• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

История экономических учений

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Мировая экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО дисциплина «История экономических учений» обеспечивает инструментарий формирования профессиональных компетенций бакалавра, закладывает теоретический и методический фундамент культуры критического мышления студентов, основанной на понимании историзма экономических категорий и мер экономической политики, социального и культурного контекста экономической науки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • обеспечить инструментарий формирования профессиональных компетенций бакалавра
  • заложить теоретический и методический фундамент культуры критического мышления студентов, основанной на понимании историзма экономических категорий и мер экономической политики, социального и культурного контекста экономической науки.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • различает основные школы мировой экономической мысли, социально-экономический контекст их возникновения, их главных представителей, степень их влияния на последующее развитие экономической мысли и на экономическую политику передовых стран современного мира
  • классифицирует основные теоретические категории и наборы практических рекомендаций, по которым шли дебаты между различными экономическими школами в их историческом развитии
  • описывает пути формирования структуры и аппарата современной экономической теории
  • резюмирует вклад основных школ в развитие мировой экономической мысли, выделяет категориальное своеобразие каждой школы
  • показывает связь решения теоретических вопросов с выработкой практических мер экономической политики
  • определяет черты своеобразия национальных традиций экономической мысли
  • владеет хронологией основных школ мировой экономической мысли, главных теоретических достижений и дискуссий мировой экономической науки
  • демонстрирует навыки сводной характеристики и сравнительно-исторического анализа основных школ экономической мысли
  • сопоставляет позиции разных школ по ключевым теоретическим проблемам, прослеживает «сквозные», вековые темы экономической мысли в изменяющемся историческом контексте
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Возникновение экономического анализа
    Лекция 1 Возникновение экономического анализа. Происхождение терминов «экономия» и «политическая экономия». Осмысление экономической политики. Меркантилизм: анахронизм или зерно истины. Двоякая постановка задач: поиск «естественного закона» или «проектирование». Физиократия. Видеолекции 1.1.-1.9
  • Системы политической экономии
    Лекция 2.Адам Смит и Давид Рикардо: экономическая классика. Формирование системы категорий экономической науки. Схема производства богатства. Проблема измерения роста продукта. Теория естественной цены, или стоимости. Теория земельной ренты. (Видеолекции 2.1.-2.9.) Лекция 3 Экономическое учение марксизма. Феномен Карла Маркса. Философские и политические источники доктрины Маркса. Диалектика "Капитала":стоимость, всеобщая формула, закон накопления. "Капитал" как критика политэкономии. Прогнозы Маркса и судьба его теории. (Видеолекции 3.1.-3.9., Глава 7) Лекция 4 Деньги у меркантилистов и классиков. Количественная теория денег. "Эффект Кантильона". Деньги в теории Адама Смита. «Закон оттока». Вклад Г.Торнтона и Д. Рикардо. (Видеолекции 4.1.-4.4., Глава 5). Лекция 5 Проблема кризисов и расхождения внутри классической школы. Хронология кризисов промышленного перепроизводства. Закон рынков Сэя. Теория «третьих лиц». Ответ Маркса. Сисмондисты и марксисты в России. Longrun versus Shortrun (Видеолекции 4.5.-4.9, Глава 6).
  • Маржиналистская революция и возникновение неоклассики
    Лекция 6.Маржиналистская революция. Маржинализм: пример революции в науке. Классики и маржиналисты: сопоставление подходов. Предшественники и разветвления маржинализма. Учение о благах и обменеавстрийской школы (Видеолекции 5.1.-5.5.) Лекция 7 Возникновение неоклассической микроэкономики. Вальрас и Лозаннская школа. ТОЭР. Маршалл – завершитель революции и создатель неоклассики. Маржиналистская теория благосостояния (Видеолекции 5.6.-5.8).
  • Эволюционные экономические концепции
    Лекция 8 Два канона экономической науки и американский институционализм. Т. Веблен: "Теория праздного класса". Дж. Коммонс и У. К. Митчелл. (Видеолекции 6.1.-6.3) Лекция 9 Концепция экономической динамики Шумпетера. Шумпетер: жизнь и творчество. Теория предпринимательской функции. "Капитализм, социализм и демократия" (Видеолекции 6.4.- 6.6.)
  • Эволюционные концепции в русской экономической мысли
    Лекция10. Эволюционные концепции в русской экономической мысли. Российская экономическая мысль в начале XX века. М.И. Туган-Барановский: Теория циклов и кризисов. Н.Д.Кондратьев: методология и большие циклы. Наука и политико-идеологический диктат (Видеолекции 7.1- 7.2, 7.7.-15.)
  • Макроэкономическая революция и макроэкономические дебаты в экономической науке
    Лекция 11 Макроэкономическая революция. Научная и практическая деятельность Дж.М.Кейнса. Философия, этика и «денежная» трилогия Кейнса. «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Неокейнсианство. (Видеолекции 8.1.-8.9, Глава 29.) Лекция 12 Макроэкономические дебаты. Формалистическая революция. Неоклассический синтез. Монетаризм и разрушение консенсуса. Новая классическая макроэкономика. «Новый денежный консенсус». Кризис 2008-2010 гг. и перспективы экономической науки (Видеолекции 9.1.- 9.7.)
  • Мейнстрим и альтернативы в экономической науке
    Лекция 13 Мейнстрим и альтернативы в экономической науке. Неопределенность/информация.Поведенческая экономика. (Видеолекции 10.1.- 10.2.) Лекция 14 Новый институционализм. (Глава 38, Глава 42)
  • Утверждение тем рефератов
  • Разбор выполнения рефератов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинаре
    Устные и письменные ответы
  • неблокирующий Реферат
    Реферат (2800-3200 слов) в середине 3 модуля
  • неблокирующий Экзамен
    Аудиторный Письменный экзамен. В случае реализации для полностью онлайн группы допускается использование дистанционных технологий с прокторингом (по согласованию). В ряде случаев после письменного экзамена преподаватели могут задать уточняющие вопросы устно.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа 80 минут. Проводится в виде теста.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.05 * Контрольная работа + 0.3 * Работа на семинаре + 0.15 * Реферат + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История экономических учений : учеб. пособие для бакалавров, Гловели, Г. Д., 2013
  • История экономических учений : учеб. пособие для вузов, Автономов, В. С., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Богатство идей : история экономической мысли, Ронкалья, А., 2018
  • Гловели Г.Д. - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2017 - 719с. - ISBN: 978-5-9916-2991-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ekonomicheskaya-istoriya-396723