• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Повседневность в советскую эпоху (1920-1980)

Статус: Курс по выбору (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Цель учебного курса «Повседневность в советскую эпоху» - посмотреть на недавнее прошлое России через призму социологической и антропологической оптики. Предметом исследования будет обыденная жизнь советского человека, контексты повседневных взаимодействий людей, предметов быта и идеологических установок. Как одевались и питались советские люди, как проводили праздничные дни (и что праздновали), как формировались и поддерживались генредные установки и как они определяли сферу труда и домашнего хояйства. Подробно остановимся на том, как функционировал институт образования и как через этот институт формировалось социальное неравенство. Отдельные темы посвящены советскому детству, устройству быта и домашнему пространству.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с особенностями организации быта, досуга и труда в советскую эпоху, проанализировать функционирование социальных институтов семьи и образования. Изучив повседневность советского человека на микроуровне, сделать выводы о формировании систем ценностей и норм в советском обществе
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводить основные подходы к анализу повседневной жизни
  • Выстроить систему знаний, характеризующих уклад женщин в различные периоды времени, в различных контектстах.
  • Строить аналитические и аргументативные схемы, описывающие практики организации трапезы в зависимости от социального контекста.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Повседневность как предмет анализа в современном гуманитарном знании
    Первая тема раскрывает содержание понятия "повседневность". Рассматриваются различные подходы к анализу повседневной жизни: историческая школа анналов (Марк Блок), антропологический подход (Рэдклифф-Браун),исследования коллективной исторической памяти (Гюстав Хальбвакс).
  • Реконструкция повседневного мира по материалам дневниковых записей и биографических источников
    Анализ структур повседневности через призму дискурсивного анализа. Дихотомия "праздники - будни". Работа с электронным корпусом частных дневников "Прожито".
  • "Женская повседневность" в советскую эпоху
    Бытовые практики ведения домашнего хозяйства в различные периоды советской истории. Уклад жизни. Женские образы в советском кинематографе: женщина-труженица (1930-1950-е), женщина-ученый (1960-е), женщина в семье и повседневной жизни (1970-1080-е). "Женские" занятия и профессии.
  • Мир советского детства
    Социальная и культурная роль ребенка в различные периоды советской эпохи. Детская литература, детские игры и занятия. Конструирование "детства" и "детскости". Идеология и детские образы в советской литературе и кинематографе.
  • Пища и предприятия общественного питания в советскую эпоху
    Книга о вкусной и здоровой пище как культурное явление советской эпохи. Репрезентация изобилия в фильме "Кубанские казаки". Социальный и антропологический смысл праздничной трапезы в советской семье. Праздничное застолье как ритуал. Соотношение общепитовского и домашнего питания
  • Школа, институт, университет: институт образования в советскую эпоху
    Образование как сфера педагогических и социальных экспериментов: "Республика ШКИД" (А.С. Макаренко). Раздельное и смешанное обучение. Образовательные траектории советских поколений. Неравенство в доступе к образованию. Образование и идеологические организации (пионерская, комсомольская). Ритуалы повседневной жизни, связанные с образованием детей.
  • "В пору рабочую пашут и ночью": труд и досуг в советской повседневности
    Героизация и романтика труда в массовой культуре и кинематографе 1930-х-1950-х годов. Туризм и бардовская песня в 1960-е - проявление свободы в несвободном обществе.
  • Массовая культура советской эпохи и контркультура.
    Институционализация культуры в конце 1920-х. Создание профессиональных союзов писателей, композиторов, архитекторов и проч., стратификационная роль подобных объединений. Идеология в официальной массовой культуре (кинематограф, театр, музыка). Нонконформизм в культуре 1960-х годов: бардовская и самодеятельная песня, кинематограф, театр, литературные журналы и публичные выступления поэтов. Анекдоты советской эпохи как жанр устного народного творчества. Официальная сатира: журнал "Крокодил" и киножурнал "Фитиль".
  • Приватное пространство: жилье советского человека
    Эволюция жилищных условий советских граждан: от бараков и коммуналок к собственной квартире. Социальное значение массового строительства (феномен "хрущевки").
  • Презентации и обсуждение исследовательских проектов студентов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменный тест
  • неблокирующий Защита группового проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Защита группового проекта + 0.5 * Письменный тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Повседневная жизнь советского человека в эпоху НЭПа: историографический анализ : монография / А.Б. Оришев, В.Н. Тарасенко. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 148 + II с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/8136. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/757919
  • Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю: Научно-популярное / Лебина Н. - М.:НЛО, 2015. - 488 с.: . - (Культура повседневности) ISBN 978-5-4448-0253-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/977533

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A Composer in the Totalitarian System of the Soviet Culture of the 1920s–1930s ; Композитор в тоталитарной системе советской культуры 1920–1930-х гг. (2015). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1E08C3A7
  • THE REVOLUTIONARY CHRISTENING AS THE PHENOMENON OF THE SOVIET CULTURE OF THE 1920s (review of the press in Bashkiria) ; РЕВОЛЮЦИОННЫЕ КРЕСТИНЫ КАК ФЕНОМЕН СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ 1920-х гг. (по материалам прессы Башкирии). (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.10164FFB
  • Vainshtein, O. (2018). Orange Jackets and Pea Green Pants: The Fashion of Stilyagi in Soviet Postwar Culture. Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture, 22(2), 167–185. https://doi.org/10.1080/1362704X.2018.1418266
  • МИНЦ М.М. (2015). 2015.03.017. Ловелл С. Вещание По-Большевистски: Радиоголос Советской Культуры, 1920-1950-Е Годы. Lovell S. Broadcasting Bolshevik: The Radio Voice of Soviet Culture, 1920 S - 1950 S // J. Of Contemporary History. - L.: 2013. - Vol. 48, N 1. - P. 78-97. - Doi:10.1177/0022009412461817. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.383E4E2B