Магистратура
2020/2021




Построение и развитие инновационной организации
Статус:
Курс обязательный (Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании)
Направление:
27.04.05. Инноватика
Кто читает:
Школа инноватики и предпринимательства
Где читается:
Школа инноватики и предпринимательства
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Огнёв Дмитрий Владимирович
Прогр. обучения:
Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Построение и развитие инновационной организации» предлагается студентам 1-го курса, обучающимся в НИУ ВШЭ по магистерской программе «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» направления 27.04.05 – Инноватика. Дисциплина «Построение и развитие инновационной организации» является комплексной и охватывает все элементы инновационной деятельности современного предприятия. Дисциплина формирует базовые знания об организации инновационной деятельности в организации и управлении инновационными проектами, открытых инновациях и инновационной экосистеме, работе со стартапами и корпоративным предпринимательством. Дисциплина базируется на системноинженерном подходе к построению корпоративной системы управление инновационной деятельностью и формирует базовые знания о корпоративной архитектуре и месте инновационной деятельности в архитектуре предприятия. Также в дисциплину включены элементы, необходимые для корпоративного инноватора, из областей управления идеями, знаниями и решения изобретательских задач. Значительную часть дисциплины занимает рассмотрение практических кейсов российских и международных компаний. Изучение дисциплины «Построение и развитие инновационной организации» формирует компетенции, необходимые для построения инновационного подразделения в организации, запуска и сопровождения инновационных процессов, организации работы как с внутренними, так и с внешними инновациями.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Построение и развитие инновационной организации» является овладение студентами теории и практики построения, развития и управления инновационными процессами в организации.
Планируемые результаты обучения
- Понимает основные тенденции в сфере инноваций, инновационные стратегии, типы корпоративных инноваций.
- Понимает методологию корпоративной архитектуры, основные элементы системного подхода к управлению бизнесом.
- Знает роль и место инновационной деятельности в архитектуре предприятия. Понимает как организовать процессы управления инновационной деятельностью.
- Понимать системоинженерный подход к управлению инновациями и stage-gate методологию
- Знать лучшие практики в области организации инновационной деятельности
- Знать основные подходы к построению системы управления идеями, понимать подходы к вовлечению сотрудников в инновационную деятельность
- Понимать специфику инновационных проектов, понимать методологию уровней зрелости.
- Понимать основные принципы организации работы с внешними инновациями и экосистемой
- Знать основные подходы к формированию бизнес-модели.
- Понимать основные практические инструменты управления знаниями.
- Понимать основы формирования инновационной культуры.
- Знать общую схему работы с проблемами и идеями. Понимать основы ТРИЗ.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение. Инновационная деятельность в современной организации.Современные особенности глобального экономического развития. Основные тенденции в сфере корпоративных инноваций. Актуальность активной инновационной деятельности. Диффузия технологий. Темп инноваций. Объект управления, базовые типы инноваций. Инновационные стратегии. Уровни зрелости управления инновациями.
- Тема 2. Корпоративная архитектура.Общее введение в системный подход к управлению бизнесом: зачем это нужно, что дает, эволюция, ключевые методики, стандарты. Корпоративная архитектура, как наиболее полноценная методология, в которой реализован системный подход к управлению: цели, эффекты, подходы и стандарты.
- Тема 3. Корпоративная архитектура и инновационная деятельность.Роль и место инновационной деятельности в архитектуре предприятия, как с точки зрения цепочки создания стоимости, так и с точки зрения структурных и цифровых аспектов. Как организовать и из чего состоит типовой процесс и организационно-ролевая структура управления инновационной деятельностью (включая варианты построения и их зависимость от бизнес-модели).
- Тема 4. Системноинженерный подход к управлению инновациями.Системноинженерный подход к управлению инновациями: stage-gate подход к управлению трансформационными и продуктовыми проектами в привязке к инвестиционному циклу, количественному моделированию и риск-менеджменту инновационных продуктов, воротам качества и «воронке» итеративного снижения неопределенности.
- Тема 5. Примеры российских компаний, инновации в экосистемах.Примеры построения комплексного управления инновационной деятельностью в российских крупных компаниях. Управление инновациями в экосистемах как архитектурах будущего: специфика платформ, маркетплейсов, business run и business change с точки зрения инноватики.
- Тема 6. Управление идеями.Специфика предметной области. Основные источники идей и их типы. Основные барьеры в области генерации идей. Построение корпоративной системы управления идеями. Организационно-ролевая структура и процессы управления идеями. Вовлечение сотрудников в работу с идеями. Организация работы с экспертами. Лучшие практики управления идеями.
- Тема 7. Управление инновационными проектами.Основные стандарты. Основные понятия и их взаимосвязь. Специфика инновационных проектов. Жизненный цикл инновационного проекта. Традиционный, agile и гейтовый подходы к управлению. Методология уровней зрелости (TRL и др.).
- Тема 8. Открытые инновации.Открытые инновации и экосистемы бизнеса. Основы корпоративной работы со стартапами: венчурный фонд, инновационные центры, лаборатории, акселераторы. Организация регулярной работы с инновационными проектами и стартапами, внутренними и внешними.
- Тема 9. Инструменты работы со стартапами и корпоративными предпринимателями.Инновационные бизнес-модели. Методология Lean Startup. Работа с гипотезами. Customer development и ценностные предложения. Профиль потребителя/Protopersona. Пользовательский опыт и быстрое прототипирование. MVP. Отличия между внутренним и внешним стартапом.
- Тема 10. Управление знаниями.Явные и неявные знания. Системный подход к управлению и корпоративная си-стема управления знаниями. Эффективные инструменты управления знаниями. Профессиональные сообщества. Критические факторы успеха.
- Тема 11. Инновации и корпоративная культура.Инновационная культура и инновационный климат как основа организации регулярного и устойчивого инновационного процесса. Основные признаки сильной инновационной культуры и компетенции, необходимые для изменения организационной культуры. Обратная сторона инновационной культуры, балансировка возможностей и ответственности.
- Тема 12. Корпоративный «решатель» - новая компетенция в организациях.Эволюция подходов к решению изобретательских задач. Общая схема работы с проблемами и идеями. Работа с проблемами (аналитический этап): инструменты, пас-порт проблемы и мини-задачи. Генерация идей: инструменты, выбор оптимальных решений, детальная проработка решений. Введение в ТРИЗ, основные инструменты.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.3 * Доклад + 0.3 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.3 * Доклад + 0.3 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели / Э. Рис; Пер. с англ. А. Стативки. - 5-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 253 с.: 70x100 1/16 (Переплёт,с/о) ISBN 978-5-9614-5401-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/768886
- Стартап-гайд: Как начать… и не закрыть свой интернет-бизнес: Учебное пособие / Зобнина М.Р. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 166 с.: ISBN 978-5-9614-4824-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924028
- Стартап: Настольная книга основателя / Бланк С.М., Дорф Б., - 3-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 616 с.: ISBN 978-5-9614-5027-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Жизнь как стартап: Строй карьеру по законам Кремниевой долины / Хоффман Р., Касноча Б. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 237 с.: ISBN 978-5-9614-2227-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912733
- Купер Б., Власковиц П. - Стартап вокруг клиента. Как построить бизнес правильно с самого начала - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2011 - 168с. - ISBN: 978-5-91657-274-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62227
- Микаловиц М. - Стартап без бюджета - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2012 - 200с. - ISBN: 978-5-91657-316-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62088
- Стартап по Кавасаки: Проверенные методы начала любого дела: Справочное пособие / Кавасаки Г. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 331 с.: ISBN 978-5-9614-5891-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003023
- Четыре шага к озарению: Стратегии создания успешных стартапов / Бланк С. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 368 с.: ISBN 978-5-9614-4645-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926475