Бакалавриат
2020/2021
Введение в специальность (востоковедение и африканистика)
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Школа востоковедения
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Рогожина Анна Алексеевна,
Соболева Елена Дмитриевна,
Целуйко Максим Сергеевич,
Чеснокова Наталия Алексеевна,
Штейнер Евгений Семенович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Введение в специальность (востоковедение и африканистика)» посвящен основным понятиям, формам и методам работы востоковеда, истории становления востоковедения как академической и научно-практической дисциплины, общим проблемам изучения стран и народов Востока и призван ввести студентов в курс общих понятий, вопросов и методов востоковедения. Курс также рассматривает основные методы и формы востоковедческих исследований, концептуальные подходы к изучению Востока. На семинарских занятиях, проводимых по языковым направлениям, подробно рассматриваются частные вопросы развития изучаемого региона, в том числе вопросы географии и природных ресурсов, этнолингвистического состава населения, особенностей духовно-религиозного, культурного, исторического, экономического, политического и социального развития. Курс предназначен для студентов-бакалавров начальных курсов, обучающихся по направлению подготовки «Востоковедение, африканистика», а также для студентов социально-гуманитарных специальностей, специализация которых связана со странами и народами Востока, в том числе «Регионоведение», «История», «Мировая экономика».
Цель освоения дисциплины
- Сформировать представления о структуре востоковедения, основных компонентах востоковедения как академической науки, как области знания и прикладной дисциплины, а также представления об объектах исследования востоковедения и проблемном поле востоковедения.
- Сформировать общие представления об истории становления и развития востоковедения в мире и России, о крупнейших востоковедческих школах и направлениях востоковедных исследований, их эволюции, о применяемых методах исследования и анализа.
- Дать представление о Востоке как о культурно-географическом регионе, об особенностях его развития, традиционализме, модернизации, влиянии традиционных институтов на формирование современной политической и экономической культуры.
- Предоставить систематизированную информацию в области важнейших сведений о странах, народах и процессах, изучаемых востоковедами.
Планируемые результаты обучения
- Знает ключевые подходы к типологизации стран Востока, дает определение основных понятий востоковедения.
- Называет имена наиболее известных востоковедов и имеет представление об их достижениях и созданных ими научных школах, а также имеет представление об объектах исследования востоковедения, проблемном поле востоковедения и его эволюции.
- Воспроизводит основные положения теоретических концепций в изучении культур и обществ Востока.
- Демонстрирует знания закономерностей и особенностей развития народов и культур Азии.
- Распознает формы проявления этнокультурных и этнопсихологических особенностей при анализе исторического развития и современного влияния религиозных и этноконфессиональных институтов, а также зарубежных азиатских диаспор.
- Демонстрирует понимание исторических тенденций в развитии общественных и государственных институтов стран Востока, владеет основным фактическим материалом по теме.
Содержание учебной дисциплины
- Общие понятия, проблемное поле и предмет изучения востоковедения.Востоковедение как область знаний и как комплексная наука изучения восточных обществ. Основные составляющие современного востоковедения. Отрасли востоковедения и регионы специализации. Основные методологии, применяемые в востоковедении. Академическое и прикладное востоковедение, их синтез. Основные тенденции развития востоковедения на современном этапе. Ориентализм.
- Становление и развитие востоковеденияРазвитие зарубежного востоковедения XVII-XIX вв. Востоковедение и изучение Востока до появления университетских кафедр. Движение Studia linguarum, медицина и востоковедение. Развитие научной библеистики (XVI в.). Период Ренессанса и эпоха Просвещения, начало университетского востоковедения. Востоковедческие исследования в Германии, Великобритании и Франции. Эдвард Покок, Атанасиус Киршер, Сильвестр де Саси. Египетская экспедиция Наполеона. Жан Франсуа Шампольон. Роль миссии иезуитов в изучении Китая и Японии. Археологические открытия и востоковедение. Колонизация и востоковедение. Индолог Вильям Джонс (XVIII в) и предположение о взаимосвязи индоевропейских языков. Создание научной индологии (М. Мюллер), исследования Месопотамии (Э. Бурнуф). Востоковедение в XX в. Post-colonial Studies, Subaltern Studies, концепция Э. Саида. Окончательное формирование коллекций. Появление новых тем в востоковедении. Тема столкновения культур и цивилизаций:Clash of Civilizations Самуэля Хантингтона (1993). Работы Бернарда Льюиса. Афроцентризм. Становление и развитие востоковедения в России. Первые систематические сведения в России о Востоке в XIII-XV в. Деятельность Посольского приказа. Покорение Сибири. Присоединение Астраханского и Казанского ханств, освоение Сибири как стимул развития знаний о Востоке. Петровские реформы и восточная политика России. Начало изучения восточных языков с целью подготовки практических востоковедных кадров (XVIII в.). Ориентальная экспедиция (1718). Деятельность Дмитрия Кантемира. Научное и университетское востоковедение в России. Вклад в изучение Востока дипломатического, военного и финансового ведомств. Роль Русской духовной Миссии в развитии китаеведения. Роль дипломатических миссий в изучении Востока (Н.П. Резанов). Начало университетского преподавания востоковедения в России (XIX в.) Азиатский музей в С-Петербурге. Деятельность академика Х.Д. Френа. Ведущие российские востоковедческие школы и их трансформация. Казанская, С-Петербургская, Московская Школы. Создание школы на Дальнем Востоке в XIX в. Востоковедение на рубеже XIX-ХХ в. Школы языкознания. Монголоведение, китаеведение, тибетология, арабистика, иранистика. Деятельность И.П. Минаева (индология), И.Ю. Крачковского (арабистика), Б.А. Тураева, В.С, Голенищева (египтология), В.П. Васильева. Востоковедение в СССР. Востоковедение в пост-советской России.
- Современные методологические основы исследования стран и регионов Востока.Историко-культурный и этноспецифический подходы как основа востоковедческих исследований. Использование методов историко-экономического анализа и политэкономии. Место вспомогательных методов в востоковедческих исследованиях. Формационный подход. Цивилизационный подход. Концепции развития восточных обществ. Марксизм и дискуссия об азиатском способе производства. Концепция евразийства. Дискуссия о развитии науки и цивилизации на Востоке (Дж. Нидэм). Теория «гидравлического» или «ирригационного» государства (К. Виттфогель). Концепция «Центр-периферия» в развитии восточных обществ. Концепции «стагнации Востока», «отставания», зависимого развития и «догоняющего развития» восточных обществ (Монтескье, Маркс, Вебер, Бродель, Валлерстайн, Поланьи).
- Характерные черты восточных обществ и региональные особенности развитияХарактерные черты восточных обществ. Традиционализм на Востоке и его содержание. Составление региональной характеристики стран Востока. Основные характеристики: физико-географические, хозяйственно-климатические, социально-политические, экономические, культурные особенности развитие регионов: - Восточная Азия (Китай, Япония, Корея) - Юго-Восточная Азия - Южная Азия (Индия) - Ближний Восток - Центральная Азия.
- Языки, этносы и народонаселение АзииОсновные этносы и этнические группы в странах Востока. Этносы и субэтносы. Языковые контакты. Взаимосвязь языка и культурных стереотипов. Языковые семьи в Азии. Сино-тибетская, алтайская, аустронезийская. Народонаселение современного Востока. Демографический фактор в региональном и секторальном развитии Востока. Рост населения в Азии и его расселения. Планирование семьи и региональная динамика Миграционные потоки. Качество жизни. Гендерная структура и особенности современной Азии. Урбанизация. Миграционные потоки. Рынок труда в Азии. Зарубежные диаспоры.
- Общество и религия на ВостокеОсновные религиозные системы стран Востока. Конфуцианство, даосизм. Синтоизм. Буддийский культурный регион. Ислам и исламское общество. Индуизм и его течения. Сектантство и религиозные культы в странах Востока. Народные религии. Миссионерство, прозелитизм и восприятие христианства в странах Востока. Религиозный фактор в политической доктрине восточных государств. Освободительные и протестные движение под религиозными лозунгами на Востоке. Свобода вероисповедования и религиозные конфликты в странах Востока.
- Власть, государство и социально-экономическое развитие в странах Востока.Институты власти в странах Востока. Трансформация характера власти и политических институтов в Китае, Японии, Корее, на Ближнем Востоке и в Южной Азии. Политическая культура, взаимодействие «государство – общество» в странах Востока. Реализация институтов монархии в современных странах Востока. Гражданское общество. Традиционные институты восточных обществ и их роль в современной жизни.Азия в условиях глобализации и новые тенденции экономического развития Международные отношения на Востоке. Правительственные и неправительственные организации на Востоке. АСАЕН, САРС, ШОС. Интернационализация, интеграция и глобализация в странах Востока. Глобализационные тенденции и многополярность мира. Интеграционные процессы на Востоке. Наследие истории, территориальные конфликты и взаимоотношения между крупнейшими странами на Востоке.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.6 * семинарская активность + 0.4 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Acharya, A. (1999). Imagined Proximities: The Making and Unmaking of Southeast Asia as a Region. Southeast Asian Journal of Social Science, 27(1), 55. https://doi.org/10.1163/030382499X00192
- Введение в востоковедение : общий курс : монография / Е. И. Зеленев, В. Б. Касевич. — Санкт-Петербург : КАРО, 2017. - 584 с. - ISBN 978-5-9925-0598-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1049007 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1049007
- Колдунова Екатерина Валерьевна. (n.d.). Мировое комплексное регионоведение как исследовательский подход и учебная дисциплина.
- Концепции современного востоковедения : монография / Е. И. Зеленев, В. Б. Касевич. — Санкт-Петербург : КАРО, 2013. — 464 с. - ISBN 978-5-9925-0864-2. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Васильев Л. С. - ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. СЕРЕДИНА XX - НАЧАЛО XXI ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 416с. - ISBN: 978-5-9916-9365-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-stran-azii-i-afriki-seredina-xx-nachalo-xxi-veka-433766
- История Востока. Т.1: ., Васильев, Л. С., 2003
- История Востока. Т.2: ., Васильев, Л. С., 2003
- Мировое комплексное регионоведение : учебник / под ред. проф. А. Д. Воскресенского. — М. : Магистр : ИНФРА-М, 2017. — 416 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/810087
- Под ред. Колесникова А.С. - ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ СТРАН ВОСТОКА. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 119с. - ISBN: 978-5-9916-9970-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-filosofskoy-mysli-stran-vostoka-438286
- Поливанов Е. Д. - ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ ДЛЯ ВОСТОКОВЕДОВ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 233с. - ISBN: 978-5-534-06026-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-yazykoznanie-dlya-vostokovedov-441822