Бакалавриат
2020/2021
Анатомия и физиология центральной нервной системы
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
7
Контактные часы:
126
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная программа предназначена для студентов 1 курса бакалавриата по специальности «Психология». Целью дисциплины является формирование знаний об основных принципах строения и функционирования мозга на системном, органном, тканевом и клеточном уровнях. В ходе изучения программы студенты изучают организацию нервной системы, подходы к изучению ее структуры и функций, основы морфологии и физиологии нервной ткани, клеток, электрофизиологию нейронов и нейромедиаторные системы мозга; знакомятся с базовыми сведениями о воздействии на мозг фармакологических и токсических веществ, получают информацию о физиологической роли основных отделов мозга с акцентом на структуры больших полушарий, а также изучают организацию основных систем мозга – сенсорных (включая основные органы чувств), двигательной, лимбической (включая обучение, память и формирование поведения). Инструменты для освоения дисциплины включают схемы и таблицы, обучающие тесты и изображения, в том числе трехмерные реконструкции отдельных мозговых структур, а также нейровизуализационные данные и образцы результатов нейрофизиологических методов. Изучение дисциплины базируется на школьных знаниях об анатомии и физиологии человека и биологии клетки и является фундаментом для дальнейшего изучения в курсе психологии таких прикладных дисциплин, как психофизиология, общая психология, клиническая психология и других. В рамках программы предусмотрены лекции, семинарские и практические занятия с визуальными средствами обучения для упорядочивания узнаваемой информации и тренировки практического использования полученных знаний. Структура программы включает четыре модуля: 1. Введение в анатомию и физиологию нервной системы (методология анатомии и физиологии, организация нервной системы, ее развитие и эволюция). 2. Функциональная анатомия нервной системы (рассмотрение отделов ЦНС с позиции физиологических функций). 3. Базисная нейрофизиология (организация нервной ткани, базовые сведения о цитологии, строение и электрофизиология нейронов, передача нервных импульсов, нейромедиаторные системы). 4. Системная нейроанатомия и нейрофизиология (функциональная организация ЦНС в свете функций движения, чувствительности, обучения и формирования поведения). Итоговая оценка по дисциплине определяется итоговым экзаменом, промежуточным контролем знаний в конце каждого модуля, а также активностью студентов на семинарах и практических занятиях и посещаемостью.
Цель освоения дисциплины
- Усвоение знаний по анатомии и физиологии нервной системы человека и позвоночных животных, а также основ для практического применения этих знаний
- Умение применять знания по анатомии и физиологии нервной системы для понимания закономерностей высшей нервной деятельности человека, а также генеза психоневрологических заболеваний
- Формирование научного мировоззрения по вопросам о роли и месте знания анатомии и физиологии нервной системы в системе нейробиологических наук. Эта цель особенно важна в рамках реалистического понимания происхождения и развития психических способностей человека и животных, поскольку прогнозируемость психических процессов построена на материальном анатомическом субстрате нервной системы, которая является структурной основой для осуществления психических функций.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные методы нейровизуализации и принципы их работы
- Свободно пользуется анатомической терминологией
- Дает определения цитологических терминов и понятий
- Знает основные клеточные органеллы и их свойства.
- Дает определения основных терминов, описывающих устройство нервной ткани
- Знает основные классификации клеток нервной ткани и их свойства
- Знает классы веществ, способных преодолеть гематоэнцефалический барьер
- Дает определения основных терминов и понятий, описывающих эволюцию и онтогенез нервной системы
- Знает основные классификации и модели развития нервной системы в фило- и онтогенезе
- Дает определения основных анатомических терминов и понятий
- Знает основные классификации нервной системы
- Узнает на изображениях отделы головного мозга
- Знает основные отделы спинного мозга и их функции
- Узнает структуры спинного мозга на изображениях
- Знает основные отделы ствола головного мозга и их функции
- Узнает структуры ствола головного мозга на изображениях
- Узнает структуры промежуточного мозга на изображениях
- Знает основные отделы промежуточного мозга и их функции
- Дает определения основных терминов и понятий, описывающих структуры и функции больших полушарий
- Знает основные отделы коры больших полушарий мозга, их функции и классификации
- Определяет структуры больших полушарий на изображениях
- Дает определения основных терминов и понятий, описывающих лимбическую систему
- Знает основные структуры лимбической системы и их функции
- Опознает структуры лимбической системы на изображениях
- Дает определения основных терминов и понятий, описывающих электрофизиологию нейрона
- Знает виды и механизмы формирования мембранных потенциалов
- Дает определения основных терминов и понятий, описывающих синаптическую передачу
- Описывает этапы передачи информации в химическом и электрическом синапсе
- Знает и называет основные внутриклеточные сигнальные пути
- Знает основные классификации рецепторов и их свойства
- Знает основные классы психотропных препаратов и механизмы их действия
- Знает основные виды и механизмы действия нейромедиаторов
- Дает определения основным терминам и понятиям, описывающим работу и устройство сенсорных систем
- Знает основные классификации и модели устройства сенсорных систем
- Дает определения основным терминам, описывающим работу соматосенсорной системы
- Называет основные отделы соматосенсорной системы
- Дает определения основным терминам и понятиям, описывающим работу зрительной системы
- Знает основные отделы зрительной системы
- Дает определения основным терминам и понятиям, описывающим работу слуховой и вестибулярной систем
- Знает основные отделы слуховой и вестибулярной сенсорных систем
- Дает определения основным терминам и понятиям, описывающим работу обонятельной и вкусовой систем
- Знает основные отделы вкусовой и обонятельной сенсорных систем
- Дает определения основным терминам и понятиям, описывающим работу двигательной системы
- Знает основные отделы и классификации двигательной системы
Содержание учебной дисциплины
- Введение в анатомию и физиологию нервной системыМесто нейроанатомии и нейрофизиологии в системе нейронаук. Основы анатомической терминологии. Уровни организации организма человека: клеточный, тканевой, органный, системный. Интегративная и регуляторная функции нервной системы. Взаимодействие нервных и гуморальных механизмов регуляции. Биофизические основы нейровизуализационных и нейрофизиологических методов (КТ, МРТ, фМРТ, ЭЭГ, МЭГ и т.д.)
- Введение в цитологию. Строение и функции клеточных мембранФункции органелл. Цитоскелет. Биосинтез белка. Деление клеток. Свойства клеточных мембран. Классификация мембранных белков. Межклеточные контакты. Трансмембранный транспорт. Осмос. Экзоцитоз и эндоцитоз. Внутриклеточные сигнальные пути.
- Нервная ткань. Гематоэнцефалический барьерСерое и белое вещество нервной системы. Нейроны и глия. Нейрон – основная структурная и функциональная единица нервной ткани. Особенности морфологии и ультраструктуры нервных клеток, их отростков, межклеточных контактов. Классификация нейронов. Строение нервных волокон и нервов. Глиальные клетки: строение и функции. Астроциты, олигодендроциты, эпендимоциты, микроглия. Гематоэнцефалический барьер. Миелиновая оболочка. Организация серого и белого вещества.
- Эволюция нервной системы. Пре- и постнатальное развитие нервной системы человекаВозникновение нервной системы у многоклеточных животных. Основные типы нервной системы у беспозвоночных. Основные направления эволюции нервной системы и отделов головного мозга. Сравнительная анатомия ЦНС у различных классов позвоночных животных. Периоды внутриутробного развития. Понятие о зародышевых листках. Эмбриональная закладка нервной системы. Нервная пластинка, нервная трубка. Развитие основных отделов нервной трубки. Стадия трех мозговых пузырей. Стадия пяти мозговых пузырей. Выпячивания и выросты нервной трубки. Мозговые изгибы. Формирование полушарий и желудочков мозга. Система ликвороциркуляции.Миграция, пролиферация и дифференцировка нейробластов. Эмбриогенез спинного мозга. Нервный гребень и его производные. Постнатальное развитие мозга. Постнатальный нейрогенез. Нейропластичность.
- Обзор анатомии нервной системыЦентральная и периферическая нервная система. Соматическая и вегетативная нервная система. Позвоночник, череп, оболочки головного мозга. Кровоснабжение мозга. Спинной мозг. Отделы головного мозга: ствол (продолговатый мозг, мост, средний мозг), мозжечок, промежуточный мозг, конечный мозг (большие полушария).
- Спинной мозг и вегетативная нервная системаВнешняя анатомия спинного мозга. Белое и серое вещество. Сегментарное строение спинного мозга. Функции ядер серого вещества. Проводящие пути белого вещества. Двигательные (пирамидные и экстрапирамидные) и чувствительные (экстеро-, проприо- и интероцептивные) проводящие пути. Вегетативная нервная система. Симпатический и парасимпатический отделы, их ядра в головном и спинном мозге. Сравнение соматической и вегетативной рефлекторной дуги. Эффекты симпатической и парасимпатической иннервации органов.
- Анатомия и физиология ствола головного мозгаОтделы ствола: продолговатый мозг, мост, мозжечок. Общий план строения ствола (крыша, покрышка, основание). Виды ядер ствола мозга (черепных нервов, добавочные моторные и сенсорные, ретикулярные). Восходящие и нисходящие пути. Продолговатый мозг, мост и средний мозг: ядра, проводящие пути, перекресты, физиологические функции. Физиологические центры ствола.
- Анатомия и физиология промежуточного мозгаТаламус и метаталамус. Классификация ядер. Проекции ядер таламуса на кору. Субталамус. Эпиталамус. Гипоталамус: классификация ядер (передняя, средняя и задняя группы) и их физиологические функции. Анатомическая и функциональная связь гипоталамуса и гипофиза. Гормоны передней и задней доли гипофиза. Связь нервной, эндокринной и иммунной системы. Неэндокринные функции гипоталамуса.
- Функциональная анатомия коры больших полушарий.Кора больших полушарий: неокортекс и аллокортекс, супралимбическая и лимбическая кора. Доли: лобная, теменная, височная, затылочная, островковая, лимбическая; их границы и состав (борозды и извилины). Цитоархитектоника коры. Поля Бродмана. Первичные, вторичные и третичные корковые центры. Основные функциональные центры коры (моторные, сенсорные, речевые).
- Лимбическая системаЛимбическая доля: поясная извилина, перешеек, парагиппокампальная извилина. Обонятельный мозг: обонятельные нити, обонятельная луковица, тракт, обонятельный бугорок. Прилежащее ядро, ядра прозрачной перегородки. Крючок парагиппокампальной извилины. Миндалевидный комплекс. Гиппокампальная формация. Большой лимбический круг. Связи миндалевидного комплекса, гиппокампальной формации, гипоталамуса и коры.
- Потенциал покоя и потенциал действияМембранный потенциал. Потенциал покоя. Аксональный транспорт. Потенциал действия. Рефрактерность. Классификация нервных волокон и их функции. Дегенерация и регенерация нервных волокон. Нейротрофины.
- Физиология синапсовЭлектрические и химические синапсы. Классификация синапсов. Жизненный цикл нейромедиатора. Возбуждающие и тормозные нейромедиаторы. Возбуждающий и тормозный постсинаптические потенциалы.
- Внутриклеточные сигнальные пути.Функции мембранных белков. Внутриклеточные и мембранные рецепторы. Ионотропные и метаботропные рецепторы. Понятие о лигандах, агонистах и антагонистах рецепторов. Вторичные мессенджеры. Система G-белков. Кальций как вторичный мессенджер.Понятие об агонистах и антагонистах, миметической и блокирующей активности. Психотропные препараты
- Нейромедиаторы, их агонисты и антагонистыАцетилхолин. Нервно-мышечный синапс. Типы рецепторов ацетилхолина. Никотин, мускарин, атропин Катехоламины: норадреналин, адреналин и дофамин. Адренергические рецепторы. Нейролептики, психостимуляторы. Моноамины: серотонин и гистамин.Серотонинергические рецепторы. антидепрессанты. Медиаторы-аминокислоты Возбуждающие нейромедиаторы: глутамат. Глутаматные рецепторы. Тормозные нейромедиаторы: ГАМК, глицин. (анксиолитики, транквилизаторы, снотворные, противоэпилептические средства,). Пептидные нейромедиаторы. Ноцицептивная и антиноцицептивная системы. Анальгетики центрального действия. Аденозин и кофеин. Эффекты интоксикации и хронического употребления алкоголя, каннабиноидов, опиоидов.
- Общая физиология сенсорных систем.Понятие о сенсорных системах и органах чувств. Рецепторы, их классификация. Рецепторные поля. Количественные и качественные характеристики сенсорного сигнала. Способы обработки сенсорной информации в центральной нервной системе: дивергенция, конвергенция, параллельное торможение, возвратное торможение, латеральное торможение. Роль таламуса. Произвольное и непроизвольное внимание. Первичные, вторичные и третичные корковые сенсорные центры.
- Обонятельная и вкусовая системаВкусовые рецепторы языка. Ядро одиночного пути. Корковый центр вкуса. Психофизиологические эффекты различных видов пищи. Обонятельный мозг: обонятельные нити, обонятельная луковица, тракт, обонятельный бугорок.
- Соматосенсорная системаТактильные рецепторы, терморецепторы, ноцицепторы. Глубокая и поверхностная чувствительность. Передний и латеральный спиноталамические пути. Антеролатеральная система и спинальная петля. Проприоцептивные пути: медиальная петля, спиноцеребеллярные пути. Виды нарушений чувствительности.
- Зрительная системаОрган зрения, светопреломляющие среды глаза. Сетчатка, слои, типы клеток. Фоторецепторные клетки, механизм восприятия светового раздражения. Рецепторное поле органа зрения. Первичный процессинг зрительных стимулов в сетчатке. Зрительный путь. Подкорковые центры зрения: латеральное коленчатое тело и верхние холмики. Коленчато-шпорный путь. Зрительная кора и ретинотопия. Поражения зрительного анализатора на разных уровнях
- Слуховая и вестибулярная системыСтроение звукопроводящей системы, улитки, спирального органа. Теории звуковосприятия. Слуховой нерв. Улитковые ядра в стволе мозга, перекресты слуховых путей, комплекс ядер верхней оливы, трапециевидное тело. Латеральная петля. Подкорковые центры слуха: нижние холмики и медиальное коленчатое тело. Слуховая лучистость. Слуховая кора и тонотопия. Орган равновесия. Ампулярные гребешки и макулы. Восприятие линейного и углового ускорения. Связи вестибулярных ядер. Вестибулярные рефлексы.
- Двигательная системаПонятие о верхнем и нижнем мотонейронах. Типы движений: рефлекторные, локомоторные, произвольные и автоматизированные. Двигательные рефлексы спинного мозга. Мышечные веретена, сухожильный орган Гольджи. Миотатический рефлекс. Рефлекс отдергивания. Локомоторные движения: пейсмейкеры и полуцентры конечностей. Тонический и фазический контроль локомоций. Произвольные движения: ассоциативная лобная, премоторная и моторная кора. Пирамидный путь. Связи моторной коры. Автоматизация движений: мозжечок и базальные ядра. Связи мозжечка. Прямой и непрямой пути экстрапирамидной системы. Экстрапирамидные влияния на нижний мотонейрон. Пирамидные и экстрапирамидные синдромы.
Элементы контроля
- Посещаемость
- Активность на семинарах
- Самостоятельная работа (домашние задания, проверочные работы, доклады и т.д.)
- Модульная контрольная работа
- Устный экзамен по билетам
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.1 * Активность на семинарах + 0.25 * Модульная контрольная работа + 0.05 * Посещаемость + 0.2 * Самостоятельная работа (домашние задания, проверочные работы, доклады и т.д.) + 0.4 * Устный экзамен по билетам
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Анатомия нервной системы : учеб. пособие для вузов, Козлов, В. И., 2004
- Регуляторные системы организма человека : учеб. пособие для вузов, Дубынин, В. А., 2003
- Физиология и анатомия, Семенов, Э. В., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Mark Bear, Barry Connors, & Michael A. Paradiso. (2020). Neuroscience: Exploring the Brain, Enhanced Edition: Vol. Enhanced fourth edition. Jones & Bartlett Learning.
- Squire, L. R. (2008). Fundamental Neuroscience: Vol. 3rd ed. Academic Press.