Бакалавриат
2020/2021![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Древняя Персия
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (История)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Алонцев Максим Альбертович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Древняя Персия» предназначена для ознакомления студентов с основополагающими аспектами истории Древнего Ирана: этапы в развитии иранской цивилизации, ключевые события, персоналии, термины. Более того, дисциплина направлена на формирование у студентов навыков интерпретации исторических источников и изложения базовой исторической информации.
Цель освоения дисциплины
- дать представление о ключевых моментах в истории иранской цивилизации: неолитическая революция, освоение металла, складывание кочевого и оседлого хозяйства, формирование (прото)городской культуры, возникновение государственных объединений, появление и эволюция государств имперского типа, зарождение и распространение зороастризма
- дать представление о ключевых событиях, персоналиях, памятниках архитектуры, искусства, словесности иранского культурного ареала
Планируемые результаты обучения
- Студенты имеют представление об основных памятниках ранней иранской истории, о проблеме расселения индоиранских племен.
- Студенты имеют представления о составе, содержании и значении Авесты, о возникновении и распространении зороастрийского вероучения и его основных концептах.
- Студенты имеют представления об основных политических и культурных процессах в Мидийском царстве.
- Студенты обладают знаниями об основных этапах и особенностях становления Ахеменидского государства.
- Студенты обладают базовыми знаниями о политической и экономической истории Ахеменидов при Камбизе и Дарии.
- Студенты имеют представление об основных этапах греко-персидских отношений в эпоху Ахеменидов.
- Студенты обладают знаниями о династической борьбе в Ахеменидском государстве, а также об иранской культуре этой эпохи.
- Студенты должны обладать знаниями об обстоятельствах падения Ахеменидского государства, а также иметь базовые представления об эллинистических государствах иранского мира.
- Знать основные даты, названия, имена, термины в области истории Ирана с древнейших времен до III в. до н.э.
- В общих чертах ориентироваться в различных подходах к социальной, экономической, политической, культурной проблематике, которые применяются исторической наукой в изучении древности.
- Уметь критически интерпретировать исторические источники различных категорий (тексты древних авторов, археологические, нумизматические, эпиграфические, лингвистические материалы и пр.) и находить в них ответы на поставленные проблемы социальной, экономической, политической, культурной истории.
- Уметь устно и письменно излагать базовые исторические знания и, опираясь на них, излагать собственное мнение и вести дискуссию об исторических проблемах.
Содержание учебной дисциплины
- Ранняя история ИранаРанние цивилизации на территории Ирана и сопредельных стран. Древний Элам. Древнейший Иран и его окружение в эпоху бронзы. Бактрийско-Маргианский археологический комплекс. Индоевропейская проблема и расселение индоиранских племен. Лингвистика и археология.
- Религиозные верования иранцев и возникновение зороастризма.Ранние религиозны воззрения древних иранцев. Пророческая миссия Заратуштры. Авеста, ее состав и хронология. Зороастрийский дуализм. Зороастрийская морально-этическая триада.
- Первые иранские государства.Мидия и государства древнего Ближнего Востока. Политическая история региона. Проблемы хронологии Мидийского царства. Экономика, культура и искусство древней Мидии.
- Возвышение Ахеменидов.Источники о персах до возникновения персидской государственности. Политическая ситуация в регионе накануне восстания Кира. Кир Великий и появление Ахеменидского государства. Религиозная политика Кира. Образ Ахеменидов в современной иранской культуре и политике.
- Расцвет империи. Камбиз и Дарий I.Ахеменидская империя при Камбизе. Изменение характера власти. Греческие источники о «безумстве» Камбиза. Смерть Камбиза. Мятеж (?) «Бардии» и воцарение Дария I. Бехистунская надпись Дария: текст, история, значение. Административная реформа Дария.
- Греко-персидские отношения.Первые контакты греков и иранцев. Характеристика источников. Милетское восстание и его значение. Поход Мардония. Вторжение войска Ксеркса в Элладу. Неудача персов и переход инициативы на сторону греков. Экспедиции Кимона. Восстание Инара и помощь афинян. Каллиев мир. Участие персов в войнах Афин и Спарты. Анталкидов мир.
- Империя и ее проблемы.Центробежные тенденции в Ахеменидском государстве. Отделение Египта. Династическая борьба и кризис власти. Артаксеркс II и Кир Младший. Великое восстание сатрапов. Ахеменидская культура и искусство: основные памятники, их описание и значение.
- Закат Ахеменидов и приход эллинизма.Кризис Ахеменидского государства. Вторжение Александра Македонского и падение Ахеменидов. Образ Александра в иранской традиции. Эллинизм в иранском мире.
Элементы контроля
- Итоговая контрольная работа
- Работа на семинарских занятиях
- Промежуточное тестирование
- ЭкзаменПо усмотрению преподавателей дисциплины, студент, заработавший высокую итоговую оценку по всем формам контроля в течение курса, может быть освобожден от экзамена.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.21 * Итоговая контрольная работа + 0.1 * Промежуточное тестирование + 0.29 * Работа на семинарских занятиях + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Briant, P. (2002). From Cyrus to Alexander : A History of the Persian Empire. Eisenbrauns.
- The Cambridge History of Iran. (1968). Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/chol9780521069359
- The Cambridge History of Iran. (1983). Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/chol9780521200929
- Васильев Л. С. - ИСТОРИЯ ВОСТОКА В 2 Т. Т. 1 В 2 КН. КНИГА 1 7-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 360с. - ISBN: 978-5-534-00069-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-vostoka-v-2-t-t-1-v-2-kn-kniga-1-438132
Рекомендуемая дополнительная литература
- Amélie Kuhrt. (2010). The Persian Empire : A Corpus of Sources From the Achaemenid Period. Routledge.
- John O. Hyland. (2017). Persian Interventions : The Achaemenid Empire, Athens, and Sparta, 450−386 BCE. Johns Hopkins University Press.
- Геродот -. - ИСТОРИЯ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 265с. - ISBN: 978-5-534-07064-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-v-2-ch-chast-2-442231
- Геродот -. ; Пер. Мищенко Ф. Г. - ИСТОРИЯ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 302с. - ISBN: 978-5-534-07062-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-v-2-ch-chast-1-442229
- Флиттнер Н. Д. - КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДВУРЕЧЬЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 336с. - ISBN: 978-5-534-05857-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kultura-i-iskusstvo-dvurechya-410475