• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Правовые аспекты медиа

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Денисова Алена Сергеевна, Павленко Валентина Юрьевна, Пономарева Натэла Васильевна
Прогр. обучения: Трансмедийное производство в цифровых индустриях
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Правовые аспекты медиа" направлен на формирование понимания роли права в демократическом обществе и представления об основах законодательства в области медиа. В результате освоения курса студенты узнают об основных источниках медиаправа; базовых принципах регулирования СМИ и новых медиа в России; об объеме прав и обязанностей субъектов массово-информационных отношений; об ограничениях в распространении массовой информации в соответствии с нормами российского информационного права; особенностях правового регулирования персональных данных; правовых основах государственного регулирования и поддержки кинематографа; а также узнают основы авторского права и общие требования к содержанию рекламы в медиа. Студенты научатся применять источники медиаправа в своей профессиональной деятельности; осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормами права; использовать и защищать профессиональные права в интересах обеспечения граждан необходимой информацией и успешной бесперебойной работы медиа. Курс нацелен на развитие общей правовой культуры студентов; на овладение студентами необходимыми навыками чтения и анализа основных источников медиаправа, судебных решений. Студенты получат опыт идентификации типичных нарушений, возникающих в ходе профессиональной деятельности в сфере медиа. Дисциплина разработана для студентов, обучающихся по направлению подготовки 42.04.05 Медиакоммуникации, и реализуется в межкампусном формате с применением дистанционных технологий для студентов, обучающихся в НИУ ВШЭ – Москва, НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать понимание роли права в демократическом обществе
  • Дать представление об основах законодательства в области медиа в России и за рубежом (в контексте международных стандартов)
  • Обучить применению полученных в ходе курса правовых знаний в творческой работе, защите своих профессиональных прав в интересах свободы выражения мнений, свободы творчества и развития массовой культуры
  • Сформировать представление об особенностях правового регулирования персональных данных; о принципах и условиях обработки персональных данных; о правах субъекта персональных данных и обязанностях оператора при сборе персональных данных
  • Сформировать представление об особенностях правового регулирования кинематографа; о тенденциях регулирования аудиовизуальной среды в России
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Перечисляет основные источники медиаправа на международном и национальном уровнях
  • Называет различия в правовых статусах зарегистрированных в установленном законом порядке СМИ и новых медиа
  • Классифицирует права и обязанности журналиста
  • Классифицирует и отличает информационные права граждан и журналистов
  • Называет виды информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством РФ
  • Проводит анализ контента на предмет содержания публичных призывов к совершению экстремистской деятельности в соответствии с международными стандартами и практикой Европейского Суда по правам человека по статье 10 Европейской Конвенции о правах человека
  • Классифицирует посягательства на честь, достоинство и деловую репутацию в зависимости от вида правовой ответственности
  • Отличает право на опровержение от права на ответ
  • Трактует понятия "факт", "оценочное суждение", "фейк" в контексте международных стандартов и национального законодательства
  • Называет гарантии неприкосновенности частной жизни, предусмотренные российским законодательством
  • Решает кейсы, связанные с правом на частную жизнь третьих лиц в контексте профессиональной деятельности журналиста
  • Классифицирует и интерпретирует возможные случаи свободного использования произведений в деятельности журналиста
  • Классифицирует права, возникающие у автора, в соответствии с положениями Части Четвертой Гражданского кодекса РФ
  • Различает и определяет виды ответственности за нарушение прав автора в конкретном кейсе
  • Называет критерии охраноспособности произведений в контексте авторского права
  • Классифицирует виды запрещенной к распространению рекламы в РФ
  • Называет основные требования и ограничения к рекламе в медиа, в соответствии с ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"
  • Называет принципы и условия обработки персональных данных, в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"
  • Перечисляет обязанности оператора при сборе персональных данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Источники медиаправа
    Предмет, структура и задачи курса. Понятие медиаправа. Свобода мысли и слова как неотъемлемое право человека. Недопустимость цензуры. Источники медиаправа: международные договоры, Конституция, законы, указы президента и постановления правительства. Конституция РФ (1993 г.) как основополагающий юридический акт прямого действия. Соответствие норм российской Конституции о свободе информации документам ООН и Совета Европы: Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Понятие свободы массовой информации. Прецедентное право судебного органа Совета Европы – Европейского суда по правам человека – по делам о нарушении положений статьи 10 Европейской конвенции. Закон РФ «О средствах массовой информации» (1991 г.): история принятия.
  • Организация деятельности редакции
    Закон РФ «О средствах массовой информации» (1991 г.) как основной акт, регулирующий сферу СМИ в России. Особенности регулирования СМИ. Регистрация СМИ и лицензирование вещания. Основные понятия, используемые в Законе РФ «О средствах массовой информации» (1991 г.). СМИ, учредитель, редакция, главный редактор, журналист. Конфиденциальность информации редакции. Права и обязанности журналиста. Злоупотребление свободой массовой информации. Дело «Росбалт». Сохранение в тайне журналистских источников. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ). Организация деятельности редакции. Редакционный устав, содержание и процедура его принятия. Прозрачность отношений собственности. Ограничения права собственности иностранцев на СМИ. Правовой статус новых медиа в РФ. Правовой статус организатора распространения информации в сети «Интернет», владельца новостного агрегатора, владельца аудиовизуального сервиса, владельца социальной сети.
  • Свобода информации
    Свобода распространения информации. Право на доступ к информации: фактические возможности граждан и редакций СМИ. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Запрос на получение информации. Порядок отказа или отсрочки в предоставлении информации, их обжалования. Виды ответственности за непредоставление информации. Гласность судопроизводства, исключения из этого принципа. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Государственная тайна. Порядок отнесения сведений к государственной тайне. Коммерческая тайна, иная конфиденциальная информация.
  • Информационная безопасность
    Информационная безопасность. Доктрина информационной безопасности. Ограничения с целью противодействия терроризму и экстремизму. Федеральный закон «О противодействии терроризму». Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности». Декриминализация преступлений экстремистской направленности. Ответственность за «лайки» и «репосты». ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и его основные понятия. Единый реестр доменных имен и указателей страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено. Регулирование «фейковых новостей».
  • Защита чести, достоинства и деловой репутации
    Защита от посягательств на честь, достоинство и деловую репутацию. Гражданский кодекс РФ (ст. 152) и Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» от 24 февраля 2005 года. Распространение сведений порочащего характера. Трактовка понятий «факт», «мнение», «оценочное суждение». Опровержение и ответ, порядок их распространения. Компенсация морального вреда. Специфика рассмотрения в судах гражданских исков о защите чести и достоинства, предъявляемых к журналистам и редакциям СМИ. Защита деловой репутации. Честь и достоинство политиков. Декларация Комитета Министров Совета Европы о свободе политической дискуссии в СМИ. Презумпция невиновности и журналистская практика. Уголовно-правовой и административно-правовой порядок защиты чести и достоинства. Клевета и оскорбление. Оскорбление представителя власти. Освобождение от ответственности. Судебная практика. Закон о «неуважении к власти и обществу».
  • Неприкосновенность частной жизни
    Гарантии неприкосновенности частной жизни. Персональные данные физических лиц. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Ответственность за нарушение законодательства о персональных данных. Согласие на распространение сведений. Право на изображение. Обстоятельства, позволяющие журналистам использовать скрытую запись согласно российскому закону о СМИ. Защита общественных интересов. Личная жизнь публичных фигур. Открытые сведения о доходах и имуществе государственных чиновников. Различия прав на личную жизнь и на честь и достоинство. Судебная практика.
  • Интеллектуальная собственность
    Отличия физической собственности от интеллектуальной собственности. Четвёртая часть Гражданского кодекса РФ о защите интеллектуальной собственности. Авторское право. Смежные права. Содержание и форма произведения. Регистрация, срок охраны авторского права. Неимущественные права и исключительное право авторов. Способы использования прав. Право на вознаграждение. Договоры в авторском праве. Специфика авторских правоотношений в медиа. Авторское право на интервью. Авторское право на новостное сообщение. Служебные произведения. Общества по коллективному управлению правами. Произведения, не охраняемые авторским правом. Допустимость свободного использования произведений без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Ответственность за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав.
  • Правовое регулирование рекламы
    Реклама и свобода массовой информации. Общие положения Закона РФ «О рекламе». Запрет недобросовестной и недостоверной рекламы. Скрытая реклама. Специфика регулирования «продакт плейсмента». Спонсорство, соотношение понятий «спонсорство» и «реклама». Ограничения на рекламу алкогольных и табачных изделий, наркотических препаратов, медикаментов, медицинских и др. товаров и услуг. Особенности рекламы в радио- и телепрограммах, в Интернете. Рекламные издания и телеканалы. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей. Функции федерального антимонопольного органа в области контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе. Саморегулирование рекламной деятельности. Права потребителей. Степень ответственности СМИ за содержание распространяемых рекламных сообщений. Защита интересов несовершеннолетних при производстве и распространении рекламы. Практика применения законодательства о рекламе.
  • Правовое регулирование персональных данных
    Персональные данные физических лиц. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Основные понятия закона. Принципы и условия обработки персональных данных. Права субъекта персональных данных и обязанности оператора при сборе персональных данных. Ответственность за сбор и хранение персональных данных. Согласие на обработку персональных данных. Полномочия Роскомнадзора в области защиты персональных данных. Общедоступные источники персональных данных. Специальные категории персональных данных. Особенности регулирования персональных данных в Европейском союзе.
  • Защита детей от вредной информации в медиа
    Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Основные понятия закона. Возрастная классификация информационной продукции. Экспертиза медиапродукции на предмет соответствия требованиям закона. Полномочия Роскомнадзора в области защиты детей от вредной информации в медиа.
  • Деятельность медиа в предвыборный период
    Свободные выборы и свободные СМИ. Принцип равных прав кандидатов в отношении доступа к СМИ. Основные положения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Понятие и виды предвыборной агитации. Содержание агитации. Предвыборная агитация и информирование. Общие условия проведения агитации в СМИ. Порядок предоставления бесплатного и платного времени в программах электронных СМИ. Сроки проведения агитации. Гласность в деятельности избирательных комиссий. Опубликование итогов голосования. Ответственность СМИ и журналистов. Порядок использования данных социологических опросов. Организация контроля за соблюдением избирательного законодательства. Ответственность СМИ и журналистов за нарушение права на проведение агитации. Правовой статус журналистов-кандидатов.
  • Государственная поддержка и регулирование кинематографа
    Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографа в России». Субъекты государственного регулирования и контроля в сфере кинематографа. Методы государственного регулирования кинематографа в России. Направления развития государственной поддержки кинематографа в России. Прокатное удостоверение на фильм; правила выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения. Роль этики в регулировании кинематографа. Саморегулирование. Союз кинематографистов. Хартия телерадиовещателей.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты по итогам лекций
  • неблокирующий Активность на семинарах (решение кейсов, выполнение упражнений в классе и домашних заданий)
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Письменный экзамен (тест)

    Количество заданий в тесте может подлежать изменениям на усмотрение преподавателя в соответствии с объемом пройденного материала по дисциплине.

    Если по результатам посещения лекционных занятий, а также по результатам активности студента на семинарах, выполнения им домашних заданий и эссе оценка студента, рассчитанная по формуле: Оавт.= 0,4* Оэссе + 0,4* Оактивность на семинарах+ 0,2 Отесты по итогам лекций >=7, то студент освобождается от экзамена и в ведомость выставляется эта оценка. Оценка округляется по арифметическим правилам.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах (решение кейсов, выполнение упражнений в классе и домашних заданий) + 0.5 * Письменный экзамен (тест) + 0.1 * Тесты по итогам лекций + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Близнеца И.А. - Право интеллектуальной собственности. 2-е издание. Учебник - Проспект - 2019 - ISBN: 978-5-392-29499-2 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/31094
  • Под ред. Федотова М.А. - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 497с. - ISBN: 978-5-534-10593-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnoe-pravo-430915
  • Рассолов И. М. - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 347с. - ISBN: 978-5-534-04348-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnoe-pravo-431833
  • Шершеневич Г. Ф. ; Сост. Белов В. А. - АВТОРСКОЕ ПРАВО НА ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 274с. - ISBN: 978-5-534-06842-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/avtorskoe-pravo-na-literaturnye-proizvedeniya-438781

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бачило И. Л. - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 419с. - ISBN: 978-5-534-00608-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnoe-pravo-431119
  • Близнец И.А., Леонтьев К.Б. - Авторское право и смежные права. 2-е издание. Учебник - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-18840-6 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/29142
  • Гусев А.Ю. - Судебная практика о применении законодательства, регулирующего вопросы защиты персональных данных. Учебно-практическое пособие - Проспект - 2019 - ISBN: 978-5-392-29690-3 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/42159
  • Под ред. Близнеца И.А. - Интеллектуальная собственность в современном мире. Монография - Проспект - 2017 - ISBN: 978-5-392-23502-5 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/33677