Бакалавриат
2020/2021
Иностранный язык (арабский)
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Мировая экономика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Школа востоковедения
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Боднар Сергей Николаевич
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
288
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс предназначен для студентов факультета мировой экономики и мировой политики образовательных программ: "Мировая экономика" и "Международные отношения", изучающих арабский язык на начальном этапе обучения (I курс). Он направлен на развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов: языковой, речевой, межкультурной и академической. Программа направлена на достижение соответствия уровня иноязычной подготовки студентов международным стандартам в обучении иностранным языкам. Цель курса - обеспечить студентов практическими знаниями современного арабского литературного языка в рамках нормативной грамматики. При изложении многоуровневых грамматических явлений используется как традиционно лингвистическая терминология, выработанная главным образом на основе греческого и латинского, так и собственно арабская. Наряду с освещением ряда узловых вопросов, даются и более глубинные теоретические сведения (лексикология, семантика, лингвопрагматика, теория и практика перевода, стилистика и др.), релевантных компетенциям (лингвистическая, прагматическая, профессиональная, инструментальная, социокультурная) образовательного потенциала уровня А1-А2
Цель освоения дисциплины
- Обеспечение студентов теоретическими и практическими знаниями современного арабского литературного языка в рамках нормативной грамматики.
- Развитие общекультурной компетенции и формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции, входящей в состав профессиональной компетенции бакалавра в сфере экономики и международных отношений.
Планируемые результаты обучения
- воспроизводит пройденные грамматические категории и активный вокабуляр с их применением в иноязычной речевой деятельности.
- применяет пройденные грамматические категории и активный вокабуляр в иноязычной речевой деятельности
- усвоение пройденных грамматических категорий и активного вокабуляра с их применением в иноязычной речевой деятельности.
- задает различные типы вопросов, соблюдая речевой этикет
- строит связанные высказывания репродуктивного и продуктивного характера
- синтезирует вторичные тексты различного характера
- ведет неофициальную беседу с учётом особенностей национальной культуры собеседника
- Перерабатывает основное содержание устных монологических текстов, воспринятых из различных источников информации (в т. ч. из СМИ)
- читает и репрезентирует тексты по специальности
- пишет официальные и неофициальные бумаги
- составляет факсы, телеграммы, резюме
- заполняет анкеты, декларации
- составляет рефераты, аннотации
- письменно переводит документы, статьи и другие материалы по профессиональной тематике с иностранного языка на русский и с русского языка на иностранный
- осуществляет устный последовательный перевод с иностранного языка на русский и с русского языка на иностранный
- репрезентирует и воспроизводит лекции на иностранном языке
- репрезентирует и воспроизводит фактическую информацию по радио и телевидению
Содержание учебной дисциплины
- 1к1м1тКраткие сведения об арабском языке. Определение понятия «Мусульманский мир». Место арабского языка в генеалогической классификации языков.
- 1к1м2тОбщие сведения об арабской письменности. Арабское консонантное письмо. Виды почерка. Артикуляционная база арабского языка. Классификация согласных и гласных фонем. Средние звуки. Редкие классы звуков.
- 1к1м3тСогласные: د [d], ذ [ḏ], ر [r], ز [z], و [ṷ], ا [’алӣф]. Вокализация. Гласные звуки: а, у, и (a, u, i). Слоги в арабском языке.
- 1к1м4тСогласные: ب [b], ت [t], ك [k], م [m], ي [ḭ]. Ударение: краткость и долгота. Главное и второстепенное ударение (силовое и/или динамическое). Долгие гласные звуки: ā, ӯ, ӣ (ā, ū, ī). Аудирование.
- 1к2м1тСогласные: ه [h], ل [l], ن [n], ء (хамза). Удвоение гласных (геминация). Танвинное окончание. Дифтонги. Лигатуры. Солнечные и лунные фонемы. Ассимиляция (регрессивная и прогрессивная).
- 1к2м2тСогласные: ج [ğ], خ [ḫ], س [s], ع [ʻ]. Имя существительное. Род имён существительных. Простое нераспространённое именное предложение. Вопросительные предложения.
- 1к2м3тСогласные: ح [ḥ], ص [ṣ], ط [ṭ], ق [q]. Определённость неопределённость имени. Личные местоимения в единственном числе. Сочинительный союз وَ .
- 1к2м4тСогласные: ش [š], غ [ġ], ف [f]. Имя прилагательное. Имена прилагательные качественные. Причастия в значении имён прилагательных. Сверхдолгие слоги. Правописаниеء (хамзы) артикля ال после гласного звука. Правила чтения. Распространённое именное предложение. Место подлежащего и сказуемого в распространённом именном предложении. Аудирование. Ситуативные упражнения.
- 1к3м1тСогласные: ث [ṯ], ض [ḍ], ظ[ẓ]. Склонение имён существительных и прилагательных. Глагол. Спряжение правильного трёхсогласного глагола в прошедшем времени в единственном числе. Спряжение хамзованного глагола أخذ с прямым дополнением. Именные предложения со сказуемым, выраженным именем с предлогом.
- 1к3м2тХамза срединная. Правописание хамзы в середине слова. Несогласуемые определения. Несогласуемые определения, выраженные именами существительными в Р.п. без пред-лога и с предлогом. Обстоятельства времени. Место сказуемого в глагольном предложении.
- 1к3м3тХамза соединительная (همزة الوصل) и хамза разделительная (همزة القطع). Хамза конечная. Правописание хамзы в конце слова. Место-имение (الضمير). Слитные местоимения при именах существительных. Имена прилагательные относительные. Правило чтения слов, имеющих два долгих звука.
- 1к3м4тПредлоги (حروف الجرّ). Предлоги выражающие пространственные отношения. Предлоги, имеющие временны́е значения. Употребление предлога لـِ для обозначения цели действия. Употребление предлога لـِ для обозначения причинно-следственных отношений. Выражение принадлежности. Выражение объектных отношений. Предлог بـِ . Слитные местоимения при глаголах и предлогах. Причастия действительного и страдательного залогов от правильных трёхсогласных глаголов. Спряжение قضى в прошедшем времени в ед. ч. Текст для чтения. Ситуативные упражнения. Аудирование. Речевая практика.
- 1к4м1тОпределённое состояние имён существительных. Имена прилагательные качественные, обозначающие цвета и физические качества. Двухпадежное склонение имён существительных и прилагательных. Глагол ليس и его функции. Частица إنّ . Подлежащее и сказуемое именного предложения в определён-ном состоянии. Разделительные местоимения. Текст для чтения.
- 1к4м2тДвойственное число имён существительных и прилагательных. Склонение имён существительных, прилагательных и указательных местоимений в двойственном числе. Личные местоимения в дв. ч. Имена существительные в дв. ч. при несогласуемых определениях и слитных местоимениях. Слитные местоимения в дв. ч. Имена существительные и прилагательные дв. ч. в именном предложении. Спряжение глагола ليس в дв. ч. Глагольное предложение с подлежащим, выраженным именем существительным в дв. ч. Текст для чтения.
- 1к4м3тЦелое множественное число имён существительных и прилагательных. Личные место-имения во мн. ч. Имена существительные мужского рода целого мн. ч. при несогласуемых определениях и слитных местоимениях. Слитные местоимения во мн. ч. Имена существительные и прилагательные мн. ч. в именном предложении. Спряжение глагола в прошедшем времени во мн. ч. Спряжение глагола ليس во мн. ч. Глагольное предложение с подлежащим, выраженным именем существительным во мн. ч. Текст «Учебный год». Диалог.
- 1к4м4тЛоманное множественное число имён существительных. Образец двухпадежного склонения имён существительных ломаного мн. ч. в неопределённом и определённом состояниях. Множественное число имён прилагательных. Правило согласования определений с определяемыми словами, выраженными именами существительными ломаного мн. ч. Глагол كـان . Спряжение глагола كـان в прошедшем времени. Функции глагола كـان . Спряжение глагола قضى в прошедшем времени в двойственном и множественном числе. Текст «На аэродроме». Диалог. Ситуативные упражнения. Аудирование. Речевая практика.
Элементы контроля
- домашние задания (1 семестр)В связи с переходом на дистанционное обучение организация и оценивание данного элемента контроля будут проводиться с использованием корпоративной электронной почты студента и работника НИУ ВШЭ.
- модульная работа 1мВ связи с переходом на дистанционное обучение организация данного элемента контроля будет проводиться без прокторинга с использованием платформы Skype и корпоративной почты студента и работника НИУ ВШЭ.
- модульная работа 2мВ связи с переходом на дистанционное обучение организация данного элемента контроля будет проводиться без прокторинга с использованием платформы Skype и корпоративной почты студента и работника НИУ ВШЭ.
- модульная работа 3мВ связи с переходом на дистанционное обучение организация данного элемента контроля будет проводиться без прокторинга с использованием платформы Skype и корпоративной почты студента и работника НИУ ВШЭ.
- модульная работа 4мВ связи с переходом на дистанционное обучение организация данного элемента контроля будет проводиться без прокторинга с использованием платформы Skype и корпоративной почты студента и работника НИУ ВШЭ.
- письменная итоговая работа 2 модВ связи с переходом на дистанционное обучение организация данного элемента контроля будет проводиться без прокторинга с использованием платформы Skype и корпоративной почты студента и работника НИУ ВШЭ.
- экзамен устный 2 модЭкзамен проводится в письменной форме на последнем занятии семестра и в устной форме во время сессии. Экзамен проводится на платформе Skype (https://www.skype.com/) без прокторинга. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Skype. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи не более 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи от 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование другого варианта заданий.
- письменная итоговая работа 4 модВ связи с переходом на дистанционное обучение организация данного элемента контроля будет проводиться без прокторинга с использованием платформы Skype и корпоративной почты студента и работника НИУ ВШЭ.
- экзамен устный 4 модЭкзамен проводится в письменной форме на последнем занятии семестра и в устной форме во время сессии. Экзамен проводится на платформе Skype (https://www.skype.com/). Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Skype. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи не более 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи от 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование другого варианта заданий.
- домашние задания (2 семестр)В связи с переходом на дистанционное обучение организация и оценивание данного элемента контроля будут проводиться с использованием корпоративной электронной почты студента и работника НИУ ВШЭ.
- посещаемость (1 семестр)В связи с переходом на дистанционный формат обучения посещаемость на занятиях будет оцениваться по наличию включенной камеры на платформе Skype.
- посещаемость (2 семестр)В связи с переходом на дистанционный формат обучения посещаемость на занятиях будет оцениваться по наличию включенной камеры на платформе Skype.
- аудиторная работа (1 семестр)В связи с переводом обучения в дистанционный формат данный элемент контроля будет организован с использованием платформы Skype.
- аудиторная работа (2 семестр)В связи с переводом обучения в дистанционный формат данный элемент контроля будет организован с использованием платформы Skype.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.1 * аудиторная работа (1 семестр) + 0.1 * домашние задания (1 семестр) + 0.2 * модульная работа 1м + 0.2 * модульная работа 2м + 0.15 * письменная итоговая работа 2 мод + 0.1 * посещаемость (1 семестр) + 0.15 * экзамен устный 2 мод
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.15 * домашние задания (1 семестр) + 0.15 * модульная работа 1м + 0.2 * модульная работа 2м + 0.2 * модульная работа 3м + 0.12 * модульная работа 4м + 0.06 * письменная итоговая работа 2 мод + 0.12 * экзамен устный 2 мод
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Степанов Р.В., Кузьмин В.А. - Арабский язык: начальный курс: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 64с. - ISBN: 978-5-9765-3885-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119088
- Учебник арабского языка + CD-ROM : для первого года обучения, Кузьмин, С. А., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- Арабский язык : теория и технология перевода: учеб. пособие, Финкельберг, Н. Д., 2010
- Арабский язык : учеб. пособие по теме "Экономика", Ибрагимов, И. Д., 2007
- Ибрагимов, И.Д. Арабский язык. 150 диалогов : учебное пособие / И. Д. Ибрагимов. — Санкт-Петербург : КАРО, 2014. - 208 с. - ISBN 978-5-9925-0899-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1049506 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1049506
- Яфиа, Ю.Д. Литературный арабский язык: Практический курс : учебное пособие / Ю. Д. Яфиа. — Санкт-Петербург : КАРО, 2006. - 192 с. - ISBN 5-89815-773-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1049516 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1049516