Магистратура
2020/2021
Стратегический анализ
Статус:
Курс обязательный
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Стратегии развития бизнеса: управление и консалтинг
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Стратегический анализ» относится к базовой части дисциплин направления и формирует у студентов знания и навыки для подготовки к карьере профессионального менеджера в рамках магистерских программ «Стратегии развития бизнеса: управление и консалтинг», «HR-аналитика», «Экономика впечатлений» по направлению 38.03.02 «Менеджмент». Программой дисциплины предусмотрено овладение знаниями и навыками в проведении современного стратегического анализа, а также основами стратегического дизайн-мышления для разработки корпоративной стратегии развития бизнеса и бизнес-стратегий отдельных направлений деятельности. Основой обучения является освоение концептуальных основ стратегического менеджмента, принципов построения стратегического процесса в организации на основе формирования планов и проектирования организационной структуры, организационного научения и предпринимательства. Важной особенностью курса является практическая отработка изучаемых методов стратегического анализа. Одной из основных технологий обучения на курсе является командное проектирование стратегии развития реальной организации по заданиям преподавателя. Задания сгруппированы в практикумы и выполняются в основном во время самостоятельной работы студентов. Результаты подготовки отчетов по выполнению заданий в виде презентаций обсуждаются на семинарах курса.
Цель освоения дисциплины
- практически освоить концепции и техники современного стратегического анализа и дизайн-мышления
- сформировать понимание стратегического процесса и обеспечить развитие необходимых компетенций для эффективного участия в его организации и реализации
- освоить методы интеграции временной перспективы, анализа стратегических альтернатив и принятия решений в условиях неопределённости
- развить системное представление о деятельности организации в контексте динамичного внешнего окружения
- сформировать понимание процессов конкуренции-сотрудничества и создания инноваций ценности, а также умение обосновывать стратегии развития бизнеса на корпоративном уровне и бизнес-стратегии в рамках отдельных направлений деятельности
Планируемые результаты обучения
- системно описывать и исследовать любой бизнес в формате бизнес-модели, а также применять техники дизайн-мышления для формирования стратегии развития в формате бизнес-модели
- системно оценивать влиятельные макрофакторы и выявлять отраслевые тренды, оценивать стратегические активы и динамические компетенции компании
- исследовать систему конкуренции-сотрудничества компании, уметь выявлять потенциально полезные комплементарные эффекты и выстраивать сетевое сотрудничество
- исследовать организацию с применением модели организационной среды и планировать организационные изменения
- анализировать причины неэффективности в схеме выработки ключевых решений и оптимизировать ее с целью уменьшения информационных и мотивационных рисков
- проводить сценарный анализ развития ситуации и обосновывать варианты развития бизнеса
- проводить экспертный анализ стратегической ситуации и обосновывать адекватные идеи развития с учетом стратегических рисков
- обосновывать уникальную стратегическую позицию ценностных предложений компании, а также наглядно отображать ее с помощью стратегической канвы, а также строить инновацию ценности и масштабировать ее, защищая от имитации
- проводить стратегический анализ и синтез цепочки (сети) создания ценности, обосновывать in house/outsourcing варианты ее развития, включая цифровую трансформацию в направлении формирования платформы и цифровой экосистемы
- провести аудит корпоративного портфеля с применением портфельных матриц и оценить его сбалансированность, а также выявить и оценить ядро (ядра) корпоративного портфеля и оценить их потенциал
- строить карты смежных зон и оценивать их стратегический потенциал для обоснования диверсификационных и интеграционных стратегий развития корпорации
Содержание учебной дисциплины
- Бизнес-модель как базовая схема системного описания деятельности организации. Современный стратегический анализ и дизайн-мышлениеБизнес-модель системная схема создания ценности и получения прибыли. Шаблон Остервальдера. Стратегический анализ и принципы дизайн-мышления. Принципы и ключевые этапы реализации стратегического дизайн-проекта. Определение бизнеса и дефекты стратегического зрения.
- Динамика факторов внешнего окружения. Конкуренция-сотрудничество в сетевом мире и переход к формированию цифровых экосистем. Стратегическая лестницаСистема факторов внешнего окружения. Конкуренция-сотрудничество. Корпорация – портфель бизнесов. Цифровая трансформация и переход к формированию цифровых экосистем. Динамические модели развития. Целевой и ресурсный подход. Стратегическая лестница
- Стратегический процесс в современной компанииСистема стратегического управления. Ключевые организационные метафоры. Модель организационной среды. Школы стратегий. Планирование и механизмы научения. Стратегия как предпринимательский процесс экспериментирования. Динамические компетенции современной организации.
- Системное описание бизнеса и диагностика стратегической ситуацииБизнес-модель как схема выработки ключевых решений. Изменение бизнес-модели для уменьшения информационных и мотивационных рисков.
- Анализ стейкхолдеров и сценарный анализ ситуацииАнализ стейкхолдеров. Стратегический ментальный базис. Анализ макрофакторов (PESTEL-анализ) и отраслевых трендов. Сценарный анализ ситуации и исследование вариантов развития. Задача мониторинга и научения на основе сканирования внешней ситуации
- Сценарное исследование вариантов развития ситуации и обоснование перспективных направлений развитияПостроение системы предупреждения об изменении критичных факторов ситуации. Схема Джилада. Практикум в проведении сценарного анализа ситуации и обоснования вариантов развития бизнеса
- Стратегическая ориентация, конкурентное позиционирование и формирование инноваций ценностиSWOT-анализ и синтез решений по развитию бизнеса. Структурный подход Портера к конкурентному позиционированию. Модель 5 сил. Матрица базовых стратегий. Цепочка ценности. Реконструкция бизнес-модели и инновация ценности. Стратегическая канва. Стратегия голубого океана
- Обоснование бизнес-стратегии в формате бизнес-моделиВыбор перспективного рынка и сегментирование. Карта потребительской полезности. Проектирование ценностного предложения. Позиционирование ценностного предложения. Проектирование цепочки ценности. GAP-анализ. Обоснование In house/Outsourcing решений по развитию компетенций. Переход к проектному формату реализации стратегии
- Обоснование бизнес-стратегии в формате модели бизнеса: позиционирование перспективного ценностного предложения, проектирование цепочки (сети) ценности и оценка финансовых показателей развития бизнесаПроектирование ценностного предложения с применением техник дизайн-мышления и глубинного исследования потребителей Финальная презентация дизайн-проекта по формированию перспективной бизнес-модели
- Корпоративная стратегия. Портфельный анализ. Ядро и карта смежных зонПространство стратегического анализа в корпоративной стратегии. Диверсификация и интеграция. Портфельные матрицы. Ядро бизнеса и карта смежных зон (Bain). Карта роста (McKinsey)
Элементы контроля
- Присутствие и активная работа на семинарахОценка присутствия и активной работы студентов проводится на семинарах в виде обсуждения результатов командной работы, с оценкой преподавателем вклада каждого в работу команды преподавателем. Преподаватель задает вопросы каждому слушателю. Оценка сообщается после завершения обсуждения презентации команды
- Активность работы в командахУже после первой лекции магистранты разбиваются на команды по 3-7 человек для отработки практических заданий в период самостоятельной работы и семинаров. Команды готовят свои результаты в формате pptx- и/или pdf-презентаций до начала следующей лекции или семинара (во время самостоятельной работы). При подготовке презентации по заданиям конкретного практикума назначается руководитель команды проекта, который оценивает вклад каждого в подготовку презентации по данному практикуму. Задания каждого практикума готовятся командой под руководством нового руководителя (эта роль является переходящей). Все члены команды минимум один раз должны выступить в роли руководителя команды проекта. Руководители учитывают вклад каждого участника в результаты работы, а по завершении курса вместе со всеми формируют итоговую оценку активности каждого члена команды. Обсуждение результатов анализа и синтеза решений команд с презентациями и открытыми дискуссиями осуществляются на семинарских занятиях. Допускается обсуждение заданий и презентаций команд на консультациях преподавателей программы. Текущий контроль осуществляется во время обсуждения результатов работы в аудитории иди онлайн. Активность работы в команде должна обсуждаться открыто всеми членами команды и формироваться в соответствии с реальным вкладом каждого участника. Результат может быть определен открытым голосованием или любой другой открытой процедурой. Результаты работы каждого члена команды фиксируются руководителем команды. По завершении командной работы руководитель проекта на финальном этапе подытоживает вместе с командой оценки каждого за все практикумы и направляет преподавателю не позднее чем за сутки до начала экзамена.
- ЭкзаменЭкзамен имеет целью проверку результатов обучения и проводится в формате офлайн или онлайн презентации командой отчета о проведенном стратегическом анализе и синтезе стратегии развития для выбранной реальной компании. Время этой презентации – не более 15 мин, вопросы задаются конкретным членам команды. Обсуждение презентации и ответов на вопросы составляет не более 10 мин. Презентация, которая будет представлена на экзамене высылается для проверки не позднее чем за сутки до проведения экзамена вместе с элементами текущего контроля (активности работы в команде и самооценки освоения курса). Преподаватель имеет право запросить дополнительную информацию по анализу кейса разработке стратегии развития и по вкладу каждого участника. Оценка команд и каждого участника производится непосредственно в день представления итоговых презентаций и ответов на вопросы во время экзамена
- Самооценка освоения курсаСамооценка освоения курса осуществляется каждым студентом индивидуально, апелляции не подлежит, но обязательно сообщается всем членам команды до или после определения оценки активности работы в команде на финальной встрече команды перед экзаменом. Самооценка направляется преподавателю вместе с оценкой активности работы в команде руководителем проекта не позднее чем за сутки до начала экзамена
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.25 * Активность работы в командах + 0.25 * Присутствие и активная работа на семинарах + 0.2 * Самооценка освоения курса + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Grant, R. M. (2016). Contemporary Strategy Analysis : Text and Cases: Vol. Text and Cases, Ninth edition. Wiley.
- Современный стратегический анализ : учебник для программы "Мастер делового администрирования", Грант, Р., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- Катькало, В. С. Эволюция теории стратегического управления [Электронный ресурс] : монография / В. С. Катькало; Высшая школа менеджмента СПбГУ. . 3-е изд. . СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2011. . 548 с. - ISBN 978-5-9924-0037-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/492854
- Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; Пер. с англ. — 6-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2016. ISBN 978-5-9614-4336-3. Режим доступа: https://hse.alpinadigital.ru/book/8930
- Переход к голубому океану : за пределами конкуренции, Ким, В. Ч., 2018
- Стратегический парадокс, Рейнор, М. Е., 2009
- Стратегия голубого океана : как найти или создать рынок, свободный от других игроков, Ким, В. Ч., 2020