Магистратура
2020/2021
Коучинг в бизнесе
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Психология в бизнесе)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Антонова Наталья Викторовна
Прогр. обучения:
Психология в бизнесе
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предназначен для студетов, желающих овладеть навыками проведения коучинга в бизнесе и в дальнейшем работать в качестве коуча в организации. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Общая психология (разделы: Психология личности, Психология мотивации, Психология эмоций) Социальная психология (разделы: Социальная психология личности, Психология общения, Психология малой группы). Организационная психология. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: Знание социально-психологических механизмов и техник общения, вступления в контакт; Знание личностных особенностей, которые могут повлиять на характер контакта (типы темперамента, характера, направленности личности, акцентуации характера и т.п.). Знание психологических механизмов целеполагания, принятия решений, планирования деятельности, мотивационных процессов.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения комплекса дисциплин «Коучинг в бизнесе» являются: 1. Ознакомление студентов с принципами, видами, этапами, технологией коучинга; 2. Освоение методов и технологии проведения индивидуальной коуч-сессии; 3. Освоение методов проведения групповой коуч-сессии; 4. Освоение методов проведения командного коучинга В результате освоения дисциплины студент должен: Знать основные этапы и технологию ведения индивидуальной, групповой и командной коуч-сессии; основные теоретические подходы и методы проведения коучинга, специфику применения коучинга к различным областям жизни и практической деятельности человека; Уметь анализировать запрос клиента, формулировать цели коуч-сессии; формулировать вопросы для коуч-сессии; выбирать адекватные запросу клиента техники и инструменты для усиления мотивации и планирования деятельности клиента по достижению целей; Владеть инструментами проведения индивидуальной, групповой, командной коуч-сессии.
Планируемые результаты обучения
- Умеет дифференцировать коучинг от других форм и видов психологической помощи. Знает принципы, этический кодекс, виды коучинга.
- Знает модели коучинга, умеет определять модель, применяемую в коуч-сессии. Знает различия теоретических подходов в коучинге, специфику проведения коуч-сессии в зависимости от теоретического подхода.
- Знает основные модели компетенций, способен оценить собственные качества и компетенции, простроить собственную про-грамму развития как коуча
- Умеет использовать адекватные коучинговые инструменты для работы с проектом.
- Умеет работать с мотивацией коучи, использовать соответствующие коучинговые инструменты
- Умеет работать с ценностями клиента
- Умеет преодолевать сопротивление изменениям, работать с ограничивающими убеждениями коучи.
- Умеет завершать сессию, выполнять необходимые действия, резюмировать, подводить итоги, оценивать эффективность проведенной сессии.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Коучинг как вид психологической помощи. Виды коучинга.Понятие коучинга. Элементы коучинга. Принципы коучинга. Виды коучинга. Области применения коучинга.
- Тема 2. Модели коучинга. Теоретические подходы в коучинге.Базовые модели коучинга: GROW, ORACLE, ABC. Теоретические подходы в коучинге. Новейшие подходы в коучинге.
- Тема 3. Личность коуча. Модели компетенций коуча (ICF, АРК). Качества, не-обходимые коучу, и противопоказания к работе.Модель компетенций коуча. Профессиональный стандарт деятельности коуча. Эти-ческий кодекс психолога и коуча (РПО, ICF, АРК). Модель личности коуча.
- Тема 4. Этапы индивидуального коучинга. Коучинговый контракт. Раппорт в коучинге.Этапы индивидуальной коучинговой сессии. Особенности проведения отдельных этапов коучинговой сессии. Типы клиентов и особенности проведения сессии с клиентами разных типов.
- Тема 5. Технология индивидуального коучинга: работа с проектомТехнология проведения коучинга. Алгоритм коучинговой сессии. Основные задачи и техники каждого этапа. Работа с проектом в коучинге. Основные инструменты планирования
- Тема 6. Технология коучинга: работа с мотивацией в коучингеРоль мотивации в достижении целей. Внешняя и внутренняя мотивация. Методы ак-туализации внутренней мотивации. Визуализация как способ актуализации внутренней мотивации и прояснения цели. Техники с использованием визуализации. Мотивационные слова и способы их выявления. Метод «волшебных вопросов».
- Тема 7. Технология коучинга: работа с ценностями.«Соединение с ценностями» как инструмент повышения мотивации. Методы выявления ценностей в процессе коучинга.
- Тема 8. Работа с сопротивлением в коучинге.Работа с сопротивлением ведомого (коучи). Эффективная самодифференциация коуча. Развитие личного присутствия в коучинге. Метапозиция. Виды сопротивления на каждом этапе коучинга и способы их преодоления. Ограничивающие убеждения и способы их преодоления. Методы работы с убеждениями: когнитивно-бихевиоральный коучинг.
- Тема 9. Подведение итогов и окончание коучинга. Специфика работы на различных этапах коучинга. Работа «за сценой» и «по ходу деятельности», теневой коучинг.Решение о прекращении коучинга. Фаза подведения итогов. Оценка эффективности действий коучи. Соотнесение результатов с целями. Формирование плана дальнейших шагов. Подведение итогов коучинга с «трудными» клиентами. Критерии эффективности коучинга. Процедура оценки эффективности.
Элементы контроля
- домашнее задание
- ТестТест в системе LMS без прокторинга. При первой пересдаче студенту необходимо пройти итоговый тест (описание и критерии оценивания находятся в примерах текущего контроля). При пересдаче с комиссией студенту необходимо подготовиться в течение 30-40 минут и ответить на два вопроса из списка. Список вопросов находится в департаменте психологии.
- Выполнение текущих заданий на занятиях
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.3 * Выполнение текущих заданий на занятиях + 0.3 * домашнее задание + 0.4 * Тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Жизнь в потоке: Коучинг: Учебное пособие / Аткинсон М., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 330 с.: 60x90 1/16. - (Трансформационный коучинг: Наука и искусство) ISBN 978-5-9614-5039-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912732
Рекомендуемая дополнительная литература
- Внутренняя сила лидера: Коучинг как метод управления персоналом / Уитмор Д., - 3-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 309 с.: ISBN 978-5-9614-5269-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912499
- Кларин М. В. - КОРПОРАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ, НАСТАВНИЧЕСТВО, КОУЧИНГ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 288с. - ISBN: 978-5-534-02811-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/korporativnyy-trening-nastavnichestvo-kouching-437296
- Технология достижений: Турбокоучинг по Брайану Трейси: Учебное пособие / Трейси Б., Фрейзер К., Сурин С. - Москва :Альпина Пабл., 2016. - 219 с.: 84x108 1/32 ISBN 978-5-9614-1044-0 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/925620
- Формирование, развитие и коучинг эмоциональной компетентности в управлении персоналом организации: Монография/Чуланова О.Л. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 218 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-010723-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/501346