Бакалавриат
2020/2021





Основы маркетинга
Статус:
Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Департамент маркетинга
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
16
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен знакомству слушателей с миром маркетинга: профессией маркетолога, маркетингом как философией бизнеса и функцией компании. Курс ориентирован на студентов, которые впервые сталкиваются с маркетингом или обладают значительными пробелами знаний в данной области. В курс интегрированы онлайн-лекции по основам маркетинга, блиц-тесты по итогам каждой темы и групповой практический проект. Изученные теоретические основы и полученные практические знания позволят успешно применять основные инструменты маркетинга на практике при разработке стратегии, анализе рынка или создании кампании по продвижению продукта. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы, а также при изучении следующих дисциплин: Маркетинговые исследования, Брендинг, Тактические инструменты маркетинга, Основы стратегического маркетинга, Маркетинговое планирование, Управление взаимоотношениями с клиентами, Современные методы маркетинговых исследований. Учебная дисциплина «Основы маркетинга» является обязательной дисциплиной. Для успешной сдачи учебной дисциплины необходимо ознакомиться с курсом онлайн-лекций по основам маркетинга, подтверждая полученные знания успешным прохождением блиц-тестов, защитить групповой проект по разработке нового информационного канала и сдать письменный экзамен.
Цель освоения дисциплины
- Целью курса является формирование системы знаний о маркетинге, как о современной̆ концепции бизнеса, направленной̆ на создание компанией стратегических конкурентных преимуществ посредством всестороннего изучения рынка, формирования активного воздействия на спрос, построения прочных, долгосрочных взаимоотношений с потребителями и иными стейкхолдерами организации.
Планируемые результаты обучения
- Знать определения основных понятий в маркетинге
- Знать компоненты рыночной ориентации компании
- Знать основные направления развития современного маркетинга
- Знать логику модели СТП (Сегментирование, таргетирование и позиционирование)
- Знать основные этапы принятия потребителем решения о покупке
- Знать основные принципы модели AIDAS
- Знать основные классификации маркетинговых исследований
- Знать основные этапы проведения маркетингового исследования.
- Владеть навыками построения моделей SWOT-анализа и PEST-анализа
- Знать ключевые аспекты внешней среды, необходимые для анализа при маркетинговом планировании
- Владеть навыками презентации маркетингового плана
- Знать место продуктовой стратегии в рамках модели маркетинг-микс
- Владеть принципами формирования цели по SMART
- Знать особенности стратегических и тактических целей
- Знать концепцию жизненного цикла товара и цели маркетинга на разных этапах ЖЦТ
- Знать метрики управления комплексом маркетинга
- Знать ATL-каналы коммуникации, BTL-каналы коммуникации, TTL-каналы коммуникации.
- Знать понятия «приверженность» бренду, «предпочтение» бренда и «осведомленность» о бренде.
- Знать основные концепции маркетинговых метрик
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в маркетингОпределение и ключевая сущность маркетинга. Компоненты рыночной ориентации компании (подходы Нарвера, Слейтера, 1990; Коли, Яворски, 1990). Основные этапы развития маркетинга. Основные функции, задачи и инструменты маркетинга. Современные направления маркетинга.
- Тема 2. Маркетинговая стратегия и СТПЛогика модели СТП (Сегментирование, таргетирование и позиционирование). Понимание сегментации и сегментов. Уровни сегментации. Основные критерии сегментации. Признаки эффективной сегментации. Формирование и определение профиля сегмента. Понимание таргетирования (выбора целевой аудитории). Определение позиционирования. Роль СТП в маркетинговой стратегии компании.
- Тема 3. Поведение потребителейОпределение и понимание поведения потребителей. Основные признаки общества потребления. Основные этапы принятия потребителем решения о покупке. Когнитивный диссонанс при принятии решений, причины его возникновения и способы борьбы с ним. Факторы, влияющие на принятие потребителем решения о покупке. Потребительские роли. Этапы модели "Воронка продаж". Модель "Путь потребительского решения" (Consumer Decision Journey). Лояльность потребителей продукту. Потребительская ценность продукта.
- Тема 4. Маркетинговые исследованияОпределение маркетинговых исследований. ESOMAR. Основные классификации маркетинговых исследований. Качественные методы маркетинговых исследований. Проективные методики. Коммерческая этнография. Количественные методы маркетинговых исследований. Понятия выборки и генеральной совокупности. Основные этапы проведения маркетингового исследования
- Тема 5. Анализ рынкаКлючевые аспекты внешней среды, необходимые для анализа при маркетинговом планировании. SWOT-анализ. PEST-анализ. Использование SWOT-анализа для стратегических решений. Этапы проведения SWOT-анализа. Методы прогнозирования. Матрица General Electric/McKinsey. 5 сил М. Портера. Стратегическая группа конкурентов. Ключевые подходы к оценке рынка.
- Тема 6. Маркетинговое планированиеКлючевые отличия стратегии и плана. Понимание стратегических и тактических целей. Основные критерии формирования хорошей цели. «Каскадирование целей». Структура маркетингового плана. Подходы к работе с сегментами и их отличия. Маркетинг-микс (4Р, 7Р), его сущность и способы применения. Подходы к построению маркетингового бюджета. Группы факторов влияющие на ценообразование. Дифференциация цен. Виды ценовой дифференциации и их отличия. Верхний и нижний пороги цен. Ценовое стимулирование. Ценовые войны. Система сбалансированных показателей.
- Тема 7. Продуктовые и ценовые стратегииОпределение товара и его характеристики. Мультиатрибутивная модель товара. Концепция ЖЦТ (жизненного цикла товара). Цели маркетинга на разных этапах ЖЦТ. Понятие товарного ассортимента. Место продуктовой стратегии в рамках модели маркетинг-микс. Стратегии товарного ассортимента. Диффузионный процесс распространения инноваций на рынке. Скорость диффузионного процесса. Матрица БКГ. Ценовые стратегии.
- Тема 8. Маркетинговые коммуникацииПроцесс маркетинговых коммуникаций. Особенности передачи коммуникационного сообщения от отправителя получателю. Показатель CPM. Репутационный аудит. Модель AIDAS. Типы сообщений в типологии Дункана. Основные виды интернет-маркетинга. Прямые продажи. Ключевые виды социальных медиа. PR и его основной инструментарий. ATL-каналы коммуникации. BTL-каналы коммуникации. TTL-каналы коммуникации. Путь потребительского решения. Методы определения лидеров мнений.
- Тема 9. БрендингБренд, определение и отличие от торговой марки и товарного знака. Ключевые составляющие бренда. Идентичность бренда. Сущность и значение модели «Лестница бренда». Виды ценностей бренда. Мыслительное поле бренда. Эмоциональная карта бренда. Четырехуровневая модель бренда. Понятие «суть бренда». Атрибуты бренда. Модель «Колесо бренда». Понятие «Lovemark» и основы его формирования. Пирамида бренда. Зонтичный бренд. Корпоративный бренд и индивидуальный бренд: их преимущества и недостатки. Критерии формирования названия бренда. Фирменный стиль и его составляющие. Тестирование бренда/ визуальной идентификации / нейминга на целевой аудитории. Модель «Brand Asset Valuator». Понятия «приверженность» бренду, «предпочтение» бренда и «осведомленность» о бренде.
- Тема 10. Маркетинговые метрикиОпределение маркетинговых метрик. Сущность измерения. Система маркетинговых показателей. Основные концепции маркетинговых метрик. Система сбалансированных показателей. Процессный подход к измерению маркетинговой деятельности. Потребительские (клиентские) метрики. Потребительский капитал и его компоненты. Модели успешности бренда. Метрики управления комплексом маркетинга. Маржинальный анализ. Метрики в товарной политике.
Элементы контроля
- Промежуточная защита проекта «Новые медиа»Студенты в группах разрабатывают концепцию нового информационного канала на одной из представленных для выбора платформ. Промежуточная защита проектов нацелена на проверку того, что целевая аудитория проекта и релевантные потребности определены верно, в пользу их выбора приведено достаточное количество аргументов. В ходе защиты презентации ожидается демонстрация глубокого понимания того, кем является потребитель и почему ему нужен продукт.
- Финальная защита проекта «Новые медиа»На основе проведенного ранее анализа целевой аудитории, группы студентов создают информационный канал и разрабатывают маркетинговую стратегию его продвижения. На основе стратегии формируется контент, идентификаторы, описание канала; представляются стимулы, используемые в продвижении или же детальное их описание. Результаты оцениваются как инструкторами курса (25 баллов), так и представителями целевой аудитории (12 баллов). 3 балла студент получает за полностью заполненную перекрестную оценку проектов других команд (из других учебных групп).
- Блиц-тестыВозможные форматы вопросов: выбрать правильный(ые) вариант(ы) ответа, вставить слово, найти ошибку. Блиц-тесты пересдаются только при наличии предоставлении из офиса программы уведомления о наличии подтверждённой уважительной причины отсутствия.
- ЭкзаменАсинхронный прокторинг означает, что за всеми действиями студента во время проведения экзамена будет “наблюдать” компьютер. Процесс проведения экзамена записывается, анализируется искусственным интеллектом и человеком (проктором). Пожалуйста, будьте внимательны и чётко следуйте инструкциям! Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam, онлайн платформе для проведения тестовых заданий различного уровня сложности. Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://eduhseru-my.sharepoint.com/:b:/g/personal/vsukhomlinov_hse_ru/EUhZkYaRxQRLh9bSkXKptkUBjy7gGBj39W_pwqgqqNo_aA?e=fn0t9N Для участия в экзамене студент обязан: Подготовить документ, удостоверяющий личность (паспорт, разворот с именем и фотографией) для идентификации перед началом выполнения экзаменационного задания; Проверить работу видеокамеры и микрофона, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для выполнения экзаменационных заданий инструментов (ручка, листы бумаги, калькулятор и т. д.); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме браузера, в котором будет выполняться вход на платформу StartExam. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 7 дней до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Выключать видеокамеру, микрофон; Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; Покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Во время экзамена студентам разрешено: Использовать бумагу, ручку для ведения записей, расчетов; Использовать калькулятор для расчетов. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 5 минут (за все время проведения экзамена). Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam более 5 минут. Долговременное нарушение связи во время экзамена является основанием для принятия решения о прекращении экзамена и выставление оценки “неудовлетворительно” (0 по десятибалльной шкале. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * Блиц-тесты + 0.1 * Промежуточная защита проекта «Новые медиа» + 0.3 * Финальная защита проекта «Новые медиа» + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Marketing management, Kotler, P., 2003
- Principles of marketing, Kotler, P., 1996
Рекомендуемая дополнительная литература
- A framework for marketing management, Kotler, P., 2007
- Aaker, D. (2014). Aaker on Branding : 20 Principles That Drive Success. New York: Morgan James Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=699809
- Keller, K. L. (2016). Unlocking the Power of Integrated Marketing Communications: How Integrated Is Your IMC Program? Journal of Advertising, 45(3), 286–301. https://doi.org/10.1080/00913367.2016.1204967
- Malhotra, N. K. (2017). Marketing Research. [N.p.]: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1531280
- Philip Kotler, John T. Bowen, & James Makens. (2013). Marketing for Hospitality and Tourism: Pearson New International Edition : UEL. Harlow, United Kingdom: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1418160
- Поведение потребителей : Учебник, Меликян, О.М., 2008