Аспирантура
2020/2021



Стратегии исследовательского письма
Статус:
Курс по выбору
Направление:
45.06.01. Языкознание и литературоведение
Кто читает:
Школа лингвистики
Когда читается:
1-й курс, 1 семестр
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Резникова Татьяна Исидоровна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс позволит аспирантам освоить базовые принципы создания письменных академических текстов разных жанров. Помимо развития навыков написания научных работ, курс предусматривает и обучение базовым принципам редактирования академических текстов, в том числе и в процессе публичного обсуждения письменных научных работ. Программа курса включает рассмотрение структуры диссертационного исследования, в частности соотношение разных частей и возможные риторические и логические стратегии.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Стратегии исследовательского письма» являются: - освоение аспирантами базовых принципов создания письменных академических текстов разных жанров; приобретение практических навыков в области создания письменных текстов академического характера, как учебных, так и исследовательских; развитие навыков научного редактирования академических текстов.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные композиционные и стилистические особенности научно-исследовательской статьи как жанра академического письма
- Умеет анализировать научно-исследовательские статьи с точки зрения стилистики и композиции, исследовательской стратегии автора, принадлежности к научной школе, включенности в научную традицию.
- Имеет навык самостоятельного создания научно-исследовательских статей
- Знает основные композиционные и стилистические особенности реферата как жанра академического письма
- Имеет опыт самостоятельного создания аннотаций и рефератов научно-исследовательских статей
- Знает основные требования к библиографическому описанию (актуальный ГОСТ и упрощенную форму библиографической записи)
- Знает правила научного цитирования
- Имеет навык библиографического описания печатных изданий и электронных ресурсов
- Имеет навык самостоятельного создания рецензий
- Имеет навык публичного обсуждения научных работ
- Знает основные композиционные и стилистические особенности рецензии как жанра академического письма
- Имеет навыки самостоятельного создания обзора литературы для научно-исследовательской статьи / диссертационного исследования
- Знает основные композиционные и стилистические стратегии написания тезисов, доклада и резюме
- Имеет навыки самостоятельного создания тезисов и докладов
- Имеет навыки публичного обсуждения научных работ
- Знает основные композиционные и стилистические особенности автореферата как жанра академического письма
- Имеет навыки редактирования научных текстов разных жанров
Содержание учебной дисциплины
- Научно-исследовательская статья как академический жанрОсновные принципы организации текста научно-исследовательской статьи, логика изложения. Тезис, его доказательство, антитезис, примеры, вывод.
- Работа с научными текстами: реферирование и аннотированиеТипы рефератов в зависимости от цели реферирования. Выделение основного тезиса научного сочинения, передача авторской логики доказательства. Передача «чужого слова» в реферате: цитирование, изложение, обобщение, контекстуализация. Виды аннотаций книг и статей в зависимости от типа издания и его адресации. Аннотация как часть библиографического описания книги. Аннотированные библиографии и каталоги. Сведения о научном тексте, включаемые в аннотацию. Роль аннотирования в работе с источниками и литературой в процессе исследования.
- Библиографическое описание и правила цитирования: список литературы, оформление ссылокОсновные принципы библиографирования. Полное библиографическое описание по ГОСТ и в современной издательской практике. Библиографические сноски в научных сочинениях. Принцип лаконизма при составлении сносок. Правила библиографирования электронных документов.
- Рецензия на научное изданиеРецензия как жанр. Адресация рецензий, типы изданий, публикующие рецензии. Информативная и оценочная части рецензии: основные принципы. Логика построения рецензий. Допустимые стилистические регистры.
- Обзор исследовательской литературыЦели и принципы построения обзора литературы; логика представления материала и возможные принципы группировки источников и исследовательских работ. Элементы аннотирования и реферирования в обзоре. Соотношение реферативной части и собственного исследования. Композиция обзорных работ по определенной теме.
- Тезисы, доклад, резюме: проблемы «презентационных» жанровСтратегии подачи и изложения материала в докладе; логика построения «сюжета», соотношение разных частей текста (введение, изложение результатов исследования, выводы). Стратегии написания тезисов и резюме, в том числе обоснования / заявки на планируемое исследование. Логика и последовательность изложения; соотношение обобщений и детального изложения фактического материала.
- Автореферат как академический жанрЦели, задачи и логика построения диссертационного исследования. Постановка целей и задач, описание предмета, объекта и материала исследования. Структурное соотношение разных частей автореферата; возможные риторические и логические стратегии. Способы презентации материала и выводов.
- Редактирование академического текстаОсновные цели и задачи редакторской работы. Этапы редакторской работы с текстом: от анализа текста как целого к правке отдельных элементов. Типы ошибок, способы их выявления и правки.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Charles, M., Pecorari, D., & Hunston, S. (2009). Academic Writing : At the Interface of Corpus and Discourse. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=306377
- Johnson, A. P. (2016). Academic Writing : Process and Product. Lanham, MD: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1222793
Рекомендуемая дополнительная литература
- Gáliková, S. (2016). Academic Writing : Selected Topics in Writing an Academic Paper. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, Internationaler Verlag der Wissenschaften. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1235840