Магистратура
2020/2021
Теория и практика управленческого консультирования
Статус:
Курс обязательный
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Стратегии развития бизнеса: управление и консалтинг
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Включение дисциплины «Теория и практика управленческого консультирования» в учебный план вызвано все более распространяющейся практике оказания интеллектуальных услуг по диагностике и осуществлению регулируемых организационных изменений в компаниях. В программе курса "управленческое консультирование" рассматривается в том числе, как область бизнеса. Анализируются основные принципы построения консультант-клиентских отношений, этапы реализации консультационного проекта. В результате освоения курса студенты получают представление об общих принципах использования внешних консультантов для повышения конкурентоспособности компании.
Цель освоения дисциплины
- Получение базовых знаний по основным компонентам теории и практики управленческого консультирования в увязке с проблематикой стратегического менеджмента и корпоративного управления
- Понимание круга вопросов диагностики состояния организации и организационных интервенций с целью повышения ее конкурентоспособности
- Получение навыков самостоятельной аналитической работы в обширном информационном поле рассматриваемой проблематики, навыков аналитических обобщений получаемых результатов и их презентации, подготовки и принятия управленческих решений в условиях неопределенности, и консультирования
- Введение в круг вопросов и деловых взаимоотношений, с которыми выпускникам в своей профессиональной карьере предстоит встретиться при работе
- Формирование навыков разработки и презентации консультационных проектов
Планируемые результаты обучения
- Умение ориентироваться в мире управленческого консультирования
- Знание основных кругов вопросов, возникающих при подготовке и проведении проектов управленческого консультирования
- Умение планировать и осуществлять организационную диагностику и целенаправленным образом обобщать ее результаты для выработки рекомендаций по проведению изменений в клиентской организации
- Умение разрабатывать систему организационных интервенций с целью решения стратегических тактических и оперативных задач компании
- Умение планировать и осуществлять организационную диагностику и целенаправленным образом обобщать ее результаты для выработки рекомендаций по проведению изменений в клиентской организации
- Имеет навыки работы с материалами и документами клиентских организаций
- Имеет навыки самостоятельной аналитической работы в информационном пространстве данных о со-стоянии организаций реального сектора экономики и конкретных хозяйствующих субъектов
- Имеет представление об основных навыках, необходимых для профессионального консультанта по управлению
- Знает особенность консультационных услуг как объекта маркетинга.
- Знает компоненты бюджета консультационного проекта
- Понимание структуры бюджета консультационного проекта и основных статей затрат.
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Консультирование как бизнесПонятие о консультировании. Виды и области консультирования. Консультационные услуги в различных областях управления. Масштабы консультирования как бизнеса. Динамика роста консультационных услуг в мире. Управленческий консалтинг как инфраструктура бизнеса и перспективы его развития. Возможные роли консультанта. Оценка клиентами потенциальных неприятностей, связанных с обращением к консультантам.
- Области и специфика экспертного консультированияКонсультирование в области финансового менеджмента. Аудит как форма консультирования. Маркетинговое консультирование. Разработка бизнес-плана. Юридическое консультирование (подготовка учредительных документов, консультирование в области контрактного права, разрешение межорганизационных конфликтов и пр.). Разработка информационных систем и системная интеграция как форма консалтинга. Обучение персонала организации как форма экспертного консультирования. Проблема системности подхода при экспертном консультировании.
- Процессное консультированиеПреимущества и ограничения процессного консультирования. Системный характер процессного консультирования. Кругозор процессного консультанта. Профессиональные навыки процессного консультанта. Фасилитаторство. Управление конфликтами. Взаимосвязь процессного и экспертного консультирования
- Проблема консультант-клиентских отношенийКонсультационный проект с точки зрения заказчика. Роль заказчика в консультационном проекте. Психологические причины сопротивления усилиям консультанта. Цели консультанта в построении эффективных отношений с клиентом. Проблема ответственности клиента и консультанта за результаты консультационного проекта. Этические проблемы консультирования.
- Этапы консультационного проектаЭтап I. Получение заказа на консультационный проект. Первый контакт с клиентом. Определение общей задачи. Подготовка и представление предложения клиенту. Этап II. Организационная диагностика. Цели и масштабы диагностики. Представление результатов диагностики. Этап III. Согласование и проведение организационных интервенций. Определение сроков и желательных результатов. Обратная связь с клиентом. Этап IV. Подведение итогов и завершение консультационного проекта. Представление результатов. Оценка консультационного проекта.
- Организационные интервенцииПонятие об организационной интервенции. Типология интервенций. Требование системности интервенций. Критерии эффективности организационных интервенций. Понятие об организационном развитии. Индивидуальные интервенции. Развитие менеджмента. Консультант как наставник. 4 Групповые интервенции. Структурные интервенции. Тренинг как интервенция. Метод обучения действием как организационная интервенция. Проблемы выбора и сравнительной эффективности организационных интервенций раз-личных типов.
- Методы организационной диагностикиЦели организационной диагностики. Условность разделения методов диагностики и организационных интервенций. История организации как источник информации при организационной диагностике. Системный подход к организационной диагностике. Модели организации как основа диагностики (7С, «шесть ячеек» Вайсборда, модель Берка-Литвина). Интервьюирование. Типы и формы интервью (фокусированное, частично фокусированное, свободное; индивидуальное, групповое, фокус-группа). Приемы интервьюирования. Запись результатов интервью. Проведение опросов. Правила составления анкет. Формы анкетирования. Методы обработки результатов опроса. Наблюдение. Участие во внутриорганизационных мероприятиях. Включенное наблюдение. Изучение документов. Типы документов для изучения. Подготовка отчета по итогам организационной диагностики. Достоинства и ограничения различных форм организационной диагностики. Ограничения организационной диагностики как метода изучения организации.
- Навыки профессионального консультанта по управлениюЗнание бизнеса Технические навыки Навыки командообразования Навыки управления проектами Навык постановки и разрешения проблем Понимание технологии принятия решений Навыки самообразования
- Маркетинг консалтинговых услугОсобенность консультационных услуг как объекта маркетинга. Рынок консультационных услуг и его динамика. Консультирование как outsourcing интеллектуальных услуг. Определение сегмента рынка, оценка его объема. Приемы маркетинга. Разработка рекламных и представительских материалов. Рекомендации по итогам выполнения проекта как средство маркетинга. Этические аспекты конкуренции в области консультирования. Профессиональные публикации как элемент маркетинга. Открытые семинары как элемент маркетинга консультационных услуг. Информационная система консультанта и ее использования для маркетинга профессиональных услуг.
- Бюджет консультационного проектаПлатные и бесплатные услуги консультанта. Компоненты бюджета консультационного проекта. Затраты времени консультанта. Прямые издержки на осуществление консультационного проекта. Схемы оплаты консультационных услуг. Плата за единицу времени. Система retaining. Твердая (паушальная) плата. Оплата в зависимости от результата. График платежей. Выставление счета клиенту и сопроводительная информация. Налогообложение консультационных услуг
- Бюджет консультационного проектаПлатные и бесплатные услуги консультанта. Компоненты бюджета консультационного проекта. Затраты времени консультанта. Прямые издержки на осуществление консультационного проекта. Схемы оплаты консультационных услуг. Плата за единицу времени. Система retaining. Твердая (паушальная) плата. Оплата в зависимости от результата. График платежей. Выставление счета клиенту и сопроводительная информация. Налогообложение консультационных услуг
- Будущее управленческого консультирования
Элементы контроля
- индивидуальное домашнее заданиеЗа срыв сроков сдачи коммерческого предложения предусмотрено снижение оценки на 1 балл за каждую неделю просрочки
- активная работа на семинарском занятии
- экзаменЭкзамен проходит в дистанционном формате на платформе StartExam без использования прокторинга и будет длиться 1 час и 20 минут. Будет организована проверка оригинальности ответов студентов с использованием системы Антиплагиат.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.21 * активная работа на семинарском занятии + 0.29 * индивидуальное домашнее задание + 0.5 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Безупречный консалтинг, Блок, П., 2007
Рекомендуемая дополнительная литература
- Как заработать на консалтинге, Кросман, Ф. М., 2001
- Консалтинг : методы и технологии, Зильберман, М., 2008
- Консалтинговый бизнес. Основы профессионализма : [пер. с англ.], Бейч Э., Смольский А., 2007
- Консалтинговый процесс в действии : пер. с англ., Липпит, Г., 2007
- Пятая дисциплина : искусство и практика самообучающейся организации, Сенге, П. М., 1999
- Руководство по маркетингу консалтинговых услуг, Иванов, М. С., 2003
- Советник, которому доверяют, Майстер, Д., 2004
- Советник, которому доверяют, Майстер, Д., 2009