Бакалавриат
2020/2021
Социология
Статус:
Курс обязательный (Государственное и муниципальное управление)
Направление:
38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины «Социология» являются ознакомление студентов с актуальными проблемами социологии, формирование представления о предмете, методах и задачах социологии, ее основных категориях, месте среди других наук об обществе.
Цель освоения дисциплины
- В результате освоения дисциплины студент должен знать: - основные принципы и понятия общей социологии, - специфику и особенности социологического знания об обществе, сложность его строения, - некоторые основные теоретические подходы к изучению общества и его подсистем, - основные теоретические подходы к пониманию природы, закономерностей и тенденций развития современного общества.
- В результате освоения дисциплины студент должен уметь: - осмысливать различные явления социальной жизни, опираясь на научные принципы, - анализировать события и факты с позиций социологии;
- В результате освоения дисциплины студент должен владеть: - навыками рефлексии профессиональной деятельности, - навыками работы с социологическими текстами и данными, - методами анализа с опорой на социологические знания конкретных ситуаций повседневной жизни и профессиональной деятельности, - навыками публичных выступлений и работы в группе.
Планируемые результаты обучения
- Понимает элементы и общий смысл классического (веберовского) определения государства и его значение при анализе роли государства в экономической жизни. Понимает историчность современной формы государства. Способен определить основные роли, которые современные государства играют в хозяйственных процессах.
- Понимает сущность неформальной экономической деятельности и идентифицирует ее виды. Понимает особенности социальных отношений в среде неформальной экономики и взаимоотношений "неформалов" и государства. Способен проанализировать причины возникновения и особенности функционирования криминальной экономики.
- Понимает деньги как социальное отношение и то, как общество создает множественные деньги
- Способен различать утилитаристский и социологический подход к потреблению. Понимает истоки и функции престижного потребления. Понимает смысл сообществ потребления и общества потребления.
- Применяет освоенный теоретический аппарат для описания и анализа конкретных социальных ситуаций и сюжетов, связанных, в частности, с современной ситуацией в России и мире
- Умеет осмысливать различные явления социальной жизни, опираясь на научные принципы
- Знание теоретического смысла социальной стратификации, исторических типов стратификации. Понимание процессов социальной мобильности.
- Знание подходов к определению социального института, особенностей функционирования базовых институтов в современном и традиционном обществе
- Анализирует особенности экономической социологии как дисциплины, рассматривает экономическое действие как социальное
- Разрабатывает позиционирование товара, анализирует роль маркетинговых коммуникаций в продвижении продуктов
Содержание учебной дисциплины
- Социология как наука, социологическое знание.Специфика социологического знания. Место социологии в современной системе социальных и гуманитарных наук. Соотношение субъективного и объективного в социальном познании. Социальные и социологические проблемы. Макро- и микро- социология, теоретическая и эмпирическая социология. Зачем нужна социология, функции социологии. Социологическое воображение.
- Культура и общество.Биологическое, социальное и культурное в человеке. Понимание культуры в социологии. Антропология и исследование культур. Знак, символическое поведение. Компоненты культуры (ценности, верования, формальные и неформальные нормы, материальные носители, язык). Воспроизводство культурных образцов. Обычаи и традиции. Понятия доминирующей культуры, субкультуры и контр-культуры.
- Социальные институтыПонятие социального института. Институты и социальные функции. Явные и латентные функции институтов. Т.Парсонс и его теория общества как системы. Социальные потребности как основа появления институтов. Семья как социальный институт. Функции семьи в обществе. Семья в традиционном и современном обществе. Гендер как социологическая категория. Религия и церковь. Основные типы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация, культ. Образование как социальный институт, воспроизводство общества. Политика, экономика, право как социальные институты.
- Социальные группы и организацииПрирода групп. Типы групп. Социальное значение половых, возрастных, расовых и этнических различий. Понятие меньшинства. Этноцентризм. Групповые стереотипы и предрассудки. Сущность социальной организации. Формальная организация и ее структура. Иерархия, лидерство, коммуникация в организациях. Бюрократия и ее роль в социальной системе. Понятие общины и типы общин. Территориальные общины. Урбанизация и рурализация.
- Социальная стратификация и мобильностьПонятие стратификации. Теоретический смысл социальной стратификации (М.Вебер, функционалистский подход, теория конфликта, П.Бурдье). Исторические типы стратификационных систем: рабовладельческая, кастовая, сословная, классовая системы. Социоэкономический статус (доход, социальный престиж, образование, богатство). Социальная мобильность: вертикальная и горизонтальная мобильность. «Предписанный» и «достигаемый» статус. Групповая и индивидуальная мобильность. Скорость мобильности. Каналы вертикальной циркуляции.
- Введение в экономическую социологиюЭкономическое и социальное как базовые категории экономической социологии. Роль моделирования в научном исследовании. Предпосылки и эволюция модели экономического человека. Предпосылки и эволюция модели социологического человека. Два значения понятия «экономический». Предмет экономической социологии. Экономическое действие как форма социального действия
- Социология рынковЗначения термина «рынок». Экономические и социологические определения рынков. Отличительные черты базара как прототипа рынка. Рынок как форма интеграции хозяйства. Социологическая альтернатива «экономике рынков». Экономсоциологические подходы к исследованию рынка. Проблема «качества» и цены на рынках. Понятие статусных рынков. Рынок как организационное поле.
- Социология денегПонятие денег. Социальные функции денег. Деньги как социальное отношение.
- Социология потребленияСпецифика экономико-социологического подхода к анализу потребления. Становление сообществ потребления.
- Государство и хозяйствоГосударство в истории: возникновение и перспективы. Ключевые признаки государства. Модели взаимодействия государства и рынка. Старая и новая парадигмы взаимодействия государства и рынка. Системообразующая роль государства в развитии рынков.
- Неформальная экономикаПонятие неформальной экономики, подходы к ее определению и сегментированию. Парадоксы неформальной экономики (А.Портес). Особенности криминальной экономики.
Элементы контроля
- Контрольная работаПод художественным текстом подразумевается как литературный, так и кинематографиче-ский текст. С использованием социологических понятий необходимо описать анализируемую ситуа-цию (сюжет произведения в целом или эпизод), сформулировать социологическую проблему и проанализировать ее с привлечением социологических теорий. Анализ предполагает поиск при-чин, движущих сил, явных и латентных функций и дисфункций, возможных последствий и т.п. Задача – продемонстрировать свои знания по социологии. Сверхзадача – выявить с помощью со-циологии то, что неочевидно при знакомстве с текстом для человека, не знакомого с социологией. Чем больше РЕЛЕВАНТНЫХ теме терминов, авторов и теорий будет упомянуто – тем лучше. Требования к оформлению: объем произвольный (обычно – 5 стр.). Категорически непри-емлем плагиат (любой объем) – при обнаружении плагиата за работу ставится 0 без права перепи-сывания. Все упоминания теорий, а тем более их углубленное изложение должны сопровождаться ссылками. При оценке преподаватель отмечает следующие моменты: процент текста-размышления по сравнению с изложением, употребление понятий из разных теорий и подходов, точность и адек-ватность употребления этих понятий/теорий, полнота учета связей, конкретность, способность поддерживать свои тезисы иллюстрациями из материала, рассмотрение альтернативных объяснений.
- ЭссеЭссе может быть теоретическим или эмпирическим (с использованием привлеченных или собранных студентов данных). Объем эссе до 1500 слов. Задача эссе состоит в том, чтобы предложить развернутое объяснение ответа на поставленный преподавателем вопрос, в котором оценивается аргументированность, логичность и адекватность.
- письменный экзамен
- работа на семинарских занятияхОценка за семинары включает в себя оценку докладов по текстам, оценку участия в обсуждении текстов.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Итоговая оценка по курсу формируется по следующей формуле: РО = 0,6 * НО + 0,4 * ОЭ, где: РО – результирующая оценка; НО – накопленная оценка; ОЭ – оценка за экзаменационную работу. Накопленная оценка рассчитывается на основе следующих весов. НО = 0,25 * ОСОС + 0,25 * ОСЭС + 0,25 * ОЭС + 0,25 * ОД, где: ОСОС – оценка за активность на семинарских занятиях по общей социологии; ОСЭС – оценка за активность на семинарских занятиях по экономической социологии; ОЭС – оценка за эссе; ОД – оценка за домашнее задание.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Общая социология : учеб. пособие / под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. — Москва : ИНФРА-М, 2017. — 654 с. — (Высшее образование). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/872312
- Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849
Рекомендуемая дополнительная литература
- Барсукова, С. Ю. (2010). Informal Economy: Definition and Structure ; Неформальная экономика: понятие, структура. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F4A24C38
- Дюркгейм Э. ; Пер. Гофман А. Б. - СОЦИОЛОГИЯ. ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ 4-е изд. - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 307с. - ISBN: 978-5-534-06587-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-ee-predmet-metod-prednaznachenie-412077
- Радаев, В. (2004). Западная Экономическая Социология: Хрестоматия Современной Классики. М.: Росспэн, 2004. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4AAE8465
- Радаев, В. В. (2010). Viviana Zelizer Social Meaning of Money (translated in Russian). Moscow, HSE, 2004. ; Зелизер В. Социальное значение денег. М. ГУ-ВШЭ, 2004. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.14901D0B
- Флигстин, Н. (2013). The Architecture of Markets: An Economic Sociology of Twenty-First-Century Capitalist Societies (translated by Alexander Kurakin) ; Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века (перевод А. А. Куракина). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BDCFA039