• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Психологический практикум: Беседа

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Психологический практикум: Беседа» направлена на: • формирование у студентов основ профессионального опыта проведения специальным образом организованной беседы посредством осуществления ими специально организованной профессиональной деятельности. В результате освоения дисциплины студент должен: • знать особенности основных видов психологической беседы; • уметь проводить анализ особенностей наблюдаемого поведения; • уметь планировать, проводить психологическую беседу; • иметь навыки (приобрести опыт) ведения беседы, интерпретации данных полученных в ходе беседы. Настоящая дисциплина относится к базовой части цикла дисциплин программы «Психология». Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: • Дисциплина «Психологический практикум: Наблюдение». Является основой для изучения и закрепления знаний по следующим дисциплинам: • Психодиагностика • Психология личности и индивидуальных различий • Социальная психология • Консультирование • Подбор и оценка персонала • Психологический практикум: навыки психолога-консультанта • Курсовая работа и выпускная квалификационная работа. Общие положения оценивания для дисциплины «Психологический практикум: Беседа»: Задания промежуточного контроля назначаются студентам в LMS после прохождения на практическом занятии соответствующей темы. Последнее задание назначается студентам в LMS не менее чем за две недели до окончания курса. Задания, выполненные после указанного в LMS срока, не принимаются (0 баллов). Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки. В ходе дисциплины оценивается активность студента на занятии. Итоговая оценка за активность выставляется с учетом нормирования на общее количество занятий. Положения оценивания для раздела «Беседа»: В процессе обучения студенты выполняют 5 домашних заданий. Дисциплина не предусматривает блокирующих Элементов контроля.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основными методами наблюдения в психологии
  • Получение практических навыков организации и проведения наблюдения
  • Формирование аналитических навыков соотнесения наблюдаемых особенностей поведения с особенностями психической регуляции
  • Знакомство с беседой как методом психологии и возможными вариантами применения метода в психологических исследованиях и практике
  • Получение практических навыков организации и проведения психологической беседы
  • Получение навыков интерпретации данных, полученных в ходе беседы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает и может назвать особенности беседы как метода психологии и перечислить отличия от других методов психологии;
  • Студент может объяснить разницу между беседой как методом исследования, методом диагностики и методом психологической помощи;
  • Студент может перечислить необходимые условия для эффективного применения беседы как метода психологии;
  • Студент может дать характеристику вербальному и невербальному общению в процессе психологической беседы.
  • Студент может перечислить особенности применения беседы в условиях долгосрочного консультирования;
  • Студент может назвать особенности очного консультирования, телефонного, дистанционного, консультирования в письмах;
  • Студент может перечислить этапы беседы в кризисном телефонном консультировании и объяснить цели и задачи каждого этапа;
  • Студен может охарактеризовать рефлексию позиции консультанта.
  • Студент может сравнить и соотнести между собой метод беседы и метод интервью;
  • Студент может назвать основные принципы организации исследований качественной методологии;
  • студент может описать различия между отдельными видами интервью (исследовательское, коммерческое, психодиагностическое);
  • студент может назвать и объяснить основные правила составления гайда для интервью.
  • Студент знает: принципы установления и поддержания психологического контакта при письменном анкетировании; принципы составления анкеты и оценки ее качества.
  • Студент умеет: оценивать качество готового инструментария (анкеты) и аргументировать свою позицию; оценивать источники угроз внутренней, внешней и конструктной валидности анкеты;
  • Студент может сформулировать и аргументировать необходимые изменения для улучшения качества анкеты.
  • студент знает структуру первичнй консультации
  • студент может построить реплику в сответствии с техникой активного слушания
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Применение метода беседы при проведении исследований качественной методологии
    Соотношение метода беседы и метода интервью. Специфика построения исследований в качественной методологии. Основные особенности составления гайда для интервью (структура интервью, ключевые моменты). Особенности проведения интервью для различных задач: исследовательские интервью, коммерческие интервью, психодиагностические интервью.
  • Применение метода беседы в долгосрочном консультировании. Этапы беседы в кризисном телефонном консультировании
    Беседа в долгосрочном консультировании: эффекты синхронности и асинхронности, форматы, специфика, возможности и ограничения. Очное консультирование, телефонное, дистанционное, консультирование в письмах. Рефлексия позиции консультанта. Этапы беседы в кризисном телефонном консультировании.
  • Беседа как метод психологии
    Проблема психологического общения. Диалог и его место в психологических исследованиях. Место беседы среди других методов психологии. Беседа как метод исследования, метод диагностики, метод практической помощи. Особенности организации и ситуация проведения беседы. Типы бесед, вербальное и невербальное общение в процессе беседы.
  • Метод беседы в социальной психологии
    Письменное анкетирование как вид метода беседы. Установление и поддержание психологического контакта при письменном анкетировании. Принципы составления и оценки качества анкеты; соблюдение внешней, внутренней и конструктной валидности при составлении анкеты. Виды вопросов. Правила формулирования вопросов и вариантов ответа. Навигация в анкете и последствия ее нарушения. Эффекты контекста при анкетировании
  • Беседа в психологическом консультировании и психотерапии. Метод беседы в исследовании личности. Этапы психологической беседы
    Цели и задачи психологического консультирования. Определение и построение эффективной модели консультативного процесса. Особенности психологической беседы в зависимости от направления.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы.
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы.
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы.
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы.
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы.
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы.
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы.
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы.
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Отчет по результатам самостоятельной работы.
    Если студент по уважительной причине, подтвержденной соответствующей справкой, пропустил ту или иную форму контроля, ему предоставляется возможность сдать данное задание в течение двух недель после даты окончания действия соответствующей справки.
  • неблокирующий Домашнее задание №1 Выполнение аналитического отчета
  • неблокирующий Домашнее задание №2 Проведение одной первичной беседы, ее расшифровка и анализ.
    В соответствии с переходом на дистанционный формат обучения задание может быть выполнено онлайн с соблюдением методических рекомендаций и учетом технических и психологических особенностей дистанционного проведения психологической беседы.
  • неблокирующий Домашнее задание №3 Составление скрипта реплик консультанта телефона доверия.
    Выполнение задания предполагает составление набора из нескольких вариантов альтернативных формулировок для каждого из блоков беседы.
  • неблокирующий Домашнее задание №4 Составление гайда для интервью.
    Задание выполняется в группах. Тема гайда определяется для каждой группы на занятии.
  • неблокирующий Домашнее задание №5 Применение метода беседы в социальной психологии.
    Студенты 1) дорабатывают исходную анкету (предложенную преподавателем) исходя из знаний, полученных на занятиях; 2) проводят беседу (когнитивное интервью) с респондентом, с целью анализа качества анкеты и разработки предложений по модификации анкеты на основании проведенного интервью.
  • неблокирующий Аудиторная активность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    оценка по Дисциплине: Обеседа = 0,15*Одз1 + 0,3*Одз2 + 0,15*Одз3 + 0,*1Одз4 + 0,1*Одз5 + Оауд.активность*0,2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Индивидуальное психологическое консультирование: основы теории и практики: Учебное пособие/Р.М.Айсина - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование) (Обложка) ISBN 978-5-369-01467-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/508186
  • Методология качественных исследований в психологии : учеб. пособие / Н.П. Бусыгина. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 304 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/944401
  • Методология качественных исследований в психологии: Учебное пособие / Н.П. Бусыгина. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 304 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-006022-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/357385

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Saris, W. E. (2014). Design, Evaluation, and Analysis of Questionnaires for Survey Research (Vol. Second Edition). Hoboken: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=691292