Бакалавриат
2020/2021
Психология
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Каширская Екатерина Владимировна,
Ларина Елизавета Владимировна,
Молчанова Ольга Николаевна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Курс представляет собой введение в современную психологию для студента, обучающегося на программе "Журналистика". Рассматривается место психологии в современной жизни, методы, используемые психологами для исследования и практики. Дается обзор трех столпов современной психологии: когнитивной науки, дифференциальной психологии (личности) и социальной психологии. Обсуждаются примеры современных исследований. Лекционные занятия проводятся в дистанционном формате. Курс предполагает проведение семинарских занятий и выполнение самостоятельной работы. Успешное прохождение дисциплины основано на успешной работе на семинарах, выполнении контрольной работы, сдаче тестового экзамена. Настоящая дисциплина относится к циклу Общепрофессиональных дисциплин, к его базовой части. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении майноров по психологии.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов представлений о предмете и методах исследования в психологии
- Формирование у студентов представлений о познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности
- Ознакомление студентов с индивидуальными различиями в психической деятельности и закономерностях ее развития
- Формирование у студентов способности к психологическому анализу событий и ситуаций обыденной жизни
Планируемые результаты обучения
- Знает основные этапы развития современной психологии
- Знает классификацию методов исследования в психологии
- Определяет основные признаки научного подхода в психологии
- Знает основные принципы и факты изучения ощущения и восприятия
- Знает основные феномены и закономерности функционирования памяти и внимания
- Знает основные принципы и факты исследования мышления и речи
- Знает основные принципы и факты исследования научения
- Знает основные принципы и факты исследования эмоций
- Знает основные принципы и факты исследования мотивации и потребностей
- Знает основные принципы и факты исследования личности
- Знает основные принципы и факты исследования индивидуальных различий
- Знает основные принципы и факты исследования психического развития
- Знает основные принципы и факты исследований в социальной психологии
Содержание учебной дисциплины
- Психология как наукаПредмет психологии и объекты её изучения. Психология в системе современного научного знания. Основные отрасли современной психологии. Первые теоретические подходы в психологии: структурализм и функционализм. Современные теоретические подходы: бихевиоризм, когнитивная психология, психоанализ, гуманистическая психология, эволюционная психология, культурно-историческая психология. Житейская и научная психология. Эмпирическое исследование в психологии. Способы получения эмпирических данных: экспериментальное и корреляционное исследование; наблюдение, опросы, тесты, анализ продуктов деятельности.
- Ощущение и восприятиеОпределение ощущения; его значение в деятельности человека. Характеристики ощущений: сенсорное качество, интенсивность, пространственно-временная протяженность. Классификация ощущений. Абсолютный и дифференциальный порог чувствительности. Взаимодействие ощущений. Определение восприятия. Свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция. Принципы группировки стимулов: фигура и фон. Восприятие пространства (формы, размера, глубины, удаленности предметов). Восприятие движения. Восприятие времени. Иллюзии восприятия.
- Внимание и памятьОпределение внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Свойства внимания: объем, концентрация, распределение, переключение, устойчивость внимания. Нарушения внимания: поглощенность деятельностью и рассеянность. Ограниченность и селективность внимания, слепота к изменениям. Определение памяти. Виды памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная (декларативная и процедурная, семантическая и эпизодическая) память; непроизвольная и произвольная память. Закономерности мнемических процессов: позиционные эффекты, кривая забывания, эффект Зейгарник, повторение во времени. Забывание: причины, феномен реминисценции, феномен «на кончике языка». Искажения памяти (феномен ложных воспоминаний). Нарушения памяти. Улучшение запоминания: мнемотехники.
- Мышление и речьОпределение мышления. Виды мышления. Мышление как процесс решения задач: структура задачи, объективная и субъективная структура задачи, стадии процесса решения задач. Мышление как процесс рассуждения и принятия решений: дедуктивные и индуктивные суждения. Творческое мышление. Дивергентное и конвергентное мышление. Речь как порождение и понимание значения. Структура, функции, виды и свойства человеческой речи. Взаимосвязь мышления и речи. Формирование понятий в онтогенезе. Гипотеза лингвистической относительности Сепира — Уорфа. Развитие речи в онтогенезе.
- Формирование навыков: научениеОпределение и сущность научения. Привыкание как вид научения. Импринтинг как вид научения. Классическое обусловливание: условный и безусловный рефлекс, генерализация стимула, дифференциация реакции, торможение реакции, затухание реакции. Оперантное обусловливание: закон эффекта, виды подкрепления, дифференциация реакции, режимы подкрепления, затухание реакции. Когнитивное научение: когнитивные карты, латентное научение. Научение через наблюдение: виды, условия, самоэффективность.
- Эмоциональные состоянияОпределение эмоций. Компоненты эмоций. Теории базовых эмоций, кросс-культурная универсальность эмоций. Критика теории базовых эмоций: кросс-культурные различия эмоций. Эмоции как результат когнитивной оценки. Когнитивно-физиологические теории эмоций Теории когнитивной оценки. Влияние эмоций на когнитивные процессы: восприятие, мышление, память. Стресс: причины и стратегии совладания.
- Потребности и мотивыПотребность, драйв, мотив и цель. Закон оптимума мотивации. Виды потребностей. Иерархия потребностей. Первичные потребности: классификация, нарушения при удовлетворении (на примере пищевой потребности). Когнитивные потребности: познавательная потребность, потребность в соответствии, когнитивный диссонанс. Потребности в достижении- избегании неудачи, стили саморегуляции. Социальные потребности: аффилиативная потребность, потребность в установлении близких отношений. Внутренняя и внешняя мотивация: теория самодетерминации. Потребности и ситуация.
- Личность: подходы к изучениюПсихоаналитический подход к изучению личности: структура личности, основные потребности, защитные механизмы, причины и последствия тревоги. Бихевиоральный подход к изучению личности: роль среды в формировании личности.. Экзистенциальная психология. Гуманистический подход к изучению личности: основные потребности, характеристики самоактуализирующейся личности.
- Индивидуальные различияТемперамент: направления изучения и ограничения. Различия в личностной сфере: теории черт (двухфакторная модель, шестнадцатифакторная модель, «большая пятерка»). Акцентуации характера. Личность и реакция на трудные жизненные ситуации: локус контроля, жизнестойкость, оптимизм, толерантность к неопределенности. Измерение личностных черт: стандартизованные и проективные методики. Интеллект: однофакторные и многофакторные модели. Креативность, тесты креативности. Я-концепция: виды, структура, личная и социальная идентичность.
- Развитие человекаНаправления развития человека: когнитивное, социальное, личностное. Когнитивное развитие: стадии развития мышления и речи, роль биологических и социальных факторов в когнитивном развитии. Социальное развитие: формирование привязанности, становление моральных суждений. Развитие личности: стадии развития личности, кризис как условие развития.
- Человек в социальной группеРоль группы в жизни человека. Большие и малые группы. Социальная власть. Публичное и подлинное согласие. Подчинение: содержание и условия. Влияние большинства: определение и условия конформизма. Влияние меньшинства: инновации. Сравнение влияния меньшинства и большинства.
Элементы контроля
- Аудиторная работа
- Контрольная работа
- ЭкзаменПримеры заданий для первой и второй пересдач и критерии их оценки хранятся в департаменте психологии
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2000
- Общая психология : учебник для вузов, Нуркова, В. В., 2015
- Общая психология. Т.3: Память, , 2006
- Общая психология. Т.4: Внимание, , 2006
Рекомендуемая дополнительная литература
- Общая психология. Т.1: Введение в психологию, , 2007
- Общая психология. Т.1: Введение, , 2001
- Общая психология. Т.2, Кн.2: Субъект деятельности, , 2004
- Общая психология. Т.2: Ощущение и восприятие, , 2007
- Общая психология. Т.3, Кн.1: Субъект познания, , 2005
- Психология мотивации и эмоций : учеб. пособие для вузов, , 2002
- Психология эмоций : учеб. пособие для вузов, , 2004