• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Основы менеджмента

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Голубовская Полина Андреевна, Предводителева Марина Дмитриевна, Салина Анастасия Сергеевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 34

Программа дисциплины

Аннотация

Программа учебной дисциплины Основы менеджмента устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки Реклама и связи с общественностью, изучающих дисциплину Основы менеджмента. Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин профессионального цикла. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • знания основ экономики и социологии, • навыки применения знаний и умений по работе с аналитическими и статистическими данными о состоянии и развитии организаций, систематизации и обобщения получаемых результатов, • умение использовать количественные и качественные методы сбора и обработки информации, • владеть навыками командной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование представления о деятельности организации и особенностях воздействия на неё факторов внешнего окружения
  • ознакомление с подходами к анализу деятельности организации и её окружения
  • ознакомление с концепциями, подходами и инструментами управления современными организациями
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: функции и ресурсы менеджмента
  • Знать: основные подходы к анализу деятельности организаций и их внешней среды
  • Знать: подходы к управлению организациями
  • Иметь навыки: использования инструментов анализа деятельности организации и ей внешнего окружения
  • Иметь навыки: применения методов управления организациями
  • Уметь: находить, обобщать, анализировать, синтезировать и критически переосмысливать полученную научную, справочную, статистическую и иную информацию, относящуюся проблематике функционирования организациями и управления ими
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные понятия современного менеджмента. Содержание деятельности менеджера
    Подходы к определению менеджмента. Менеджмент как вид профессиональной деятельности, область знаний и научное направление. Объект и субъект менеджмента. Функции менеджмента. Модели жизненного цикла организации и менеджмент. Модель И. Адизеса. Содержание работы менеджера. Уровни менеджмента в организации. Навыки менеджера по Л. Кацу. Роли менеджера по Г. Минцбергу. Основные этапы развития менеджмента как научного направления. Взгляды на деятельность менеджера в контексте эволюции управленческий мысли. Классическое направление. «Научный менеджмент» Ф.У.Тейлора. Административная школа А.Файоля. Школа человеческих отношений. Хоторнские эксперименты, Э. Мэйо. Количественные методы в менеджменте. Основные направления развития менеджмента как научного направления в начале XXI века. Проблемы и задачи практического менеджмента на современном этапе.
  • Подходы в менеджменте
    Подходы в менеджменте. Системный подход. Понятие системы. Типы систем. Организация как система. Модель «7С». Процессный подход. Ситуационный подход. Ситуативное обстоятельство и их воздействие на деятельность организации и менеджмент.
  • Планирование в организации
    Сущность и цели планирования в организации. Миссия, видение, цели организации. Стейкхолдеры организации. Анализ внешнего окружения организации. ПЭСТ анализ. Пять сил, определяющих конкуренцию в отрасли (М.Портер). Матрицы возможностей и угроз. Внутренняя среда организации. Понятие конкурентного преимущества. Планирование в условиях глобализации. Использование Big Data при планировании.
  • Построение организационной структуры и распределение властных полномочий
    Трансформация взглядов на построение организационных структур и распределение властных полномочий в организациях (от Адама Смита до современных воззрений). Организационный дизайн (Г. Минцберг). Механизмы координации. Пять частей организации (Операционное ядро, Стратегический апекс, Срединная линия, Техноструктура, Вспомогательный персонал). Типы организационных структур (линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная), их преимущества и недостатки. Специализация труда. Норма управляемости (диапазон контроля). Централизация и децентрализация властных полномочий, преимущества и недостатки. Формализация. Модели проектирования работы (построение работы, ротация работы, обогащение работы, модель социотехнической системы).
  • Трудовая мотивация
    Роли сотрудников в деятельности организации, управление человеческими ресурсами: воззрения различных школ управления. Понятие мотивации. Содержательные теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу. Теория К. Алдерфера. Теория Д. МакКлелланда. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Процессуальные теории мотивациию Теория справедливости (Дж. Адамс) и теория ожидания (В. Врум). Современные подходы к управлению персоналом организаций. Эмоциональный интеллект.
  • Контроль в организации
    Объект организационного контроля. Типы контроля (предварительный, текущий, заключительный). Этапы процесса контроля. Разработка стандартов и критериев, сравнение результатов со стандартами и критериями, принятие управленческих действий. Диапазон отклонения. Характеристики эффективного контроля по У. Ньюмену. Взаимосвязь контроля и планирования деятельности организации.
  • Связующие процессы в менеджменте: коммуникации
    Понятие «коммуникации». Коммуникации между организацией и внешней средой. Коммуникационный процесс в организации. Виды и роли организационных коммуникаций. Коммуникационные каналы, их емкость. Формальные и неформальные коммуникации в организациях. Командные коммуникации. Коммуникационные сети. Преграды при коммуникациях и их преодоление (по Р. Дафту). Роль информационных технологий в организационных коммуникациях и в коммуникациях организации с элементами внешнеорганизационного окружения)
  • Связующие процессы в менеджменте: принятие решений
    Принятие решений как один из основных видов деятельности менеджера. Классификационные признаки управленческих решений. Условия принятия решений: неопределённость, риск, неопределенность. Подходы к принятию решений. Интуиция, ограниченная рациональность, рациональность. Этапы рационального принятия решений. Количественные и качественные методы принятия решений. Индивидуальные стили принятия решения. Единоличное vs групповое принятие решений: трансформация взглядов в науке управления. Типы групповых решений, их достоинства и недостатки. Уровни участия подчиненных в принятии решений (В. Врум, А. Джаго).
  • Лидерство в организации
    Понятие власти и лидерства. Эволюция взглядов налидерств с позиции различных школ управления. Типология власти по Р. Френчу и Б. Рейвену. Теория «Х» и теория «Y» Д. МакГрегора. Теория лидерских качеств Р. Стогдилла. Концепции лидерского поведения. Исследования университета штата Огайо. Управленческая решетка Р. Блейка и Дж. Моутон. Ситуационные теории лидерства. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара. Современные теории лидерства. Субституты и нейтрализаторы лидерства (С. Керр и Дж. Джермиер).
  • Организационная культура
    Понятие организационной культуры. От «корпоративного духа» А. Файоля к современному понимаю организационной культуры. Подходы к анализу организационной культуры. Три уровня организационной культуры Э.Шайна. Характеристики организационной культуры по П. Харрису и Р. Морану. Оценка организационной культуры (OCAI) и использование результатов ее анализа (К. Камерон и Р. Куинн). Формирование, поддержание и изменение организационной культуры. Национальные факторы в организационной культуре. Модель Г. Хофштеде. Организационная культура в глобальных корпорациях
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа №1
  • неблокирующий Контрольная работа №2
  • неблокирующий Посещаемость и активность на семинарах
  • неблокирующий Групповой проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Групповой проект + 0.2 * Контрольная работа №1 + 0.4 * Контрольная работа №2 + 0.2 * Посещаемость и активность на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Адизес И.К. - Новые размышления о менеджменте - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2016 - 208с. - ISBN: 978-5-00100-209-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91731

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Менеджмент : учебник для вузов, Виханский, О. С., 2003
  • Эллиот Д., Саймо У. - Стив Джобс. Уроки лидерства - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 240с. - ISBN: 978-5-91657-630-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62291