Магистратура
2020/2021
Бизнес-психологические технологии развития организаций
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Психология в бизнесе)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Психология в бизнесе
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 37.04.01 «Психология» подготовки магистра, обучающихся по магистерской программе «Психология в бизнесе».
Цель освоения дисциплины
- знакомство с современными моделями организационного дизайна
- знакомство с методами и подходами к развитию организаций
- выявление и анализ управленческих, кадровых и психологических драйверов и барьеров в развитии организации
- понимание механизмов и факторов процесса совместного принятия группового решения
- ознакомление с технологиями и техниками фасилитации групповой работы
- освоение бизнес-психологических подхода к интеграции организации и фасилитации организационных изменений
Планируемые результаты обучения
- Знает и умеет проводить организационный дизайн компании
- знает сущность и основные принципы организационной диагностики
- умеет выделить клиентский запрос. Знает проблемы, которые возникают в организации и их причины
- умение грамотно подобрать и валидизировать методики для проведения организационной диагностики на уровнях личности и группы. Умение грамотно обработать и презентовать результат.
- умение проводить фасилитации в больших группах
- умеет проводить фасилитационные сессии в малых группах
- знает методы организационной и интеграции и интервенции, умеет применять их для решения проблем организации
Содержание учебной дисциплины
- Организационный дизайн и организационное развитиеОрганизационное развитие (ОР) как совокупность определенных теоретических концепций и практических приемов, позволяющих планировать развитие и изменения в организациях и других социальных системах. Эволюция моделей организационного ди-зайна. Организацонные структуры: от линейно-штабной до экосистемы. ОР как процесс сбора данных, диагностирования, планирования действий, интервен-ции и оценки, направленный на: 1) достижение конгруэнтности между организационными структурой, процессами, стратегией, людьми и культурой; 2) выработку новых креативных организационных решений; 3) развитие способности организации к самообновлению. Принципы проектирования организации: связь стратегии и организационного дизайна.
- Сущность организационной диагностики и ее методическое обеспечениеПарадигмы управления организацией. Элементы организации. Жизненные стадии и циклы развития организации. Типы организационной культуры. Организационная диагностика как этап организационного развития. Определение и цели организационной диагностики. Задачи организационной диагностики. Концептуальные основы организационной диагностики. Организационные теории и диагностические модели. Отличие диагностики от научного исследования. Научные и практические характеристики методов сбора информации. Основные методы сбора информации: интервью, анализ документов, вопросники, тесты и наблюдение, качественные методы. Специфические особенности применения методов социально-психологического исследования для решения задач диагностики организации.
- Психологические проблемы организацииКадровая политика организации. Психологические принципы управления организацией. Методы формирования и оптимизации кадрового состава организации. Методы поддержания работоспособности персонала. Обучение, развитие и оценка персонала. Ме-тоды реорганизации структуры организации. Специфика социально-психологической диагностики организации. Психологические проблемы организации. Основные направления диагностического исследования организации.
- Проектирование и проведение диагностического исследования в организацииКлиентский запрос и постановка диагностической задачи. Подготовка и проведение диагностической процедуры в организации. Выбор адекватного инструментария исследования. Правила организации исследования. Обеспечение валидности, достоверности и надежности получаемых данных. Этические аспекты проведения организационной диагностики. Психологическая диагностика на уровне личности, группы и организации. Социально-психологическая оценка персонала. Диагностика для профотбора, для комплектования рабочих групп, диагностика для развития. Социально-психологические методики в системах личностной диагностики. Групповое ситуационно-поведенческое тестирование. Методики Центра оценки. Анализ кадрового потенциала управления предприятием. Выявление структуры рабочей группы. Применение социометрических и коммуникометрических методик. Диагностика групповой сплоченности. Оценка уровня группового развития. Диагностика социально-психологического климата коллектива, конфликтности подразделений, состояния организационной структуры и прохождения информационных потоков, оценка компетентности и личностных качеств сотрудников. Диагностика эффективности функционирования организации. Проблемное поле организации. Оценка готовности к развитию. Анализ и оценка системы управления организацией. Выявление преобладающего стиля управления организацией, определение типа управленческой команды, стилей руководства и разрешения конфликтов. Репрезентативность и информативность. Ключевые информанты. Методы сбора информации. Использование метода фокус-группа для диагностики организации.
- Фасилитационные технологии в больших социальных группахОсновные модели фасилитации, критерии описания особенностей и стилей (J. Jenkins) – особенности процесса; охват решаемых проблем; тип интервенций фасилитатора; тип итогового продукта; тип аудитории и т.д. Критерий «сфокусированности воздействия» – организационное развитие / управление изменениями (А.В. Мартынова). Базовая и развивающая фасилитация (R. Schwartz). История создания принципов и методов работы с большими социальными группами. Основные методы работы с большими социальными группами (G. Bushe, R. Marshak): «Позитивные перемены» (Appreciative Inquire); «Поисковые конференции» (Search Conferences); «Поиск будущего» (Future Search); «Открытое пространство» (Open Space); «Технология участия» (Technology of Participation); «Мировое кафе» (World Café); «Стратегические изменения в реальном времени» (Real Time Strategic Change); «Выход за рамки» (Work Out). Цели, участники, процессы, технологии каждого метода. Его преимущества и ограничения.
- Фасилитационные технологии в малых группах (управленческих командах)Групповое принятие решений. Ценности совместной работы. Базовые навыки фасилитатора. Дивиргентное и конвергентное мышление в групповом принятии решения. Техника чартрайтинга. Фасилитация открытой дискуссии. Альтернативы открытой дискуссии. Ин-струменты управления длинными списками. Жизнеспособное соглашение: принципы по-строения. Сбор различных точек зрения. Создание общей платформы взаимопонимания. Выработка взаимоприемлемых решений.
- Интеграция организации и интервенцияПонятие интеграционных и дезинтеграционных процессов в организации. Методы интеграции и роль фасилитатора интеграционных процессов. Понятие бизнес-психологической интервенции. Структура и методы интервенции. Результаты и эффекты интервенции в различных временных перспективах.
Элементы контроля
- активность на занятии
- домашнее задание
- домашнее задание
- Проведение фасилитационной сессииЗащиты фасилитационной сессии в системе Zoom без прокторинга. При первой пересдаче студенту необходимо провести фасилитационную сессию (описание и критерии оценивания находятся в примерах текущего контроля). При пересдаче с комиссией студенту необходимо подготовиться в течение 30-40 минут и решить кейс. Пример кейса находится в департаменте психологии.
- активность на занятии
- домашнее задание
- домашнее задание
- Проведение фасилитационной сессииЗащиты фасилитационной сессии в системе Zoom без прокторинга. При первой пересдаче студенту необходимо провести фасилитационную сессию (описание и критерии оценивания находятся в примерах текущего контроля). При пересдаче с комиссией студенту необходимо подготовиться в течение 30-40 минут и решить кейс. Пример кейса находится в департаменте психологии.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * активность на занятии + 0.25 * домашнее задание + 0.25 * домашнее задание + 0.3 * Проведение фасилитационной сессии
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Методы развития организаций, Пригожин, А. И., 2003
- Моделирование и принятие решений в менеджменте : рук. для будущих топ - менеджеров, Мадера, А. Г., 2014
- Организационная психология : учебник для вузов, Леонова, А. Б., 2014
- Стратегическое управление человеческими ресурсами, Армстронг, М., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Организационный дизайн : современные концепции управления : учеб. пособие для вузов, Борисова, Л. Г., 2003