Магистратура
2020/2021
Стратегическое мышление и стратегический анализ
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Управление инвестиционными проектами)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Антропов Михаил Сергеевич
Прогр. обучения:
Управление инвестиционными проектами
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс состоит из двух взаимосвязанных частей. Фокус первой части курса – стратегическое мышление. Эта часть курса ориентирована на создание основ для формирования навыка стратегического мастерства, как одного из основных надпрофессиональных навыков. Основное содержание – освоение концептуальных основ стратегического менеджмента, формирования навыков разработки стратегии как на личном, так и на корпоративном уровне. Вторая часть курса сконцентрирована на освоение методов стратегического анализа, которые используются в процессе разработки стратегии бизнеса.
Цель освоения дисциплины
- Освоить основные концепции стратегического мышления;
- Сформировать понимание стратегического процесса и научиться создавать процесс управления потоком стратегических задач;
- Освоить методы интеграции временной перспективы, анализа стратегических альтернатив и принятия решений в условиях неопределённости;
- Развить системное представление о деятельности фирмы и реализации проекта в контексте внешнего окружения;
- Практически овладеть методами современного стратегического анализа и дизайн-мышления.
Планируемые результаты обучения
- понимать особенности стратегического мышления в военной сфере, теории игр и бизнесе
- уметь формулировать стратегические задачи в условиях неопределённости
- уметь создавать видение будущего и увязывать его с целеполаганием, стратегическими альтернативами и стратегическими вызовами
- знать основные способы форсайт-исследований и прогнозной аналитики
- системно описывать деятельность организации в контексте внешнего окружения в формате бизнес-модели, а также обосновывать стратегическую инициативу во взаимосвязи маркетинговых, операционных и финансовых параметров
- проводить стратегический анализ влияния внешнего окружения и потенциала организации, а также синтез адекватных решений по развитию бизнеса
- обосновывать позиционирование ценностных предложений относительно конкурентов, создавать инновации ценности и стратегии голубого океана
- детально проектировать стратегию развития в формате бизнеса, завершая подготовкой инвестиционного проекта
Содержание учебной дисциплины
- Часть I. Тема 1. Эволюция стратегической мыслиКитайские стратагемы. Стратегическая мысль в военной сфере. Теория игр и стратегия. Эволюция стратегического менеджмента.
- Часть I. Тема 2. Введение в стратегическое мышлениеСтратегическое мастерство как надпрофессиональный навык. Обзор основных понятий. Стратегические и операционные решения. Принятие решений в условиях неопределенности. Качество стратегических решений.
- Часть I. Тема 3. Стратегический процессКонцепция стейкхолдеров и стратегия. Стратегические интересы. Структурирование пространства интересов (Модель Менделоу). Процесс управления потоком стратегических задач.
- Часть I. Тема 5. Личная стратегияСтратегическая матрица.
- Часть I. Тема 4. Искусство видеть будущееПознаваемое будущее. Прогнозируемое будущее. VUCA-мир. Форсайт исследования. Интеграция временной перспективы. Ассоциативная карта будущего. Смена социально- экономической парадигмы и глобальные тренды. Целеполагание и стратегические вызовы. Стратегические альтернативы. Стратегический выбор.
- Часть II. Тема 1. Бизнес-модель и системное описание бизнесаБизнес-модель как схема создания ценности и получения прибыли. Корпорация и портфель бизнесов. Целевой и ресурсный подходы к развитию бизнеса. Стратегическая лестница.
- Часть II. Тема 2. Стратегический анализ и ориентирование в ситуацииАнализ стейкхолдеров. Макросреда и PESTEL-анализ. Анализ отраслевых трендов и конкурентной среды. SWOT-анализ и синтез перспективных направлений развития.
- Часть II. Тема 3. Конкурентное позиционирование и стратегия голубого океанаСтруктурный подход Портера к конкурентному позиционированию. Модель 5 сил. Матрица базовых стратегий. Цепочка ценности. Реконструкция бизнес-модели и инновация ценности. Стратегическая канва. Стратегия голубого океана.
- Часть II. Тема 4. Обоснование бизнес-стратегии в формате модели бизнеса I: выбор рынка, проектирование и позиционирование ценностного предложенияВыбор перспективного рынка и сегментирование. Карта потребительской полезности. Проектирование ценностного предложения. Позиционирование ценностного предложения.
- Часть II. Тема 5. Обоснование бизнес-стратегии в формате модели бизнеса II: проектирование цепочки (сети) ценности и оценка финансовых показателей развития бизнесаПроектирование цепочки ценности. GAP-анализ. Обоснование In house/Outsourcing решений по развитию компетенций. Диаграмма Гантта и переход к проектному формату. Финансовая модель. Инвестиционный проект.
Элементы контроля
- Защита командного проекта по 1 части курсаНа каждой части курса учебные группы разбиваются на команды по 5-7 слушателей. На занятиях команды получают задание, которое выполняют в качестве домашнего задания. На занятиях команды проводят защиту своих результатов в формате презентации. В части I каждая группа должна сформировать ассоциативную карту будущего и сделать презентацию.
- Защита командного проекта по 2 части курсаНа каждой части курса учебные группы разбиваются на команды по 5-7 слушателей. На занятиях команды получают задание, которое выполняют в качестве домашнего задания. На занятиях команды проводят защиту своих результатов в формате презентации. В части II команды получают задание разработать новую стратегию развития бизнеса по перспективному направлению деятельности в формате бизнес-модели, которую защищают, презентуя результаты.
- Работа на семинарах (1 модуль)Активная работа на семинарах, выполнение групповых работ, практических заданий Комментарий
- Работа на семинарах (2 модуль)Активная работа на семинарах, выполнение групповых работ, практических заданий
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.7 * Защита командного проекта по 1 части курса + 0.3 * Работа на семинарах (1 модуль)
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.35 * Защита командного проекта по 2 части курса + 0.5 * Промежуточная аттестация (1 модуль) + 0.15 * Работа на семинарах (2 модуль)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Современный стратегический анализ : учебник, Грант, Р., 2008
Рекомендуемая дополнительная литература
- Все верные решения : руководство по созданию стратегий прорыва, Маркидес, К. К., 2005
- Конкурентная стратегия : методика анализа отраслей и конкурентов, Портер, М., 2007
- Мышление стратега : искусство бизнеса по-японски, Омае, К., 2007
- Построение бизнес - моделей, Остервальдер, А., 2015