• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Введение в историю человечества

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 10
Контактные часы: 190

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках этой дисциплины студентам предстоит получить представление об основных чертах всемирно-исторического процесса с начала антропогенеза вплоть до наших дней, различных периодизациях и этапах всемирной и отечественной истории, а также их взаимосвязи, наличии причинно-следственных связей в историческом процессе и множественности авторских трактовок и интерпретаций тех или иных исторических фактов и событий (в т.ч. выраженных в произведениях искусства). В ходе лекционных и семинарских занятий уделяется внимание ключевым событиям и процессам всех исторических эпох всемирной и отечественной истории.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение студентами основными концепциями исторического знания, исторического процесса и понятийным аппаратом исторической науки (в т.ч. тех её разделов, которые напрямую соотносятся с историей искусств)
  • Создание представления о ходе и закономерностях всемирно-исторического процесса, взаимосвязи исторических эпох и событий всемирной и отечественной истории
  • Формирование представлений о множественности интерпретаций всемирной и отечественной истории на основе анализа исторических источников и специальной литературы (в т.ч. по истории искусств)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные особенности и закономерности эволюции первобытного общества
  • Знает основные понятия и категории по истории Древнего мира
  • Имеет представление об основных закономерностях развития обществ Древнего мира в Северной Африке и Передней Азии
  • Имеет представление об основных закономерностях развития обществ Древнего мира в Северной Африке и Передней Азии.
  • Имеет навыки критического анализа письменных памятников Древнего Египта и Передней Азии II-I тыс. до н.э.
  • Имеет представление об основных закономерностях развития обществ Древнего Китая и Древней Индии.
  • Знает основные понятия и термины из истории Античности
  • Имеет представление об основных особенностях развития обществ Древней Греции и Древнего Рима
  • Имеет представление об основных особенностях развития обществ Древней Греции.
  • Знает основные этапы завоевания Александра Македонского на Востоке и историю государств диадохов
  • Знает основные этапы завоевания Александра Македонского на Востоке и историю государств диадохов.
  • Знает основные особенности развития и эволюции общества и государства в Древнем Риме
  • Знает основные причины и проявления политического, экономического, идеологического кризиса Римской империи III-V вв. и ход образования романо-варварских королевств в V-VI вв.
  • Знает периодизацию истории Средних веков и особенности раннего и высокого Средневековья
  • Знает периодизацию истории Средних веков и особенности раннего и высокого Средневековья.
  • Знает периодизацию истории Средних веков и особенности позднего Средневековья
  • Имеет представление об основах гуманистической культуры и особенностях Возрождения в Западной Европе XIV-XVI вв.
  • Знает основные особенности и тенденции развития государств Европы и Азии в XVII в.
  • Имеет представление о начале складывания колониальных империй европейских держав
  • Знает основные предпосылки и идейные течения Просвещения в Европе XVII-XVIII вв.
  • Знает основные тенденции общественно-политического развития европейских государств в первой половине XIX в., причины революционного движения в Европе 1848-1849 гг.
  • Имеет представление об индустриалиальной революции в Западной Европе XIX в.
  • Имеет представление об империалистической политике ведущих европейских держав в конце XIX - начале XX вв. и её последствиях
  • Знает основные тенденции и особенности развития мировой политической и экономической системы в период между двумя мировыми войнами (1918-1939)
  • Имеет представление об основах международно-правового регулирования в межвоенный период (1918-1939)
  • Знает основные театры военных действий и сражения Второй мировой войны (1939-1945)
  • Имеет представление о формировании новой системы международных отношений во второй половине XX в.
  • Имеет представление о возникновении биполярного мира и "третьем мире", процессах деколонизации послевоенного мира
  • Знает сущность и основные этапы научно-технической революции (НТР)
  • Знает предпосылки, причины и основные театры военных действий Первой мировой войны (1914-1918)
  • Имеет представление об основных глобальных вызовах и проблемах рубежа XX-XXI вв. (международный терроризм, экологические катастрофы, эпидемии и т.п.).
  • Знает основные подходы к проблеме европейского колониализма XVI-XIX в., его периодизацию
  • Имеет представление об особенностях социально-политического и экономического развития стран Азии и Африки в постколониальный период
  • Имеет представление об основных идейно-политических течениях Азии и Африки в конце XX - начале XXI в.
  • Имеет представление о глобализационных процессах на Западе и Востоке в конце XX - начале XXI в.
  • Знает основные концепции российской истории IX-XXI вв.
  • Имеет представление о природно-климатических и географических факторах развития Российского государства
  • Имеет представление об особенностях политогенеза восточных славян в VII-X вв., основных концепциях образования Древнерусского государства
  • Знает особенности экономического, демографического и административно-политического развития домонгольской Руси XI-XIII вв.
  • Имеет представление об основных общественно-политических институтах Древнерусского государства (община, вече и т.п.)
  • Обладает навыком критического анализа правовых и литературных источников Древней Руси XI-XIII вв.
  • Имеет представление о ходе и последствиях монголо-татарского нашествия на Русь, сущности монголо-татарского ига в XIII-XV вв.
  • Знает особенности социально-экономического развития русских княжеств, основные центры собирания русских земель в XIII-XV вв.
  • Имеет представление об основных политических теориях, политических институтах (боярская Дума, государев двор, приказы и др.) и сословиях в Русском государстве XV-XVI вв.
  • Знает сущность политики опричнины Ивана Грозного
  • Имеет представление о причинах, периодизации и итогах Смутного времени в России начала XVII в.
  • Знает основные причины и последствия церковного раскола в XVII в., сущность воззрений раскольников
  • Имеет представлений о характере взаимоотношений церкви и государства во второй половине XVII в.
  • Знает научные концепции «закрепощения сословий», «сословно-представительной монархии» и «абсолютизма»
  • Знает основные научные концепции, причины, направления и последствия реформ Петра I в первой половине XVIII в.
  • Имеет представление о концепции "просвещённого абсолютизма" в Западной Европе и Российской империи XVIII в.
  • Знает основные направления внутренней и внешней политики Екатерины II
  • Имеет представление о внешней политике Российской империи в отношении Западной Европы первой половины XIX в., Венской системе международных отношений и политике подавления революционного движения
  • Знает причины, предпосылки, основные этапы и события, итоги Отечественной войны 1812 г.
  • Имеет представление о пореформенном времени в Российской империи, основных направлениях реформ в в 1860-1870-х годах
  • Имеет представление об основных политических теориях и идейных течениях второй половины XVIII - XIX в. (споре западников и славянофилов, триаде "православие, самодержавие, народность" и т.д.)
  • Имеет представление о месте Российской империи в международных отношениях конца XIX - начала XX вв.
  • Знает причины, предпосылки, ход Первой мировой войны 1914-1918 гг. на Восточном фронте
  • Имеет представление о зарождении и развитии революционного движения и его основных направлениях в конце XIX - начале XX в.
  • Имеет представление о советском варианте модернизации и путях его реализации в 1920-1930-х годах
  • Знает основы внешней политики Советской России в 1922-1939 гг. и её место в системе международных отношений в межвоенный период
  • Знает причины, предпосылки, ход и итоги Великой отечественной войны 1941-1945 гг.
  • Имеет представление о причинах краха биполярного мира и социалистического лагеря в 1980-х годах
  • Имеет представление о причинах и последствиях распада СССР, основных локальных конфликтах на его бывшей территории
  • Имеет представление о месте Российской Федерации в международных отношениях на рубеже XX-XXI вв.
  • Знает содержание и итоги основных политических и экономических реформ российского правительства в 1991-2019 гг., их оценку историками и общественным мнением
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Начало человеческой истории
    Предмет и задачи курса. Понятие всемирной истории. Основные системы хронологии и периодизации всемирной истории. Природно-географическая среда в истории человечества. Особенности расселения по материкам. Взаимодействие и изоляция человеческих сообществ как фактор развития. Влияние природных изменений. Данные палеоботаники и палеозоологии, гляциологии, генетики, микробиологии. «Тектонические» и «урановые» теории развития человечества. Современные теории антропогенеза. Проблемы сосуществования параллельных видов гоминид. Пути расселения неоантропов. Нижнепалеолитические и верхнепалеолитические памятники. «Плейстоценовая катастрофа», изменение среды обитания человека. Загадка исчезновения крупных млекопитающих. Освоение новых материков. Эволюция орудий труда. Гипотезы о социальной организации человеческих сообществ эпохи верхнего палеолита. Данные сравнительной антропологии и реконструкции родовых отношений. Способы интерпретации памятников первобытного искусства. Споры о «неолитической революции». Пути и формы одомашнивания растений и животных. «Экономика каменного века». Миграции. Демографическое давление на окружающую среду. Данные глоттохронологии. Пояс земледельческих культур. Освоение новых материалов и новых занятий. Пастушеские народы. Начало обособления ремесла. Религиозные верования. Мегалитические памятники и их интерпретации. Формы социальной организации.
  • Тема 15. Мир на пороге Нового времени
    Раннее Новое время как теоретическая проблема. Великие географические открытия. Столкновение Старого и Нового света. Цивилизации доколумбовой Америки и их гибель. Складывание новой мир-экономики («фаза А»). «Центр, периферия и полупериферия». Споры о развитии капитализма. Аграрные отношения и основные формы эксплуатации (рабство, «крепостничество», наемный труд). «Революция цен», ее причины и последствия. Инновации в банковском деле. Ренессанс и ренессансное мышление. «Новые монархии» в Европе. Итальянские войны и установление гегемонии Габсбургов. Реформация и контрреформация в Европе. Религиозные войны и эпоха «конфессионализации». Специфические итоги реформации в Нидерландах, Англии и Франции. «Пороховые империи». Турецкий вызов Западной Европе. Сила и слабость Оттоманской империи. Судьбы Восточной Европы. Речь Посполитая и «Московия». Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного. Сефевидский Иран. Государство Великих Моголов в Индии. Упадок Минской империи. Корея и Япония в XVI в. Португальцы и испанцы в Тихом океане. Миссионерство. Укрепление европейской гегемонии. Споры о рационализации как причине становления капитализма. «Переход» или «переходы»: общая закономерность или европейская исключительность?
  • Тема 16. Европа и мир XVII в. Колониальные империи: начало складывания.
    «Малый ледниковый период», «фаза Б» развития мир-системы или «кризис XVII в.»? Демографические сдвиги в Европе и мире. Тридцатилетняя война, ее «цена» и итоги. Военная революция. Борьба за гегемонию в Европе. Кризис Испанской монархии, английские «революции», Фронда во Франции. Абсолютизм, его сущность и влияние на общество. Перестройка социальных отношений, формирование новых институтов в Европе. Научная революция. Барокко и классицизм как культурные системы. Начало упадка Османской империи. Кризис в Китае и установление Маньчжурской империи. Конец Великой степи как исторического фактора. Режим Сегуната в Японии. Войны в Корее. Голландская гегемония на Тихом и в Индийском океанах. Особенности голландского капитализма. Англо–голландское соперничество. Освоение Нового света.
  • Тема 2. Общие проблемы истории Древнего мира. Возникновение древнейших государств в IV – III тыс. до н.э.
    Хронологические границы древней истории; факторы, обусловливающие их (возникновение древнейших государств; культурный переворот в позднеантичном мире и на Ближнем и Среднем Востоке в связи со становлением мировоззрений христианства, зороастризма и ислама на рубеже древности и средневековья; Великое переселение народов). Понятия «Древний Восток», «Античность», «эллинизм», «постэллинизм». Древнейшие общества Нового Света; основания к их исключению из общего понятия древней истории. Предпосылки к возникновению древнейших государств на древнем Востоке. Теория путей развития обществ ранней древности И.М. Дьяконова. Роль государственного и общинно-частного секторов экономики в функционировании обществ древнего Ближнего и Среднего Востока в III-II тыс. до н.э.
  • Тема 3. Общество и государство на древнем Ближнем Востоке в эпоху ранней древности (III-II тыс. до н.э.): Египет, Месопотамия, периферийные государства Ближнего и Среднего Востока.
    Индустрийная основа обществ ранней древности: поздний энеолит и бронзовый век. Роль речной ирригации в возникновении государства и экономическом развитии Египта и Месопотамии; раннее возникновение в этих регионах мощной государственной бюрократии. «Первый путь развития» обществ ранней древности (по И.М. Дьяконову): относительное преобладание государственного сектора экономики над общинно-частным (Месопотамия). «Второй путь развития»: поглощение государственным сектором экономики общинно-частного сектора (Египет). История древнего Египта в III-II тыс. до н.э.: сложение номовых государств и их объединение в IV тыс. до н.э.; эпохи централизованной государственности Раннего и Древнего царств; экологическая и социальная катастрофа Первого переходного периода; воссоздание единой государственности в эпоху Среднего царства; Второй переходный период – завоевание Египта гиксосами; внешняя экспансия Египта в эпоху Нового царства, противостояние с государством Митанни и Хеттским царством. История древней Месопотамии в III-II тыс. до н.э. Проблемы этнической истории древней Месопотамии: этапы миграций на ее территорию. Сложение номовых государств в Месопотамии IV тыс. до н.э. Раннединастический период и эпоха первых централизованных государств (Аккадская династия, III династия Ура). Старовавилонский период: проникновение амореев и становление аморейских государств в Месопотамии, развитие товарно-денежных отношений и его последствия, «Законы Хаммурапи». Касситский Вавилон. Возникновение и внешнеполитическая экспансия Ассирийского государства. Общая характеристика государств периферии ирригационных цивилизаций Ближнего Востока: Иранского нагорья (Элам), Малой Азии (Хеттское царство), Восточного Средиземноморья (города-государства Библ, Угарит и др.): «третий путь развития» обществ ранней древности. Культура и религия древнего Ближнего Востока III-II тыс. до н.э. Иероглифическая письменность и клинопись. Особенности религии древнего Египта: вера в благость богов, в благую посмертную судьбу, религиозные преобразования Эхнатона. Особенности мировоззрения древней Месопотамии. «Эпос о Гильгамеше» как крупнейшее произведение литературы древней Передней Азии.
  • Тема 17. «Плоды Просвещения».
    «Поле опыта и горизонты ожидания». Новые формы жизни. Философия Просвещения. Экономические сдвиги и начало промышленного переворота. Европа и мир. Торговый баланс в отношениях Европы и Китая. Подчинение Индии. Европейский взгляд на неевропейские регионы. Увлечение Китаем. Учение Гердера. Россия до и после Петра. «Просвещенный абсолютизм» как проблема. Россия, Пруссия, Австрия, Швеция. Новое отношение к религии и собственности. «Энциклопедисты» и физиократы. Масонство. Английская политическая система. Война за независимость американских колоний. Франция на пороге кризиса. Реформы Мопу и Тюрго. «Письма русского путешественника» – взгляд на Европу и Россию. Французская революция: от Генеральных штатов к Национальному собранию. Основные этапы Французской революции. Революционная идеология и эстетика. Отклики на Революцию. "Диагноз" Эдмунда Бёрка.
  • Тема 4. Общество и государство на древнем Ближнем Востоке в I тыс. до н.э.
    Освоение человечеством железа на рубеже II-I тыс. до н.э. Качественные последствия наступления железного века: совершенствование вооружения и появление возможности более эффективного военного контроля над обширными территориями, расширение сельскохозяйственных территорий, расцвет городских ремесла и торговли. Новоассирийская держава (IX-VII вв. до н.э.): установление контроля над «железными путями» из Малой Азии на Ближний Восток и последующая экономическая интеграция Ближнего и Среднего Востока как предпосылка к образованию «мировых держав» I тыс. до н.э. Реформы Тиглатпаласара III, Политическая история Ассирии кон. VIII – VII вв. до н.э. Нашествия кочевни- ков переднеазиатской периферии (киммерийцев, скифов) как фактор политического развития Ассирии и ее гибели. Крушение Новоассирийского государства (620-10-е гг. до н.э.); Мидийское и Нововавилонское государства как геополитические преемники Ассирии. Расцвет городской экономики в Нововавилонском царстве. Возникновение политической системы «царства стран» в Мидии. Переход власти в «царстве стран» от мидийской к персидской династии. Становление мировой державы Ахеменидов. Политическая история державы Ахеменидов (Кир II, Камбис II, Бардия, Дарий I). Реформы Дария I. Военная политика Ахеменидов. Держава Ахеменидов в IV в. до н.э. Древний Египет в I тыс. до н.э.: общие сведения, этапы чужеземных завоеваний на протяжении данного периода. Общие сведения о малых государствах древней Передней Азии в I тыс. до н.э.: Фригия, Лидия, финикийские города-государства. Древняя Палестина в кон. II – I тыс. до н.э. Этногенез евреев и заселение Палестины их племенами в XII в. до н.э. «Эпоха судей». Царство Давида и Соломона. Царства Иудеи и Израиля и их социальные проблемы. «Пророческое движение» как форма реакции на социальные антагонизмы в древнееврейском обществе сер. I тыс. до н.э. Основные концепты иудейского монотеизма. Реформы Иосии и утверждение монотеизма как государственной религии Иудеи; «вавилонский плен» и оформление ветхозаветного канона. Состав Ветхого Завета; общая характеристика его составных частей.
  • Тема 18. Эпоха романтизма: либералы и консерваторы
    Преобразования во Франции времен Революции и Империи. Наполеоновские войны. Россия в начале XIX в. «Гений христианства» и новое отношение к религии. Религиозная политика Александра I. Венский конгресс и система международных отношений. Политические режимы эпохи Реставрации. Революции в Испании и восстание в Греции. Новые государства в Латинской Америке. А. де Токвиль об американской демократии. Романтизм и неоклассицизм как стили мышления. Гегель и Ранке. Превращение истории в науку. Политические теории первой половины XIX в. Англия и Франция в 30-е гг. XIX в. Индустриализация Европы. «Бедный капитализм» и начало рабочего движения. Первые революционные организации. Утопический социализм. Союз коммунистов. Революции 1848 г. в Европе.
  • Тема 19. Время торжествующего капитализма
    Установление господства капиталистических стран над миром. Демографическая катастрофа в Китае: восстание тайпинов и опиумные войны. Восстание сипаев и изменение формы английского управления Индией. «Реставрация Мэйдзи» в Японии. Реформы Александра II в России. Завершение Кавказской войны. Русско-турецкая война. Присоединение Средней Азии. Гражданская война в США. Последние «дикари» Нового и Старого света. Развитие Австралии. Создание национальных государств в Италии и Германии, Реформы в Австро-Венгерской монархии. Франко-прусская война и провозглашение III республики во Франции. Англия в викторианскую эпоху. Социально-политическое развитие стран Запада. Рабочее и социалистическое движение. Женский вопрос. Национализм как идеология и политика. Позитивизм как философское учение. Успехи научного знания, и изменение роли науки. «Золотой век исторической науки». Реализм в литературе. Новые течения в изобразительном искусстве. Колониальные империи и соперничество за колонии. Темпы экономического роста. Успехи Германии, США и Японии. Нарастание напряженности в отношениях между великими державами. Политические союзы и гонка вооружений. Зоны политического соперничества. Военные столкновения нового типа: испано-американская, англо-бурская и русско-японская войны.
  • Тема 5. Общество и государство древней Индии и древнего Китая.
    Тождественность понятий «древность» и «древний Восток» применительно к Индии и Китаю. Индия и Китай как регионы непрерывного развития культурно-религиозной традиции с древности до наших дней. Факторы, обусловившие специфику исторического развития этих регионов: слом государственности бронзового века и ее воссоздание на индустрийной основе железного века на принципах меж- и внутриобщинного разделения труда в Индии; демографический фактор в Ки- тае. История древней Индии в III тыс. до н.э. – V в. н.э. Возникновение древнейших государств в долине Инда: «цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро». Заселение Северного Индостана индо-ариями. Ведийский период: формирование варново-кастового строя и основных религиозных представлений индийцев. «Буддийский период»: возникновение мировоззренческой концепции буддизма, становление и расцвет городской жизни. Держава Маурьев. Интеграция Северной Индии в составе Кушанской державы в систему межрегиональных связей Старого Света. Индия эпохи Гуптов: финал древней истории Индии. История древнего Китая в кон. III тыс. до н.э. – III в. н.э. Возникновение древнейших государств в долине Хуанхэ: государственность Шан/Инь. Эпоха Чжоу. Наступление железного века в Китае I тыс. до н.э. и связанные с этим общественные процессы. Становление философских и социально-политических течений конфуцианства и легизма. Объединение Китая вокруг царства Цинь: Цинь Шихуан и империя Цинь. Империи Западная и Восточная Хань: интеграция Китая систему межрегиональных связей Старого Света. Крестьянские войны «краснобровых» и «желтых повязок». Финал древней истории в Китае.
  • Тема 6. Современные научные концепции античности
    Понятие «Античность», краткий обзор становление и развитие антиковедения. Ареал распространения античной цивилизации, основные народы, участвовавшие в ее создании. Место античной цивилизации в мировой истории. Материальная база античной цивилизации. Современные научные взгляды на проблему рабства в античной цивилизации. Античный мир и Древний Восток.
  • Тема 20. Конец старого мира. Первая мировая война и межвоенный период.
    Мир накануне войны. Футурологические ожидания. Новая научная картина мира. Сдвиги в искусстве. «Модерн», «Серебряный век» и новое в учениях об обществе. Военно-политические союзы кануна войны. Начало войны и ход военных действий. Изменения в технике ведения войны. События на Западном и Восточном фронтах. Турецкий театр военных действий и геноцид армян. Война и общество. Революция в России. Вступление в войну США. Окончание войны, ее демографическая цена. Революции в России и Германии. Распад Османской и Австро-Венгерской империй. Коммунистический Интернационал и перспективы мировой революции. Версальско-вашингтонская система. Лига Наций. Веймарская республика. Итальянский фашизм. Милитаризация Японии. Строительство социализма в СССР, мобилизационная модель развития. Мировой экономический кризис и его социально- политические последствия. Новый курс Рузвельта. Приход к власти Гитлера. Тоталитарные и авторитарные режимы в Европе и Азии. Социалистическое движение. Война в Испании. Завоевание Эфиопии, война в Китае. Советско-японские военные конфликты. Культура и тоталитаризм.
  • Тема 21. Вторая мировая война и ее последствия
    Система политических союзов накануне войны. Мюнхенское соглашение. Пакт «Молотова-Риббентропа». Начало Второй мировой войны, ее периодизация. Разгром Польши. «Зимняя война». Завоевание Европы. «Битва за Англию». Нападение Германии на СССР. Основные этапы Великой Отечественной войны. «Цена победы». Современные споры о войне. Формирование новой системы международных отношений: Тегеран, Ялта, Потстдам, создание Организации Объединенных Наций. Разгром Японии. Разработка и применение атомного оружия. Нюрнбергский процесс и его значение. Начало холодной войны. Новый этап гонки вооружений. Система блоков. Судьбы Восточной Европы. План Маршалла. Две Германии. Интеллектуальное развитие послевоенной Европы. Экзистенциализм и неореализм. СССР в конце 1940-х - начале 1950-х гг. и «страны народной демократии». Югославия. Победа коммунистов в гражданской войне в Китае. Независимость Индии. Войны в Юго-Восточной Азии. Распад колониальной системы.
  • Тема 7. Древняя Греция: истоки европейской культуры
    Этапы исторического развития Древней Греции: крито-микенская (эгейская) цивилизация; архаическая Греция, классический период истории Древней Греции. Греческий полис: типы и эволюция. Древнегреческая демократия. Формирование гражданской системы ценностей. Первое рождение европейского рационализма. Идеал гармоничного человека. Культура классической Греции. Древнегреческая религия. Греческие полисы в международных отношениях древнего мира. Значение политического и культурного наследия Древней Греции для последующих эпох.
  • Тема 22. Мир в 1950-1980-е годы: "холодная война" и крах социалистической системы.
    «Славное тридцатилетие». Экономический подъем США и Европы. Рах Americana. Немецкое и японское «экономическое чудо». Франция времен Шарля де Голля. Начало европейской интеграции. Освоение космоса. Первые успехи научно-технической революции. Попытки реформ в социалистических странах и их провал. 1968 г. на Западе и Востоке Европы. «Третий мир» в послевоенную эпоху. «Год Африки». Революция на Кубе и Карибский кризис. Новая демографическая ситуация в мире. Китай при председателе Мао. Начало реформ в Китае. «Ближневосточный узел». Энергетический кризис середины 1970-х гг. Запад времен М. Тэтчер и Р. Рейгана. Новое в системе международных отношений. Исламский фактор. Революция в Иране. Война в Афганистане. Новый виток гонки вооружений и новый этап научно-технической революции. Падение Берлинской стены и «бархатные революции» в Европе. Новая геополитическая реальность. Изменение философских систем. Экзистенциализм, структурализм и постструктурализм.
  • Тема 8. Походы Александра Македонского и образование «мировой» державы
    Кризис полиса. Гегемония Македонии. Характер и направленность македоно-греческой экспансии. Складывание новой системы международных отношений, попытка синтеза «Запада» и «Востока» в специфических для того исторического периода формах. Формирование державы Александра Македонского. Противоречивость оценок личности и результатов деятельности Александра Македонского в науке и в общественном сознании последующих эпох.
  • Тема 9. Эпоха эллинизма
    Понятие «Эллинизм»: хронологический охват, историческое содержание, специфика форм существования. Распад империи Александра Македонского. Борьба диадохов. Эллинистические государства. Характеристика эллинистической монархии. Цивилизационный и культурный синтез как фактор динамичности процесса исторического развития в эпоху эллинизма. Синкретический характер эллинистической культуры и религии. Зарождение понятия «всемирности истории».
  • Тема 23. Вызовы нового мира: рубеж XX-XXI вв.
    Новый этап глобализации. Споры о «конце истории». Войны на Балканах и на территории бывшего СССР. «Парад суверенитетов» и судьбы бывших советских республик. Новые информационные технологии. Темпы и направления научной революции. Демографические и экологические проблемы человечества. «Золотой миллиард» и остальное человечество. Новое в соотношения «центр-периферия». Миграции и мигранты. Судьбы «третьего мира». Угроза «войны цивилизаций». Фундаментализм и террористическая опасность. «Молодые тигры», перспективы возвышения новых центров мирового развития. Страны БРИКС. Успехи и неудачи объединенной Европы. Роль США в современном мире. Войны на Ближнем и Среднем Востоке. Новое и старое на «пылающем континенте». Влияние экономического кризиса 2008-2009 гг. Споры о «конце современности». Постмодернизм в философии и искусстве.
  • Тема 10. Древний Рим: формирование цивилизационных оснований будущей Европы
    Древний Рим как часть античной цивилизации. Этапы исторического развития Древнего Рима: царский период, республика, империя. Власть и общество в республиканском Риме. Гражданские и духовные ценности республиканской эпохи. Римская армия. Римская экспансия, превращение Рима в мировую державу. Гражданские войны. Право республиканского Рима. Римское язычество. Возникновение империи. Принципат как система власти и управления. Рим и провинции. Возникновение христианства. Кризис III в. Поздняя империя: трансформация экономической и социальной жизни. Римское право. Римский политический и культурный универсализм. Падение Западной римской империи. Значение римского политического и культурного наследия для становления европейского мира.
  • Тема 11. Раннее Средневековье: эпоха Каганаты, Халифаты и обновленные империи.
    Ответ на «кочевой вызов» - Империя Тан и ее экспансия. Конфуцианский ренессанс. Окончательное формирование китайской бюрократической системы и системы наделов. Ответная реакция – эпоха Тайка в Японии. Государства в Индокитае и в Корее. Тюркский Каганат и – Хазарский и Уйгурский каганаты. Геополитическая ситуация на Аравийском полуострове. Проблема возникновения ислама. Ислам как военный фактор. Образование Арабского Халифата. Гибель Сасанидского государства, упадок Византии, завоевание Испании. Варварские королевства Европы, их «жизненный цикл». Роль католической церкви. Ирландия и ирландское монашество. Роль Римского епископа. Новое и старое в королевстве франков. Майордом Карл Мартелл и его реформы. Образование империи Карла Великого. «Каролингский ренессанс». Иконоборческие споры. Попытки спасти империю. Угрозы варварских вторжений. Викинги и Северная Европа.
  • Тема 12. Мир вокруг Тысячного года. «Ренессанс XII века».
    Падение династии Тан в Китае. Начало Эпохи Сунн. Новое в экономической и культурной жизни Китая. Расцвет арабской культуры. Арабские купцы в Индийском океане, Африке и Восточной Европе. Проникновение ислама в Китай. Государство Хорезмшахов, мусульманские завоевания в Индии, тюрки в Малой Азии. Начало упадка Багдадского халифата. «Македонский ренессанс» в Византии. Славянские государства. Русские земли в системе Христианского мира. Германская империя Оттонов. Распад политических структур на Западе. Начало подъема экономики Запада, его причины: климатическая, демографическая и социально-экономическая гипотезы. Экспансия Запада. Освоение Исландии. Начало подъема средневековых городов. Споры о «феодальной революции». Клюнийское движение. Григорианская реформа и ее значение. Раскол между Западной и Восточной церквями. Конфликт папы и императора. Норманнское завоевание Англии. Крестовые походы, их значение. Завершение формирования характерных черт западноевропейской цивилизации. Внутренняя колонизация и военно-колонизационные движения (Реконкиста, продвижение в балтийский регион, крестовые походы). Успехи итальянских городов. Борьба императоров и римских пап. Рыцарство и рыцарская культура. Средневековое европейское крестьянство. Горожане. Формирование университетской культуры. Эпоха переводов. Римское и каноническое право, «рациональная теология». Свободные искусства. Архитектурные стили. Термин «Ренессанс XII в.». Русь эпохи «Слова о полку Игореве». Комниновская Византия и социальные процессы. Мамлюкский Египет. Салахаддин, третий и четвертый крестовый походы. Падение Константинополя и создание Латинской империи. Расцвет Китая эпохи Сунн и начало упадка. Чжурчжени и Корея. Изменения в Великой степи.
  • Тема 13. Рах mongolica и апогей Средневековья
    Причины успехов Чингиз-Хана. Монгольские завоевания и создание Монгольской империи. Центральная Азия, Китай, Закавказье, Русские земли. Остановка монгольского продвижения в Западной Европе: случайность или закономерность? Новое смыкание мира. Европейские путешественники о монгольской империи. Падение Латинской империи и государств крестоносцев. Делийский султанат в Индии. Борьба Японии и государств Индокитая против монгольских завоеваний. Апогей Европы. Император Фридрих II и его Сицилийское королевство. Папская теократия. Франция времен Людовика Святого. Формирование представительных монархий (Англия, Пиренейские страны). Феномен европейского города. Средневековые университеты. Готика и схоластика. Военно-монашеские ордены и ордены «нищенствующие». Итальянские республики и банковские системы. Города Фландрии. Шампанские ярмарки. Складывание единой экономической системы Европы. Начало опережающего развития Европы. Демографический «потолок» Европы, первые кризисные явления.
  • Тема 14. Мир после «Черной смерти»
    Ибн-Халдун и его теории развития государств. Цикличность развития земледельческих обществ и Европейское исключение. «Черная смерть» и ее последствия. Причины новой волны эпидемий в Евразии. Споры о природе «кризиса феодализма». Изменения в западном обществе. Великая Схизма. Войны «внешние» и «внутренние». Три зоны политического и экономического развития Европы. Перестройка в сельском хозяйстве и способах эксплуатации. Сеньориальная реакция, ее успехи и неудачи. Попытки торговой экспансии: «мир-экономики» и «мир-империи». Генуэзцы и венецианцы. Начало открытий. Канарские острова и судьбы гуанчей. Восточная Европа. Расцвет Великого княжества Литовского. Возвышение Московского княжества. Отношения с Золотой Ордой. Последние века Византии. Исихазм, споры об унии. Османская империя, секреты ее успеха. Держава Тимура. Империя Мин. Крестьянские восстания, особенности управления Китаем. Плаванья Чжэн Хэ: повод для сопоставления Запада и Востока. Полицентризм и укрепление государственных структур на Западе. «Осень Средневековья» и «новое благочестие». Успехи гуманизма в Европе. Книгопечатанье, морская революция и иные открытия.
  • Тема 24. Европейский колониализм и развитие стран Азии и Африки: основные подходы и оценки в отечественной и зарубежной историографии
    Истоки современных представлений о Востоке и Западе: либеральные, формационная и цивилизационная модели развития. Европоцентризм как основа интеллектуального поиска мыслителей Запада. Мир-системный анализ И. Валлерстайна. У. Дюбуа и его «Крушение Западной Европы». Концепция негритюда Л. Сенгора. Работы Ф. Фанона и постколониальный мир. Луис Фаррахан как идеолог «черного» расизма. Теория афроцентризма М. К. Асанте. «Ориентализм» Э. Саида как вызов интеллектуальной традиции Запада.
  • Тема 25. Особенности трансформации и развития афро-азиатских общества в новое и новейшее время
    Особенности развития государства и общества на Востоке в начале нового времени. Начало европейской колонизации. Политика «закрытости». Установление системы колониального управления и формы колониальной зависимости (колонии и полуколонии). Формирование колониально-капиталистической системы и ее особенности. Проблема колониальной модернизации и ее последствия. Общественное развитие в условиях колониальной зависимости. Ранние формы антиколониального сопротивления и пути адаптации к новым условиям. Начало формирования новой политической и предпринимательской элиты. Новые течения в религиозно-философской и политической мысли.
  • Тема 26. Последствия распада империй и современный мир
    Специфика «наслоений» европейской цивилизации в социумах Азии и Африки в период колониализма и борьбы за национальное освобождение. Эпоха деколонизации: образование «третьего мира». Год Африки. Социально-политическое и экономическое развитие стран Азии и Африки в постколониальный период. После империй: недавние метрополии и бывшие колонии. Современные конфликты в странах Азии и Африки через призму колониальной истории. Демографические и экологические проблемы, проблема политической стабильности.
  • Тема 27. В поисках альтернативы: незападные модели общественного и государственного устройства в XX веке
    Критика цивилизации Запада в трудах мыслителей Востока. Духовно-религиозные основы альтернативных проектов мирового развития. Влияние европейской общественной мысли на формирование современной интеллектуальной традиции Востока и Черной Африки. Кан Ювэй и его утопия «Датун» как универсальный проект будущего человечества. Духовно-нравственные основы философии гандизма. Общество сарводайя М. К. Ганди. Исламистский проект как альтернатива Западу. «Третья мировая теория» М. Каддафи: теория и реализация на практике.
  • Тема 28. Процессы глобализации и трансформация роли стран Азии и Африки
    Истоки процессов глобализации. Формирование отношений центр-периферия в колониальную эпоху. Мировое разделение труда. Восток и Запад: универсализация культуры. Процессы культурной конвергенции в колониальную эпоху. Глобализация и модернизация. Информационная революция и страны Азии и Африки. Противоречивые последствия глобализации: синтез архаики и постиндустриального общества. Мировой терроризм как ответ на вызовы современного общества. Экспорт духовных ценностей и идеологий: гандизм, маоизм, исламизм, бехаизм и т.д. Реакция Запада.
  • Тема 29. Характерные черты исторического развития России
    Географические и климатические условия на Восточноевропейской равнине в I–II тыс. н.э. Заселение и хозяйственное освоение этой территории. Роль земледелия и колонизации в историческом развитии Руси и России. Отношения со Степью (кочевым миром). Православие между католическим миром и исламом. Гипертрофированная роль государства и крепостное право. Модернизация и вестернизация. Имперское и национальное сознание. Тоталитаризм и демократические традиции. Осмысление исторического пути России в контексте всемирной истории: синтетические концепции Нового времени (от теории «Москва-Третий Рим» до современных либеральных и консервативных интерпретаций).
  • Тема 30. Образование Древнерусского государства (IX–X вв.)
    Этническая картина и миграционные процессы в Восточной Европе в VII–X вв. Древнейшие известия о руси IX в.: западноевропейские, византийские и арабо-персидские источники. «Каганат руси» и проблема его локализации. Летописный рассказ о «призвании варягов». Возвышение Киева и киевской княжеской династии. Крещение Руси и международные отношения. Роль скандинавов и «норманнский вопрос». Археологические свидетельства социальных, экономических и политических процессов на Восточноевропейской равнине в IX–X вв. Понятия«племя», «вождество», «государство» и критерии государственности. Государство руси и «варварские королевства» раннего Средневековья.
  • Тема 31. Древнерусские земли в XI – начале XIII в.: экономическое, демографическое и политическое развитие
    Экономический и демографический подъём в Европе, интенсивное хозяйственное освоение Восточной Европы. Рост городов, особенности древнерусского городского уклада по сравнению с западноевропейским. Население Руси: численность, этнический состав, занятия и хозяйственно-культурные типы. Политическое развитие: расцвет и распад Киевской Руси. Крупнейшие центры Руси в XII – начале XIII в., особенности их развития (Южная Русь – Киев, Переяславль и Чернигов; Северо-Восточная Русь – Ростов, Суздаль и Владимир; Смоленск; Галич; Новгород;). Суть и причины «раздробленности». Своеобразие «княжеского совладения» Рюриковичей. Споры о феодализме в Древней Руси.
  • Тема 32. Социальные отношения, право, церковь, общественно-политическая мысль домонгольской Руси
    Складывание социальной иерархии; выделение элиты. Динамика социальных отношений в X–XIII вв.: общее и особенное в европейском контексте. Дискуссии в историографии по этому вопросу. «Обычное право», внешние влияния и письменное законодательство: «Русская Правда», княжеские уставы, церковное право. Семья и родственные отношения. Вопрос об общине и вече. Осмысление политического и социального устройства Руси современниками. Провиденциализм и теория богоустановленности власти. Единство «Русской земли» в литературных памятниках. Особое положение церковной организации, последствия Схизмы.
  • Тема 33. Нашествие монгол на Русь (1237-1240 гг.) и установление зависимости от Орды
    Монголы, Чингисхан и образование державы Чингизидов. Нашествие монгол на Русь: направления, события, последствия. Европейский поход Батыя, монголы и Европа. Установление иноземного владычества и сопротивление ему в середине – конце XIII в. Политика Александра Невского и Даниила Галицкого, попытки заключения союза с Западом. Разные исторические судьбы разных регионов Древней Руси. Подъём Литовского государства и образование Золотой Орды. Новая политическая конфигурация в Восточной Европе. Русь и Орда: политическая зависимость и система эксплуатации (ярлыки, баскаки, «выход» и др.). Споры о влиянии нашествия и зависимости от Орды на судьбу Руси (России).
  • Тема 34. Позднесредневековая Русь: факторы дезинтеграции и борьба за единство
    Владимирское великое княжение, Великое княжество Литовское и северные вечевые республики (Новгородская и Псковская) как разные варианты развития на основе одного древнерусского наследства. Их взаимоотношения и борьба с Ордой. Судьбы русских земель в Великом княжестве Литовском. Специфика Северо-Восточной Руси. Возвышение Москвы и «собирание власти». Складывание московского самодержавия. Демографические и социально- экономические процессы: преодоление кризиса, отсталости и «феодализации». Религиозно-церковная дезинтеграция и борьба за сохранение самобытности. Духовный подъём и контакты со странами «византийского содружества».
  • Тема 35. Образование Русского государства (середина XV – середина XVI в.). «Новая монархия» или «восточный деспотизм»?
    Усиление Московского княжества в правление Ивана III. Покорение Новгорода, Пскова, Ярославского, Тверского и других княжеств. Падение зависимости от Орды и падение Константинополя. Новый баланс сил в Восточной Европе и внешняя политика Москвы. Легитимация нового государства: титулатура, символика, идеология. Политические теории: «Сказание о князьях Владимирских», «Москва – Третий Рим» и др. Поместная система и складывание служилого сословия. Налоги и землевладение. Политический строй и управление: боярская дума, государев двор, кормления и органы самоуправления. Дефицит бюрократического контроля и опора на местные элиты. Сходства и различия со складывающимися национальными монархиями в Европе.
  • Тема 36. Выбор пути развития в середине XVI в. Политика Ивана Грозного и её последствия
    Объективные потребности развития России к середине XVI в. и идеологические претензии. Внешнеполитические задачи. Личность Ивана IV и обстоятельства его прихода к власти. Политика «избранной рады»: взятие Казани, организация службы и управления, Стоглавый собор и др. Ливонская война. Земские соборы и функционирование представительных органов власти. Переход к авторитарным методам правления, опричный режим. Споры вокруг опричнины. Её причины и последствия. Раскол в обществе и в служилом сословии. Разорение и военные неудачи. Представления Ивана IV о власти и государстве. Сопоставление его политики и политической теории с западноевропейскими монархиями.
  • Тема 37. «Кризис XVII века» в России: Смутное время, традиции и новации в XVII в.
    Разорение и раскол общества как непосредственные причины Смутного времени. Династический кризис. Политика Бориса Годунова. Этапы Смутного времени и социальные силы, задействованные в нём. Специфические факторы: казачество и вмешательство внешних сил. Преодоление кризиса: демографическое и экономическое развитие. Вопрос о «всероссийском рынке» и генезисе капитализма. Города. Развитие бюрократии, армии и промышленности. Рост государственной территории и региональное многообразие. Украина, освоение Сибири. Колониализм или«добровольное вхождение»? Основные этапы внешней политики. Отношения с западным миром. «Вестернизация» и «секуляризация» культуры. Элементы «национального государства» (сознание общественной пользы и пр.) и имперской политики.
  • Тема 38. Церковно-религиозный кризис в XVII в.
    Совпадение кризиса в отношениях церкви и государства и религиозной реформы, вызвавшей массовое сопротивление. Организация Православной церкви, как она сложилась в России к середине XVII в. Неоднозначные отношения её с государственной властью. Тесное переплетение «земских дел» и «духовных». Стремление части духовенства к самостоятельности и реформам в XVI – первой половине XVII в. «Дело Никона», отношения Никона с Алексеем Михайловичем. Обрядовая реформа и её противники – Аввакум и другие лидеры староверия. Великий собор 1666-1667 гг. и его роль в истории Русской Церкви. Церковные реформы конца XVII в. и преследования староверов. Противостояние «латинству» и отношение к другим конфессиям. Сравнение с религиозными расколами и войнами в Европе. Конфессионализация.
  • Тема 39. Сословный строй, крепостное право и социальная борьба XVI–XVII вв.
    Концепции «закрепощения сословий», «сословно-представительной монархии» и «абсолютизма». Понятия чин и сословие: их происхождение и употребление в XVI–XVIII вв. и в современной научной литературе. Складывание социальных и юридических привилегий и их письменное закрепление. Иерархия чинов по Уложению 1649 г. Суд по бесчестью и другие механизмы, гарантировавшие статус и достоинство личности. Связь статуса и государственной службы. Роль служилого сословия и феномен местничества. Городское население и вопрос о буржуазии. Приказная бюрократия. Русское крестьянство: от личной свободы через крепость к земле к крепостному праву. Споры о крестьянской общине. «Бунташный век» – восстания XVII в. Понятие крестьянской войны. Феномен самозванчества, народный «наивный монархизм» и представления о социальной справедливости.
  • Тема 40. Петровские преобразования и их судьба в первой половине XVIII в.
    Предпосылки петровских реформ: Россия и Европа. Концепция модернизации и её применение к истории России. Абсолютизм как система власти и управления. «Революция сверху». Личность Петра I и его политические взгляды. «Регулярное государство». Война как двигатель преобразований. Внешняя политика и войны в конце XVII – первой четверти XVIII в. Реформы в армии, в экономике и в управлении. Перепись и введение подушной подати. Сословная политика и бюрократическое начало. Церковь и культура. Санкт-Петербург – город Петра. Оценки петровских реформ в общественной и научной мысли XVIII – начала XXI в. Развитие и корректировка реформ во второй четверти XVIII в.
  • Тема 41. Идеализм и прагматизм в политике России второй половины XVIII в.
    Теория просвещённого абсолютизма и политика Екатерины II как её воплощение. Идеалы, взгляды и личность Екатерины II. Французские просветители и их идеи на русской почве. «Уложенная комиссия» и «Наказ» Екатерины. Меры в русле «общего блага» и «смягчения нравов». Секуляризация церковных земель. Сословная и имперская политика как основной курс развития. Крепостное право и восстание Пугачёва. Разделы Польши. Присоединение Крыма. «Рыцарские» идеалы и патернализм политики Павла I. Провал этой политики и последний дворцовый переворот императорской России. Судьбы абсолютистских режимов в Европе.
  • Тема 42. Россия и Европа в конце XVIII – первой половине XIX в.
    Связь внутренней и внешней политики России в правления Александра I и Николая I, участие России в европейских делах. Великая французская революция и реакция на неё в России. Наполеон и его империя. Его образ в русской литературе. Участие России в антифранцузских коалициях. Отечественная война 1812 г.: дискуссионные вопросы. Заграничные походы русской армии и Венский конгресс. Священный союз и его идеология – шаг в «тёмное прошлое» или на пути к европейской интеграции? Русско-шведская война и присоединение Финляндии. Образование Царства Польского и дарование ему конституции. Восточный вопрос и национально- освободительное движение в Греции. Россия – «жандарм Европы» при Николае I. Польша, покорение Кавказа. Крымская война и кризис самодержавия.
  • Тема 43. Российская империя: от реформ к катастрофе
    Великие реформы 1860-1870 гг. Подготовка и основные положения крестьянской реформы. Общественное и революционное движение. Контрреформы. Пореформенная Россия: социально-экономическое развитие. Традиционный уклад и капиталистические и буржуазные отношения. Реформы и реформаторы: Н. Х. Бунге, С. Ю. Витте и др. На пути к ограничению самодержавия: земское движение. Подъём национальных движений: польский, еврейский, финляндский вопросы; русский национализм. Российская империя по данным всероссийской переписи населения 1897 года. Назревание кризиса.
  • Тема 44. Политические теории, проекты и движения во второй половине XVIII – XIX в.
    Появление проблемы «власть и общество». Разрыв между политическими теорией и практикой. Система образования и науки и институционализация общественной мысли. Легитимация самодержавия: просветительские идеи, апелляция к законам и иррациональные обоснования. Н. М. Карамзин. Теория «православие, самодержавие, народность». Внутри- и внешнеполитические проекты власти. Оформление консервативного и либерального течений общественной мысли. Западничество и славянофильство. Социализм, народничество и марксизм. Почвенничество и панславизм. Влияние западной мысли и реакция на неё. Русское революционное движение и его особенности.
  • Тема 45. Революция 1905-1907 гг., Первая Мировая война и Великая русская Революция
    Международные отношения в начале XX в. Россия и ведущие европейские державы. «Национальные интересы», колониализм и империализм. Русско-японская война и начало Революции 1905-1907 гг. Манифест 17 октября 1905 г. Изменение политической системы России. Создание политических партий. Легальная и нелегальная политическая борьба. П. А. Столыпин и столыпинские реформы. Россия в I Мировой войне. Революция: от Февраля к Октябрю. Советы. Учредительное собрание. Большевики и Германия, Брестский мир. Русская революция и революции Нового времени: общее и особенное.
  • Тема 46. Создание СССР и политика большевиков: «утопия у власти» и «великое отступление»
    Гражданская война 1917-1921 гг.: социальные, национальные и политические силы, иностранное участие. Белое движение: цели, лидеры, оценки и память. Эмиграция из Советской России и «русская диаспора» XX в. Политика большевиков: «военный коммунизм», Красный террор, НЭП, политика «большого скачка». Советский вариант модернизации. Её методы и цена. Массовые репрессии. Трагедия русской деревни. Партийная диктатура и политическая система, сталинский режим. Решение национального и религиозного вопросов в СССР. СССР и окружающий мир в 1920-1930-е гг., Коминтерн. Первый этап Второй Мировой войны в 1939-1941 гг. и крах сталинского империализма.
  • Тема 47. СССР во Второй Мировой войне и послевоенный биполярный мир. Продолжение и конец «советского эксперимента»
    Нападение Германии на СССР и начало «народной войны». Жизнь в СССР в условиях войны. Антигитлеровская коалиция и «страны оси», отношение СССР с союзниками. Послевоенное переустройство Европы, план Маршалла, ядерное противостояние и холодная война. Создание социалистического блока. Ряд международных кризисов с участием СССР и создание органов коллективной безопасности. Послевоенная трансформация СССР: политическая система,экономическая стабилизация и стагнация, социальные отношения. Попытки реформ и причины их неудачи. Диссидентское движение. Кризис советской системы и «перестройка».
  • Тема 48. Распад СССР. Советский эксперимент и его значение для мировой истории.Современная Россия в условиях глобализации.
    Распад СССР в 1991 г. и создание независимых государств. Строительство новой России: экономическое развитие и политическая система. Смена элит. Национальный вопрос и федеративный строй. Россия в мировых процессах – научно-техническая революция, глобализация. Роль России на пост-советском пространстве и локальные конфликты. Отношения с ЕС и США, участие России в международных организациях. Поиски самоидентификации и легитимизации. Либеральные ценности. Православная церковь. Историческая память: болевые точки и манипуляция прошлым – как это происходит в России в сравнении с другими странами. Наследие советской истории и его осмысление.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Творческие работы
  • неблокирующий Устный экзамен
    В связи с приказом ректора "О порядке действий в связи с профилактическими мерами, связанными с угрозой коронавирусной инфекции" экзамен в 4 модуле 2019/20 учебного года будет проходить дистанционно.
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Активность на семинарских занятиях + 0.2 * Творческие работы + 0.5 * Устный экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Активность на семинарских занятиях + 0.5 * Творческие работы + 0.2 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Всемирная история : учебник для вузов, Поляк, Г. Б., 2009
  • История Востока. Т.1: ., Васильев, Л. С., 2003
  • История Востока. Т.2: ., Васильев, Л. С., 2003
  • История Древнего Рима : учебник для вузов, Кузищин, В. И., 2002
  • История Древней Греции : учебник для вузов, Андреев, Ю. В., 2003
  • История России : учеб. пособие, Земцов, Б. Н., 2013
  • История России с древнейших времен до конца ХХ века : учеб. пособие для вузов, Горинов, М. М., 2002
  • История России, 1861 - 1917 : учебник для вузов, Федоров, В. А., 2013
  • История средних веков. Т.2: Раннее Новое время, Дмитриева, О. В., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История России (Россия в мировой цивилизации) : курс лекций, Федоринов, Е. И., 2007
  • История средних веков. Т.1: ., Хачатурян, Н. А., 2003
  • История стран Европы и Америки в новейшее время (1918 - 1945) : курс лекций : учеб. пособие для вузов, Язьков, Е. Ф., 2001
  • Новая история стран Европы и Америки : учебник для вузов, Виноградов, В. Н., 2004
  • Новейшая история России, 1914-2008 : учеб. пособие для вузов, Кутузов, В. А., 2008
  • Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век. Ч.3: 1945 - 2000, Макеева, Л. А., 2001
  • Отечественная история новейшего времени, 1985 - 2005 гг. : учебник для вузов, Безбородов, А. Б., 2007