Бакалавриат
2020/2021
Экономическая социология
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Экономика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Автор: Барсукова С.Ю., Маркин М.Е., Надеждина Е.В., Нефедова А.И. Число кредитов: 5 Контактная работа (час.): 60 Самостоятельная работа (час.): 130 Курс: 2-4 Формат изучения дисциплины: Без использования онлайн курса
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения учебной дисциплины «Экономическая социология» являются: • получение углубленного систематизированного представления о социологическом подходе к изучению экономики; • изучение ключевых современных экономико-социологических теорий и результатов исследований; • овладение базовыми навыками эмпирического экономико-социологического анализа.
Планируемые результаты обучения
- В результате освоения учебной дисциплины «Экономическая социология» студент получит знания в области ключевых современных экономико-социологических теорий
- В результате освоения учебной дисциплины «Экономическая социология» студент познакомится с результатами ключевых исследований
- В результате освоения учебной дисциплины «Экономическая социология» студент будет знать ключевые современные экономико-социологические теории и результаты исследований
- В результате освоения учебной дисциплины «Экономическая социология» студент будет знать классические экономико-социологические теории и исследования
- В результате освоения данной дисциплины студент научится применять экономико-социологический подход при изучении экономики
- В результате освоения дисциплины студент приобретет необходимый опыт эмпирического экономико-социологического анализа
- В результате освоения дисциплины студент получит знания о социальном предпринимательстве и научится применять экономико-социологический подход при изучении экономики
- В результате освоения дисциплины студент будет обладать информацией о ключевых современные экономико-социологические исследований в области политических инвестиций
- В результате освоения дисциплины студент будет иметь навыки эмпирического экономико-социологического анализа
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Основные социологические подходы к анализу экономикиСоциальные основания экономических действий. Роль социальных сетей в принятии экономических решений, понятие социального капитала. Экономические институты как социальные конструкты. Культурные ограничения экономической деятельности, понятие культурного капитала. Конвертация социального и культурного капитала в экономический капитал.
- Тема 2. Поведение потребителей и маркетинговый анализПредпосылки маркетингового анализа. Физические атрибуты потребительского рынка: размер рынка, география продаж, социально-демографические характеристики потребителей. Поведенческие характеристики потребителей: время совершения покупок, причины покупок, социально-психологический портрет потребителей. Сегментирование потребительского рынка: основные требования, предъявляемые к сегментам. Возможности и ограничения использования исследования «Российский индекс целевых групп» для изучения поведения потребителей и потребительских рынков.
- Тема 3. Инновационное поведение населения и рынки новых технологийДиффузия инноваций, социально-демографические характеристики «ранних пользователей» и «отстающих». Радикальные и инкрементальные инновации. Общественное (не)принятие новых технологий. Социальная укорененность новых технологий: восприятие инноваций и инновационные практики. Социальные эффекты инновационных решений. Роль «ведущих пользователей» в развитии рынка новых технологий. Российский опыт развития сервиса каршеринга как пример анализа рынка новых технологий.
- Тема 4. Классические и современные формы занятостиОсновные методологические различия экономического и социологического подходов к изучению рынков труда. Текучесть и мобильность рабочей силы. Факторы трудовой мобильности и лояльности рабочей силы. Внешний и внутренний рынки труда. Факторы карьерного продвижения работников. Гибкая занятость: численная гибкость, функциональная гибкость и финансовая гибкость. Особенности рынков удаленной работы. Фрилансеры как самозанятые профессионалы.
- Тема 5. Внедрение инноваций в хозяйственных организацияхКлассификация инноваций в хозяйственных организациях. Необходимость инноваций в хозяйственных организациях. Индивидуальные и организационные факторы, способствующие возникновению инноваций на рабочем месте; факторы, связанные с культурным контекстом. Уровень инновационной активности российских хозяйственных организаций. Социально-демографический портрет инноваторов и практики инновационного менеджмента.
- Тема 6. Социальные отношения в рыночном обмене и конкурентном взаимодействииРыночный обмен как социальное взаимодействие. Возникновение, продолжение и разрыв деловых отношений бизнес-партнеров в цепях поставок. Структурный и интеракционный механизмы установления условий обмена. Рыночный торг как комплексное соглашение. Властная асимметрия в рыночном взаимодействии. Структурное и интеракционное измерения властной асимметрии. Конкуренция как социальный процесс. Структурный и поведенческий подходы к анализу конкуренции. Структурный, институциональный и социокультурный элементы конкуренции как социального процесса. Социальное конструирование «совершенного рынка». Государственное регулирование торговой деятельности в современной России как пример недостатка социальной легитимации маркетинговых контрактов и институционального воздействия на сложившуюся социальную структуру деловых отношений.
- Тема 7. Социальное предпринимательствоСоциальное предпринимательство: на стыке благотворительности и бизнеса. Американский подход к определению социального предпринимательства. Российский подход к определению социального предпринимательства. Процесс институционализации социального предпринимательства в России. Ключевые игроки и особенности формирования организационного поля.
- Тема 8. Политические инвестиции бизнесаФинансирование избирательных кампаний как социальный процесс. Добровольные и вынужденные политические инвестиции бизнеса. Борьба различных финансово-промышленных групп за доступ к ресурсам. Риски политических инвестиций и способы их минимизации.
- Тема 9. Государственная аграрная политикаГосударственная аграрная политика в контексте общего политического курса. Вехи аграрной политики в современной России: приватизация земель и создание фермерства, приоритетный национальный проект «Развитие АПК», принятие Доктрины продовольственной безопасности, вступление во Всемирную торговую организацию, импортозамещение как ответ на западные санкции. Оценка степени последовательности российской аграрной политики.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)Студенту предлагается «автомат» по учебной дисциплине, если оценки за все эле-менты контроля у него не ниже 6 баллов. В этом случае оценка по учебной дисциплине рассчитывается на основе следующих весов: ОД = 0,42 * ОС + 0,29 * ОДЗ + 0,29 * ОК. Студент вправе отказаться от получения «автомата» и написать экзаменационную работу на общих основаниях.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Cтребков, Д., & Шевчук, А. (2009). Фрилансеры На Электронных Рынках: Роль Социальных Связей. Экономическая Социология, (5). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15693020
- Андрияшин, Н. (2007). Понятие Рынка В Маркетинге. Экономическая Социология, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692852
- Радаев, В. (2010). Рынок Как Цепь Обменов Между Организационными Полями. Экономическая Социология, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15693055
Рекомендуемая дополнительная литература
- Фрилансеры в информационной экономике: как россияне осваивают новые формы организации труда и зан..., Стребков, Д. О., 2009