский семинар» дает возможность студентам продемонстрировать свои компетенции в осуществлении научно-практического исследования. В ходе изучения данной дисциплины студенты применяют полученные знания и навыки на практике, изучают методы анализа качественных и количественных данных, а также приобретают навыки написания проектов нормативных правовых актов, экспертных заключений на проекты нормативных правовых актов, аналитических записок для государственных органов и академических публикаций (статей).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Практическое применение знаний и навыков научно-исследовательского процесса, полученных студентами магистратуры в ходе обучения на программе «Государственное и муниципальное управление»
  • Планирование и практическое осуществления исследовательских проектов в учреждениях и организациях государственного и муниципального управления России
  • Ознакомление студентов с методами качественного и количественного анализа данных
  • Формирование у студентов необходимых компетенций по написанию проектов нормативных правовых актов, экспертных заключений на проекты нормативных правовых актов, аналитических записок для государственных органов и академических публикаций
  • Формирование у студентов практических навыков анализа данных с использованием статистических пакетов SPSS и Stata
  • Подготовка студентов к написанию магистерской диссертации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать существующие методы анализа количественных данных, критерии выбора подходящего метода анализа данных в зависимости от типа данных и исследовательской задачи и знать, как интерпретировать результаты анализа данных и представлять их в доступном для широкой аудитории виде
  • Знать о качественных методах исследования социальных явлений и процессов (наблюдения, интервью, кейсы, полевые исследования), природе получаемых категориальных данных, возможностях использования их в публичном управлении
  • Уметь осуществлять сбор, анализ и обработку качественных данных, необходимых для решения поставленных задач получения представлений об организации управления
  • Иметь навыки написания проектов нормативных правовых актов, экспертных заключений на проекты нормативных правовых актов
  • Применять знания и навыки научно-исследовательского процесса, полученных студентами магистратуры в ходе обучения на программе «Государственное и муниципальное управление»
  • Уметь пользоваться библиографическими менеджерами
  • Иметь навыки написания академических публикаций (статей)
  • Иметь навыки написания аналитических записок для государственных органов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Критическое мышление
    Рассматривается теория и практика критического мышления, как необходимого условия для научного исследования. Студенты выполняют упражнения по выработке критического мышления: определения понятий, выявление скрытых смыслов в понятиях, отделение мнений от фактов. Домашнее задание: решение задания из теста Олимпиады для школьников старших классов Сингапура.
  • Дедуктивные и индуктивные подходы к исследованию. Логическая модель и трансформационная модель, концептуализация и построение программ и политик.
    Данная тема посвящена взаимосвязи методов критического мышления с методами исследования. Студенты рассматривают различные подходы к формированию теорий – от бытовых до научных, различные методы создания и применения теорий для выработки концептуальных и аналитических подходов для понимания и, в дальнейшем, для планирования программ и политик. Студенты учатся строить логические модели, трансформационные модели, и индуктивные модели. Методы кодирования текстов.
  • Оценки потребностей населения в государственных услугах
    Для планирования государственных программ и политик, аналитикам необходимо изучить потребности населения села, города, региона, страны. Для выявления потребностей существуют отработанные методологии, широко применяющиеся в мировой практике и в России. На семинаре, студенты будут рассматривать, критически оценивать и применять такие методологии оценок.
  • Методы планирования государственных проектов и программ – дорожное картирование
    На семинаре рассматривается новый метод планирования – дорожное картирование. Студенты будут обсуждать и критически оценивать дорожные карты развития регионов, политик и программ.
  • Мониторинг программ и политик
    Выполнение госпрограмм включает в себя периодическую оценку промежуточных результатов. Промежуточные результаты сравниваются с запланированными. Этот процесс называется – мониторинг программ и политик. В классе студенты докладывают и обсуждают теорию мониторинга, выполняют упражнения по определению промежуточных целей и мониторингу и оценке достигнутых целей.
  • Мониторинг и оценка программ и политик. Рассмотрение кейсов
    Мониторинг внедрения Управления по результатам в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.
  • Предмет исследования социальных явлений и процессов для целей управления. Структура объекта исследования
    Социальное явление и социальный процесс. Социальное развитие. Естественное и «проектное» развитие. Управление социальными процессами и социальным развитием. Задачи анализа состояния управляемого социального процесса. Проблема субъекта управления и субъекта исследования управляемого процесса. Методология неинвазивных и инвазивных методов качественного исследования. Наблюдаемое, наблюдатель, наблюдение. Проектное исследование. Объект социального управления и социального исследования и его структура. Местное общество и индивиды. Социальные отношения. Институты. Учреждения. Социальное поведение. Структура поведения.
  • Обзор инструментария качественных исследований в области публичного управления. Методология, методы и техники полевых социальных исследований
    Специфика качественного исследования общественных явлений и процессов. Социальные параметры и их типы. Атомарные и реляционные показатели. Категориальные данные. Различия в обработке и анализе данных, полученных с помощью показателей разного типа. Виды методов сбора и анализа социальных данных, специфичных целям публичного управления. Принципы организации и проведения полевого социального исследования. Наблюдение, опрос, case-study, тесты и инструментальные техники. Методы описания наблюдаемого. Методы анализа текстов для сбора данных. Методы архивного исследования. Методы исследования пространственного поведения. Методы исследования языкового поведения (исследование коммуникаций). Методы исследования отношений. Методы исследования институций.
  • Наблюдение. Включённое наблюдение. Техники наблюдения
    Наблюдение как основа любого качественного социального исследования. Наблюдение поведения. Пространственное поведение. Наблюдение коммуникаций. Коммуникативная структура социальной группы. Наблюдение и регистрация отношений между людьми. Социодинамическая структура группы. Включённое наблюдение и его специфика. Техники наблюдения. Способы регистрации наблюдаемого. Анализ данных наблюдений. Первичный анализ. Обобщение наблюдений. Оценка ошибок наблюдения и ошибок интерпретации. Значение наблюдений для практики публичного управления. Практическая работа с техниками наблюдения.
  • Опрос. Формализованные и неформализованные опросы. Интервью и беседа, допрос и анкетный опрос как особые виды опросов.
    Опрос как метод исследования языкового поведения. Респондент и интервьюер. Самоописание респондента. Описание интервью и интервьюера. Формализованные и неформализованные опросы и их структура. Интервью и беседа как особые виды опросов. Проблемы регистрации данных опроса. Понимание текстов интервью. Анализ текстов. Заблуждение и ложь респондентов. Индивидуальное и общественное мнение. Значение опросов для практики публичного управления.
  • Стратегии Case-study и типологического исследования
    Исследование случаев как особый метод качественного социального исследования. Признаки социальной организации и управленческой структуры, выявляемые в case-study. Примеры case-study локальных сообществ и институтов. Типологическое исследование как способ классификации социальных явлений и объектов. Домашнее задание по проведению элементарного исследования в полевых условиях.
  • Методы косвенного исследования социальных явлений
    Непрямые (косвенные) методы качественного исследования: анализ текстов, контент-анализ СМИ, архивный поиск, изучение языкового поведения, изучение пространственной организации институций и социальных групп. Значение непрямых методов для практики публичного управления.
  • Тесты и инструментальные методы. Социальный эксперимент (контролируемое воздействие на объект управления)
    Тесты и инструментальные методы качественного социального исследования. Поведенческие, коммуникативные и социодинамические инструментальные методы. Видеорегистрация как основной метод инструментального изучения поведения качественными методами. Взаимодействие качественных и количественных методов. Социальный эксперимент как контролируемое воздействие на объект управления и применение его в практике проектирования и управления.
  • Разработка и оформление проектов нормативных правовых актов
    Правила оформления нормативных правовых актов (Федеральных законов, Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и др.). Поиск ошибок в проекте нормативного правового акта о внесении изменений в нормативный правовой акт.
  • Практическое задание по теме государственного и муниципального управления
    Студентами выполняется определенное практическое задание в интересах государственных органов. Например, практическое задание может заключаться в поиске, верификации и анализе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, федеральных государственных органов, государственных гражданских служащих субъектов РФ, государственных органов субъектов РФ.
  • Введение в библиографические менеджеры
    Электронные ресурсы НИУ ВШЭ. Библиографические менеджеры (EndNote, Mendeley, Zotero). Обучению пользованию Zotero. Ссылки на источники. Получение RIS-файлов из баз данных публикаций. Вставка ссылок в текст и добавление библиографии. Индекс цитирования. Импакт-фактор. Индекс Хирша.
  • Академическая публикация: основы написания
    Структура и назначение академической публикации (статьи). Наукометрические характеристики статьи. Необходимые навыки для исследователя и критерии качества академической публикации. Требования к подбору и оформлению научных источников. Обзор применяемых методов исследования в сфере государственного управления. Подходы к формулировке и постановке гипотез исследования. Картирование методов и идей. Особенности формулирования новизны исследования. Разбор качественных отечественных и зарубежных статей в сфере государственного управления.
  • Подготовка аналитических записок: основные параметры
    Базовые навыки для работы с органами власти (в органах власти). Базовые параметры аналитической записки. Структура аналитической записки.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка за 1-2 модули
    Оценка за 1-2 модули 1 года обучения по дисциплине рассчитывается по формуле: О 1-2 модули = a1*О разделов 1-6 + a2*О разделов 7-13, где разделы 1-6 - Количественные методы анализа в публичном управлении (Нежина Т.Г.), разделы 7-13 - Качественные методы в организации и проведении социальных исследований в публичном управлении (Плюснин Ю.М.). Весовые коэффициенты a1-an определяются академическим руководителем магистерской программы. В прошлом году была следующая формула оценки за 1-2 модули 1 года обучения: О 1-2 модули = 0,5*О разделов 1-6 + 0,5*О разделов 7-13.
  • неблокирующий Оценка за 3-4 модули
    Оценка за 3-4 модули 1 года обучения по дисциплине рассчитывается по формуле: О 3-4 модули = a3*О раздела 14 + a4*О раздела 15 + a5*О раздела 16 + a6*О раздела 17 + a7*О раздела 18, где раздел 14 - Разработка и оформление проектов нормативных правовых актов (Дмитриева Н.Е.), раздел 15 - Практическое задание по теме государственного и муниципального управления (Клищ Н.Н.), раздел 16 - Введение в библиографические менеджеры (Калгин А.С.), раздел 17 - Академическая публикация: основы написания (Стырин Е.М.), раздел 18 - Подготовка аналитических записок: основные параметры (Синятуллина Л.Х.). Весовые коэффициенты a1-an определяются академическим руководителем магистерской программы. В прошлом году была следующая формула оценки за 3-4 модули 1 года обучения: О 3-4 модули = 0,2*О раздела 14 + 0,25*О раздела 15 + 0,05*О раздела 16 + 0,2*О раздела 17 + 0,3*О раздела 18.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Оценка за 1-2 модули + 0.6 * Оценка за 3-4 модули
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Оценка за 1-2 модули + 0.6 * Оценка за 3-4 модули
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Барабашев А. Г., Климова А. В. - ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 194с. - ISBN: 978-5-534-07237-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-tehnologii-nauchno-issledovatelskoy-raboty-442196
  • Ожиганов, Э. (2003). Теория, методология и методика социологических исследований. Социология Власти, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15260646

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Данилова, И., & Годовых, А. (2013). Оценивание Политик И Программ В Системе Государственного Управления Регионом: Теоретические И Методические Подходы. Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. Серия: Экономика и Менеджмент, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14506466
  • Радаев, В. (2011). Как Написать Академический Текст. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7440636
  • Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849