Бакалавриат
2020/2021
Базовый курс арабского языка
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Школа востоковедения
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Бутурлин Илья Сергеевич,
Джума Мохаммад Гхалеб,
Зелтынь Лариса Альбертовна,
Мищенко Алексей Иванович
Язык:
русский
Кредиты:
20
Контактные часы:
574
Программа дисциплины
Аннотация
Программа УД направлена на развитие продуктивных (говорение/письмо) и рецептивных (чтение/ слушание) компетенций в области арабского литературного языка. Дополнительно к формированию указанных компетенций в задачи курса входит обучение навыкам перевода с арабского на русский и с русского на арабский языки в объеме лексико-тематического минимума базового учебника, а также формирование у обучаемых лингвострановедческой компетенции. Дисциплина рассчитана на изучение арабского языка «с нуля» студентами иноязычной компетенции. Дисциплина рассчитана на 2 учебных года. Продолжением дисциплины является дисциплина «Продвинутый курс арабского языка». Настоящая программа составлена для 1-го года изучения дисциплины.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Базовый курс арабского языка» (1 год обучения) являются овладение знаниями и компетенциями в области арабского литературного языка, к которым относятся: знание базовой грамматики ЛАЯ; навыки чтения оригинальных арабских текстов по культурной, страноведческой, социально-экономической и бытовой тематике, а также художественных текстов уровня начального этапа арабской школы; умение говорить по-арабски на указанные темы и письменно фиксировать арабскую речь.
Планируемые результаты обучения
- Владеет общими сведениями об арабском литературном языке (АЛЯ). Различает атрибутивную и предикативную конструкции.
- Применяет знания правил графики, фонетики, базовой грамматики и лексики арабского литературного языка. Владеет умением применять изученные лексические и синтаксические конструкции.
- Распознает признаки состояния имени (определенное - неопределенное - сопряженное)
- Различает полные и паузальные формы слов, орфоэпию чтения и орфоэпию разговора.
- Применяет правила словоизменения и словообразования.
- Различает "солнечные" и "лунные" согласные, знает особенности фонетической реализации определенного артикля.
- Применяет знание правил образования форм мужского и женского рода имен, форм единственного. двойственного и множественного числа имен.
- Применяет предложные конструкции. Различает категории единичности и собирательности.
- Демонстрирует умение читать и понимать со словарем несложный текст в ознакомительном чтении
- Владеет графикой, фонетикой, базовой грамматикой и лексикой арабского литературного языка. Владеет умением применять изученные лексические и синтаксические конструкции.
- Воспроизводит тексты и диалоги в рамках тем "Средства транспорта" и "Восточный дом". применяет конструкции со "сложными прилагательными".
- Различает парадигмы форм глагола прошедшего и глагола подобного. Воспроизводит диалоги на тему "Путешествия".
- Демонстрирует умение говорить по-арабски на изученную тему с использованием освоенного набора лексических средств и умение письменно фиксировать арабскую речь.
- Демонстрирует навыки чтения несложных оригинальных арабских текстов по изученной тематике. Демонстрирует навыки перевода арабских текстов в рамках изучающего чтения.
- Демонстрирует развитие навыков речевого использования основных языковых форм на базе частного лексического материала
- Демонстрирует умение употреблять именные конструкции. Рассказывает текст на тему "Письмо в праздник".
- Употребляет конструкции с порядковыми и количественными . числительными.
- Составляет диалог на заданную тему.
- Переводит с арабского языка на русский тексты официального стиля.
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Общие сведения о литературном арабском языке и арабской письменности. Грамматика. Предикативная конструкция. Вопросительное предложение. Фонетика, графика, лексикаФонетика: сегменты типа da.dØ, da.bØ, da.Øa.dØ, da.Øa [d], [b], [a], [-a.Øa] = [a:] [ð], [h], [m], [u], [-u.Øu] =[u:] Графика: подготовительные каллиграфические упражнения ا، ب، د، و، م، ه، ذ Лексика: دبداب ، باب Грамматика: предикативная конструкция типа هذا باب Вопросительное предложение типа ما هذا؟ Лексика ذا، ها، هذا، ذباب، هدهد، دود، بوم، ما؟
- Грамматика: предикативная конструкция; вопросительное предложение. Фонетика, графика, лексикаГрамматика: предикативная конструкция типа هُنَا بَابْ Вопросительное предложение مَاذَا هُنَا؟ Фонетика: [l], [x], [i], [-i.Øi] = [i:], [y] Графика харфов ي، خ، ل Грамматика: вопросительное предложение типа مَنْ هذَا؟ Лексика: خَوخْ، بَيْتْ، تِينْ، مَنْ، تَخْتْ، وَلَدْ، بلْبلْ Фонетика: [n], [w], [t] Графика харфов ت، و، ن Лексика نبات، هو، توت، مَاذَا، وَ، هنَا، بَانْ Фонетика: [k], [r] Графика харфов ر، ك Грамматика: предикативная конструкция типа هَادِي هنا Лексика: هنَاكْ، خَاتِمْ، مَكْتَبْ، دَرْبْ، كِتَابْ، ذَاك، كوبْ Полные и паузальные формы слов هنَاك، ذَاك
- Грамматика: орфоэпические нормы литературного арабского языка. Атрибутивная конструкция Фонетика, графика, лексикаФонетика: [g], [û] Полные и паузальные формы слов; орфоэпия чтения и орфоэпия разговора. Графика ٌ ، ه ، ج Грамматика: атрибутивная конструкция типа مَكْتَبٌ جَدِيد Лексика: جَمِيلٌ، مجْتَهِدٌ، نَهْرٌ، دَلْوٌ، لَبَنٌ، جَدِيدٌ، درْجٌ Письменное домашнее задание № 1
- Грамматика: третья словоизменительная форма имени в предложной конструкции. Форма множественного числа имен. Имя вида и единичности. ЛексикаФонетика: [q], [s], [z] Графика: إ، ق، ص، ظ ، ض Грамматика: форма множественного числа (словообразовательные модели) по моделям: فُعُولٌ، فُعَّلٌ، فَعَائِلٌ، أَفْعَالٌ Множественное число "неразумных" имен и категория согласования. Словоизменительные формы множественного числа мужского и женского рода. Словоизменительные формы личных местоимений. Лексика: طَابِقٌ، سَيِّدٌ، رَفِيقٌ، مِنْ، خَارِجٌ، حَاضِرٌ، مَكْتَبَةٌ، قَلَمٌ،......... هُنَّ Графика: ل+ال = لل، أَ+ا = آ Грамматика: форма сравнительной степени прилагательного по модели أَفْعَلُ Формы множественного числа по моделям فَعَالِلُ، فَعَالِلَةٌ، مَفَاعِلُ Лексика: شَعَب، قَرِيبُ، صَدَاقَةٌ، اَلسَّابِعُ، نَافِذَةٌ........ مُعَلَّقٌ
- Грамматика: женский род именных слов. Фонетика, графика, лексика.Фонетика: [s], Øa, [-at] → [ah] Графика харфов: ة، ه، ي، س Грамматика: женский род именных слов. Лексика: كَبِيرٌ، تِلْكَ، جَرِيدَةٌ، هَذِهِ، بِنْتٌ، هِيَ، دَرْسٌ Письменное домашнее задание №2
- Грамматика: определенный артикль. Первая и вторая словоизменительные формы имени. Фонетика: [f], протетический согласный [ء] Ассимиляция [l] артикля ال Графика харфов ء أ، ف Определенный артикль ألْ. Схема El + En → PC и ее реализации. Атрибутивная конструкция El + El → AC
- Фонетика: [h] Графика харфов ة ،ح Вторая словоизменительная форма имен в сочетании с كَمْ (كَمْ حَرْفًا) в наречных словоформах типа جِدًّا и в конструкциях типа إنَّ التِّلمِيذَ مُجْتَهِدٌ Лексика: سَاحَةٌ، لَوْحٌ، حَرْفٌ، كَلِمَةٌ، إنَّ، كَمْ؟، وَاحِدٌ، جِدًّا
- Грамматика: двойственное число указательных местоимений. Род количественных числительных. Вопросительные предложения, вторая словоизменительная форма имени. Предикативная конструкция. Форма двойственного числа имен. Фонетика, графика, лексикаФонетика: [θ], [ε], [ƒ] Графика: لا، ث، ش، ع Вопросительные предложения типа هَلْ هُنَا كِتَابٌ Предикативная конструкция El+D+El → PC Форма двойственного числа именных слов; правила согласования по категории рода. Двойственное число указательных местоимений. Род количественных числительных. Лексика: هَل، هُنَا، الأُولَى، الْأَوَّلُ، اثْنَتَانِ،اثْنَانِ، جُمْلَةٌ، حِبْرٌ، أَثَاثٌ، لاَ .عَرَبِيٍّ، نَعَمْ، شَارِعٌ، سَاعَةٌ، مَدِينَةٌ، سُورِيٍّ، هَاتَانِ، هذَانِ، تَانِكَ، ذَانِكَ، مُفِيدٌ، اَلثّاَنِيةُ)، اَلثَّانِي، (ثَلاَثٌ، ثَلاَثةٌ ،وَاسِعٌ
- Сравнительная степень прилагательных. Различает формы "ломаного" и "правильного" множественного числа. мужского и женского рода "разумных" и "неразумных". Применяет умение образовать генитивную конструкцию и сравнительные формы имен, прилагательных.Графика: ل+ال = لل، أَ+ا = آ Грамматика: форма сравнительной степени прилагательного по модели أَفْعَلُ Письменное домашнее задание №3 Формы множественного числа по моделям فَعَالِلُ، فَعَالِلَةٌ، مَفَاعِلُ Генитивная конструкция: EØ + El → GC (1), EØ + En → GC (n) Лексика: شَعَب، قَرِيبُ، صَدَاقَةٌ، اَلسَّابِعُ، نَافِذَةٌ...... مُعَلَّقٌ Форма настоящего времени глагола Лексика: أُسْبُوعٌ، صَبَاحٌ، يَومُ الإثْنَيْنِ، يَوْمُ الأَحَدِ، أمْسِ، طِفْلٌ......... يَوْمُ الثُّلاَثَاء
- Различает образование двух основных форм глагола и правильно их образовывает. Распознает "самодостаточные" и "несамодостаточные" глаголы. Применяет масдары, частицы и порядковые числительные.Конструкции вида : كان جالسَا и لَيْسَ جَالِسًا Лексика: محلّ , إبتدأئي, أرسم , تعال Конструкции: ذات يوم , ثم Причастные формы: أنا ذاهب ....................هما ذاهبان
- Грамматика: вторая словоизменительная форма "глагола подобного". Сложные прилагательные. Написание и чтение телефонных номеров. Лексика. Тема «Восточный дом»Графика: направление написания и чтения телефонных номеров Грамматика: вторая словоизменительная форма имени صباحا в предложении. Конструкции: جَمِيلَةُ الْمَنْظَرِ ، اَلْاَزْهَارُ الذَّكِيَّةُ الرَّائِحَة Лексика: أرْضٌ، بَنَي، أنْشَأ، مَطْبَخٌ، بَهْوٌ،........... نَاظِرٌ، مَنْظَرٌ Грамматика: словоизменение глагола إعراب الفعل Лексика: тема «Мой дом» منزلي Грамматика: склонение сложных прилагательных в формах единственного и множественного числа ولد حسن الوجه Лексика: тема «Арабский (восточный) дом» (المنزل العربيّ (الشرقيّ
- Грамматика: парадигма форм глагола прошедшего. Парадигма форм глагола подобного. Диакритические знаки. Предложение именное и предложение глагольное. Лексика. Тема «Путешествия (средства транспорта)».Грамматика: прошедшее время глагола الماضي Лексика: тема «Средства транспорта» وسائل النقل Грамматика: настояще-будущее время глагола المضارع Спряжение глагола ليس Лексика: тема «Путешествия» سفر
- Словообразовательные модели имени и глагола. Тема «Поездка в Дамаск» . Именное словоизменение. Правила литературного арабского языка 1-6.Грамматика: три словоизменительные формы имени. Правила литературного арабского языка 1- 6 Лексика: тема «Дамаск» Текст:رحلة الي دمشق
- Категория рода. Тексты и диалоги по теме «Путешествия (средства транспорта)» . Правила литературного арабского языка 7-24.Грамматика: правила литературного арабского языка 7 – 24 Лексика: средства транспорта. Текст: عصر السرعة
- Обсуждение текста для домашнего чтения.
- Единственное, двойственное и множественное число. Тема "Стенгазета". Правила литературного арабского языка 25-35.Грамматика: категория числа اسم العدد единственное, двойственное и множественное число; определительные придаточные предложения и причастные обороты; относительное местоимение «который» الذي и парадигма его форм; Правила литературного арабского языка 25- 34 группа 5-ти имен словоизменение имени إعراب الاسم Понятие морфологического анализа. Морфологический анализ имени Тема «Пресса» صحف Дополнительный текст. Текст «Мой журнал» مجلّتي
- Определенность и неопределенность. Тема "Каир - столица АРЕ". Правила литературного арабского языка 36-41.Грамматика: категории определенности и неопределенности Правила литературного арабского языка 36 - 41 Категория определенности – неопределенности اسم معرفة واسم نكرة Сопряженное состояние имени Имена с полной и неполной парадигмами اسم متمكن واسم ممنوع من الصرف Лексика: тема «Времена года» فصول السنة названия месяцев название дней недели أيّام الاسبوع Тема: «Арабская Республика Египет» "جمهورية مصر العربية" Текст «Дни в Каире» أيام في القاهرة
- Именные синтаксические конструкции. Текст "Письмо в праздник". Правила литературного арабского языка 42-49.
- Числительные. Текст "Хорошая деревня". Правила литературного арабского языка 50-71.
- Глагол. Текст "Свобода" М. аль-Манфалути. Правила литературного арабского языка 72-83.
- Словообразование. Текст "Положение о власти". Правила литературного арабского языка 83-103.
Элементы контроля
- Накопленная оценка за 2 модуляНакопленная оценка за период изучения дисциплины включает следующие виды текущего контроля: 1). Письменные и устные задания по аспекту «базовый учебник» (неблокирующий). «Вес» каждого вида контроля по аспекту указан в Журнале оценок на сайте дисциплины в LMS. "Вес" аспекта «базовый учебник» в составе накопленной оценки составляет 0.7 2). Работа на практических занятиях по аспекту «разговорная практика» (неблокирующий). «Вес» каждого вида контроля по аспекту указан в Журнале оценок на сайте дисциплины в LMS. "Вес" аспекта «разговорная практика» в составе накопленной оценки составляет 0.3. Ни один из видов контроля в составе накопленной оценки не имеет веса 0.3 или более от веса результирующей оценки. Блокирующих видов контроля нет. Если студент отсутствует на занятии в день проведения вида контроля, он должен самостоятельно договориться с преподавателем о дне и времени представления соответствующего вида контроля в течение двух недель. (По усмотрению преподавателя срок может быть продлен). За каждый несданный вид контроля выставляется 0 баллов. Виды текущего контроля могут проходить как в онлайн, так и в офлайн формате. В случае проведения в онлайн формате - на платформе ZOOM.
- Устный экзаменУстный экзамен проводится в период сессии и представляет собой ответы на вопросы билетов. Каждый билет содержит 3 задания: (1) чтение и перевод текста; (2) перевод синтаксических конструкций с русского языка на арабский; (3) перевод синтаксических конструкций с арабского языка на русский. Каждый студент готовит ответ в течение не более 20 минут и отвечает в течение не более 15 минут. Преподаватель может поставить за устный экзамен оценки 8, 9 и 10 баллов «автоматом» - то есть поставить за экзамен оценку, равную накопленной. В случае необходимости дистанционной сдачи экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе ZOOM: http://zoom.us/ К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Должна быть обеспечена возможность слышать преподавателя/преподавателей. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Допускается использование арабского-русского словаря Баранова в печатном издании, использование электронных версий словаря запрещено. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение более 5 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование аналогичных заданий.
- Письменная итоговая работаПисьменная итоговая работа проводится на последнем занятии в модуле перед сессией в один день для всех групп. В случае необходимости проводится в дистанционной форме. На платформе ZOOM. Подключиться следует согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Должна быть обеспечена возможность слышать преподавателя/преподавателей. Для написания работы студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться согласно точному расписанию, во время выполнения работы включить камеру и микрофон. Во время выполнения работы студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Допускается использование арабского-русского словаря Баранова в печатном издании, использование электронных версий словаря запрещено. Кратковременным нарушением связи во время выполнения работы считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время выполнения работы считается нарушение более 5 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить выполнение работы.
- Накопленная оценка за 4 модуля50 процентов - результируюшая по итогам 2 модуля + накопленная за 3 и 4 модули. Накопленная оценка за 3 и 4 модули является суммой оценок текущего контроля. Может пересдаваться любой из видов текущего контроля. Ни один из видов текущего контроля не является "блокирующим".
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.6 * Накопленная оценка за 2 модуля + 0.2 * Письменная итоговая работа + 0.2 * Устный экзамен
- Промежуточная аттестация (4 модуль)Результирующая оценка равна: о,6Накопленная за 4 модуля +0.2 Итоговая письменная работа + 0.2 Экзамен. Накопленная за 4 модуля равна: 0.5Результирующая за 2-й модуль + 0.5Накопленная за 3 и 4 модули
Список литературы
Рекомендуемая дополнительная литература
- Степанов Р.В., Кузьмин В.А. - Арабский язык: начальный курс: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 64с. - ISBN: 978-5-9765-3885-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119088
- Тюрева Л. С. - АРАБСКИЙ ЯЗЫК: ПОРОДЫ ГЛАГОЛОВ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 126с. - ISBN: 978-5-534-10016-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/arabskiy-yazyk-porody-glagolov-429134