Бакалавриат
2020/2021
Экономическая история
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Мировая экономика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент теоретической экономики
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
80
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины «Экономическая история» являются ознакомление студентов с закономерностями развития мировой экономики в различные исторические периоды и овладение студентами знаниями об отличительных особенностях стран-лидеров и стран догоняющего экономического развития, долгосрочных тенденциях и переломных этапах экономического развития России в мировом контексте.
Цель освоения дисциплины
- ознакомление студентов с закономерностями развития мировой экономики в различные исторические периоды
- овладение студентами знаниями об отличительных особенностях стран-лидеров и стран догоняющего экономического развития, долгосрочных тенденциях и переломных этапах экономического развития России в мировом контексте
Планируемые результаты обучения
- сравнивает основные подходы к типологии стадий развития и систем хозяйства
- называет факторы, способствовавшие возвышению стран-лидеров в мировой экономике на протяжении истории
- описывает предпосылки и страновые особенности перехода к современному экономическому росту
- определяет своеобразие и основные факторы экономической отсталости, динамики стран догоняющего и периферийного экономического развития на протяжении истории
- различает главные хозяйственные «революции», их соотношение с территориальной экспансией, мировыми религиями, научным и техническим прогрессом
- описывает исторические корни и особенности формирования современных рыночных институтов
- описывает хронологию и значение наиболее масштабных экономических реформ в истории России и других стран
- описывает хронологию и последствия главных кризисов в истории мирового капиталистического хозяйства
- формулирует основные черты и проблемы современной глобализации
- разбирается в специфике влияния различных факторов на экономическое развитие мира в целом, отдельных государств и регионов;
- использует для иллюстрации географическую карту в характеристике долгосрочных процессов в мировой экономике, имеющих территориальные аспекты
- раскрывает причины экономического возвышения и упадка отдельных государств и регионов на протяжении истории;
- дает оценку структурных и институциональных сдвигов в экономической ретроспективе
- соотносит конкретные явления, процессы и институты с крупномасштабными хозяйственными периодами и реформами
- приводит исторические аналоги современных экономических проблем
- использует круг понятий, необходимых для сравнительного историко-экономического анализа с выделением типичного и своеобразного
- сопоставляет страна и эпохи по структуре секторов и отраслей, набору институтов, экономическим достижениям, инновациям и проблемам роста.
- сравнивает особенности и последствия государственного вмешательства в экономику на протяжении истории
Содержание учебной дисциплины
- Происхождение мировой экономикиПроисхождений цивилизации и возникновение мировой торговли. Сословная экономика. Экономическое развитие Древней Руси. Предпосылки смещения мировых экономических центров на Запад. Возникновение и диверсификация рыночных институтов. Возникновение мирового рынка и международного разделения труда. Города-лидеры европейских организованных рынков. Экономическое развитие Русского централизованного государства и Российской империи как «регулярного государства».
- Мировой процесс индустриализацииСтановление индустриальной цивилизации. Промышленный переворот в Англии: отрасли-лидеры и решающие инновации. Дифференциальный аспект европейской индустриализации. Превращение США в мировую экономическую державу. Структурные сдвиги и рост тяжелой промышленности. Формы монополистической концентрации финансового капитала. Европейские и неевропейские страны «второго эшелона» в мировом хозяйстве. Международный золотой стандарт. Экономическое отставание и догоняющее развитие Российской империи в мировом процессе индустриализации. Индустриальный империализм.
- Дезинтеграция мировой экономикиПервая мировая война и дезинтеграция мировой экономики. Конфронтация «капитализм – социализм». Противоречия Версальско-Вашингтонской системы. Модель тейлоризма- фордизма. Американские тресты и становление современного типа крупной корпорации. «Великая депрессия» на Западе и «великий перелом» в СССР. Крушение золотого стандарта. Планово-директивная экономика как инструмент индустриализации. Альтернативные пути выхода из «Великой депрессии» и Вторая мировая война.
- Экономическое развитие стран мира в биполярную эпохуСверхдержавы и два «лагеря» биполярного мира после Второй мировой войны. Бреттон- Вудские институты и американская гегемония. Превращение СССР в сверхдержаву; приоритетный рост ОПК и ТЭК и структурное отставание потребительских отраслей. Национальные модели «смешанной экономики» и «экономические чудеса» в Западной Европе и Японии. Макроэкономическая политика. «Нефтяные шоки», структурный кризис и пересмотр смешанной экономики. ТНК. «Волна» ИКТ и нового предпринимательства. Экономическая дифференциация стран «третьего мира». Застой плановой экономики СССР и общий кризис социализма.
- Экономическое развитие стран мира в условиях глобальной интеграции и новых кризисов.Сдвиги к постиндустриальному обществу. Вашингтонский консенсус. Триумф и кризис «новой экономики». Трансформационный спад и процессы модернизации и демодернизации в переходной экономике Российской Федерации. Экономический рост «с китайской спецификой». Финансовый кризис в странах с развивающимися рынками. Институциональные изменения в крупнейших экономиках Запада и Востока в начале XXI в. Проблемы международных процессов экономической интеграции.
Элементы контроля
- Ответы на вопросы на семинарах (устно и письменно)Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
- Контрольная работаКонтрольная работа 80 минут. Проводится в виде теста с открытыми и закрытыми вопросами
- РефератРеферат (до 15 баллов) пишется на основе рекомендованного списка литературы, примерный объем реферата 2800 - 3200 слов (не считая титульного листа и списка литературы!). Интервал - 1,5. Кегль – Times New Roman, No 12 Библиография в конце реферата. Оформление заимствований в виде постраничных сносок является обязательным. Проводится проверка работ в системе "Антиплагиат ВШЭ"
- ЭкзаменПисьменный экзамен и устный просмотр работ