Магистратура
2020/2021




Стратегии в менеджменте: стратегии цифровизации логистики
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Стратегическое управление логистикой)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Где читается:
Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Стратегическое управление логистикой
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках данного курса раскрываются основные принципы цифровизации логистики в цепях поставок, особенности стратегического планирования цепей поставок промышленных и торговых компаний, а также управления запасами в цепях поставок (методы прогнозирования спроса на запасы и определения его рационального объема, методы оценки эффективности управления запасами). Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Теоретические основы логистики и управления цепями поставок (УЦП). Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: интегральная парадигма логистики и УЦП и виды интеграции; стратегические аспекты управления логистикой в направлении цифровизации; Индустрия 4.0 и цифровизация экономики; интегрированное планирование цепей поставок.
Цель освоения дисциплины
- дать студентам представление о стратегиях цифровизации применительно к логистике и УЦП
- привить студентам навыки исследовательской и проектной работы по стратегическому планированию и контроллингу логистической деятельности в цифровых цепях поставок;
- формирование навыков управления запасами в цепях поставок, определения оптимального (рационального) уровня запасов и умения управлять процессом формирования запасов
Планируемые результаты обучения
- Знает основные функциональные стратегии цепей поставок и умеет их формулировать
- Умеет выбрать логистическую стратегию из альтернативных вариантов применительно к исследуемой компании/цепи поставок
- Использует в практической деятельности иерархический принцип построения логистической системы компании
- Формирует стратегический план логистики компании и цепи поставок в целом в разрезе цифровой экономики
- Владеет основами методология цифровой трансформации цепей поставок: использует инструментарий цифрового фреймворка
- Умеет строить бизнес-модели логистики в направлении цифровой трансформации
- Использует концепцию цифровых двойников и понимает их роль в УЦП и логистике
- Знает основные этапы цифрового преобразования цепей поставок в разрезе логистики и умеет использовать преимущества ее цифровизации
- Понимает ключевые драйверы цифрового преобразования логистических бизнес-процессов в цепях поставок, добавляющие ценность для потребителей и контрагентов цепи
- Умеет выстраивать зависимость параметров бизнес-процессов цепи поставок от уровня зрелости
- Ориентируется в континууме цифровых технологий, определяющих степень цифровой трансформации цепей поставок в стратегическом плане логистики
- Способен осуществлять цифровизацию логистической деятельности в цепях поставок с учетом зрелости процессов
- Использует инструменты цифровизации в стратегическом сорсинге и управлении взаимоотношениями с поставщиками
- Понимает сущность цифровизации в транзакционной закупочной деятельности (P2P)
- Принимает решения по использованию логистического аутсорсинга при цифровизации экономики
- Владеет статистические методы управления запасами
- Знает методические основы управления запасами
- Знает модели расчета страхового запаса
- Знает модификации расчета оптимальной величины заказа
- Обосновывает выбор стратегии управления запасами
Содержание учебной дисциплины
- 1. Функциональные стратегии цепей поставокСтратегия цепи поставок и функциональные стратегии: соотношение понятий. Логистическая стратегия цепи поставок, как функциональная стратегия – принципы формирования. Иерархия построения логистической системы компании. Стратегический план логистики и проблематика цифровизации. Структура стратегического плана логистики: выбор решений «инсорсинг/аутсорсинг». Баланс «затраты/сервис» при стратегическом планировании логистики в цепи поставок. Преимущества цифровизации логистики.
- 2. Методология цифровой трансформации цепей поставокОсновные методологические принципы и подходы к цифровизации цепи поставок. Структура цифровой цепи поставок – цифровой фреймворк. Основные бизнес-модели в цифровой трансформации. Сравнительный анализ методических подходов к построению цифровой цепи поставок и логистической сети. Ключевые драйверы цифрового преобразования логистических бизнес-процессов в цепях поставок, добавляющие ценность для потребителей и контрагентов цепи.
- 3. Цифровые двойники и их роль в УЦП и логистикеСтратегическая цель цифрового двойника/близнеца (Digital Twin - DT). Преимущества использования цифровых двойников при стратегическом планировании логистики в цепях поставок. Терминология и основные характеристики цифровых двойников. Анализ определений термина «Digital Twin», а также схожих понятий: «цифровой след», «цифровая тень», «цифровая нить». Концепция Digital Twin для стратегий цифровых цепей поставок промышленных предприятий компании General Electric. Алгоритм формирования цифровых теней. Основные варианты «конструкции» Supply Chain Digital Twin в контексте формирования стратегии цифровизации логистики.
- 4. Уровни зрелости процессов и стратегия цифровой логистикиОсновные этапы цифрового преобразования цепей поставок в разрезе логистики. Зависимость параметров бизнес-процессов цепи поставок от уровня зрелости. Континуум цифровых технологий, определяющих степень цифровой трансформации цепей поставок в стратегическом плане логистики. Цифровизация логистической деятельности в цепях поставок с учетом зрелости процессов.
- 5. Инструменты цифровизации в стратегическом сорсингеСтратегический сорсинг и управлении взаимоотношениями с поставщиками: проблема цифровизации. Цифровизация в транзакционной закупочной деятельности (P2P). Логистический аутсорсинг и цифровизация.
- 6. Методические основы управления запасами.Классификация запасов. Развитие теории и практики управления запасами. Основные разделы прикладной теории управления запасами
- 7. Определение потребности в запасах: статистические методы. Статическая задача управления запасами. Модель расчета оптимального объема и периодичности заказа и ее модификации. Модели расчета страхового запаса.Анализ статистических методов, их преимущества и недостатки. Анализ статической (одноцикловой) задачи управления запасами. Варианты классической модели EOQ. Расчет показателей запасов при многономенклатурных поставках. Многономенклатурные поставки по системе кратных периодов. Расчет страхового запаса на основе теорем о числовых характеристиках случайных величин.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.4 * Решение задач и кейсов на семинарских занятиях + 0.6 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Под общ. ред. Лукинского В.С. - УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 307с. - ISBN: 978-5-9916-7964-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-zapasami-v-cepyah-postavok-v-2-ch-chast-1-433823
- Под общ. ред. Лукинского В.С. - УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК в 2 ч. Часть 2. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 283с. - ISBN: 978-5-9916-7965-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-zapasami-v-cepyah-postavok-v-2-ch-chast-2-436531
Рекомендуемая дополнительная литература
- Корпоративная логистика в вопросах и ответах / В.И. Сергеев и др.; Под ред. В.И. Сергеева. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - XXX, 634 с.: 70x100 1/16. + ( Доп. мат. znanium.com). (п) ISBN 978-5-16-004556-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/407668