Бакалавриат
2020/2021





Маркетинг
Статус:
Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Департамент маркетинга
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
50
Программа дисциплины
Аннотация
Современная теория и практика в области маркетинга является неотъемлемой частью багажа знаний молодого специалиста выпускника как экономических так и любых других специальностей. Маркетинг является философией и смыслом деятельности на рынке, в обществе, политике любых компаний и организаций, как коммерческих, так и организаций, не связанных с получением прибыли. Маркетинг не зря называют наукой бизнеса XXI века, т.к. именно технологии и категории маркетинга, позиционированные в центр всей системы управления, позволяют фирме успешно соперничать в усложняющихся со временем условиях конкурентной борьбы. В процессе преподавания курса “Маркетинг" основное внимание уделяется практическим вопросам реализации маркетинговой деятельности на фирме. Методы обучения включают лекции, кейсы, дискуссии, семинары и самостоятельную работу. Материалы курса имеют отношение к реальным рыночным ситуациям, условиям и проблемам, с которыми сталкиваются предприятия в своей повседневной деятельностирезультативности бизнеса. Курс "Маркетинг" нацелен на то, чтобы представить студентам целостную картину процессов создания и доставки ценности, интегрирующих взаимодействие компании с различными группами стейкхолдеров (как внешних, так и внутренних). Поскольку развитие теории и практики маркетинга происходит как в направлении совершенствования существующих, уже ставших традиционными, маркетинговых подходов и инструментов, так и в направлении разработки и апробирования инновационного инструментария, представленный курс отражает оба эти элемента.
Цель освоения дисциплины
- Первичное знакомство с маркетингом его базовыми концепциями в исторической ретроспективе
- Знакомство с комплексом маркетинга и освоение правил его успешного практического применения в бизнесе
- Знакомство с комплексом интегрированных маркетинговых коммуникаций
- Развитие практических навыков в области маркетинга для построения успешной управленческой карьеры
- Достижение понимания социальной ответственности маркетинга и его вклада в устойчивое развитие
Планируемые результаты обучения
- Описывает основные концепции и положения маркетинга
- Называет основные функции маркетинга в компании
- Различает современные концепции маркетинга
- Анализирует маркетинговую среду
- Различает сущность, цели и задачи интегрированных маркетинговых коммуникаций
- Проводить качественные и количественные маркетинговые исследования
- Уметь разрабатывать маркетинговый план
Содержание учебной дисциплины
- Характеристика современных концепций маркетингаХарактеристика концепций маркетинга: производственная, товарная, сбытовая, маркетинговая концепция, концепция холистического маркетинга: маркетинг партнерских отношений; интегрированный маркетинг; внутренний маркетинг; социально-ответственный маркетинг. Клиентоориентированные компании. Влияние рыночной ориентации на результативность бизнеса.
- Введение в маркетинг-концепции маркетинга -определение маркетинга -основные функции маркетинга -этапы развития маркетинга (эволюция) -рыночная ориентация: ориентация на клиентов, -конкурентов, кросс-функциональное взаимодействие -концепция заинтересованных сторон в маркетинге
- Маркетинговая среда фирмыСущность маркетинговой среды. Элементы макросреды: политико-правовая, экономическая, научно-техническая, демографическая, социокультурная, экономическая. Элементы микросреды: поставщики, посредники, клиентура, конкуренты, контактные аудитории. Модели конкуренции. Классификация видов конкуренции: по форме, по масштабам развития, по этичности применяемых методов, по способу. Benchmarking. Win-win стратегия конкурентов. Конкурентные силы по М.Портеру. Факторы успеха в бизнесе.
- Маркетинговые исследования-МИС (маркетинговая информационная система, определение) -методы маркетинговых исследований: определение, -качественные и количественные методы синдикативные исследования (Marketing Index, Retail Audit) -планирование исследования (этапы)
- Маркетинговое планирование-план маркетинга -Marketing Mix от 4P к 7P: обзор элементов маркетинга -ценовая стратегия -дистрибуция и каналы распределения
- Интегрированные маркетинговые коммуникацииИнтегрированные маркетинговые коммуникации: сущность, цели и задачи. Рекламная политика компании. Основные средства распространения рекламной информации. Связи с общественности (PR): сущность, основные мероприятия. «Цветовые виды» PR. Инструментарий невербальной коммуникации. Мерчендазинг в рамках маркетинговых коммуникаций. Стимулирование сбыта: сущность и инструментарий. Современные тенденции промоциональной деятельности. Прямой маркетинг: сущность и инструментарий. Личные продажи: сущность и процесс. Основные характеристики фронт-офиса.
Элементы контроля
- Работа на семинарахРабота на семинарских занятиях состоит из закрепления материала, изученного на лекциях путем решения индивидуальных тренировочных тестов, выполнения и презентации групповых заданий.
- Письменный экзамен
- Домашнее задание «Исследование рынка»Студенты выбирают индустрию и географический регион, по которым выполняют и предоставляют отчет исследования рынка.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.3 * Домашнее задание «Исследование рынка» + 0.4 * Письменный экзамен + 0.3 * Работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Интегрированные маркетинговые коммуникации : учебник и практикум для академического бакалавриата, Голубкова, Е. Н., 2017
- Конкурентная стратегия : методика анализа отраслей и конкурентов, Портер, М., 2011
- Маркетинг : учебник для бакалавров, Липсиц, И. В., 2012
- Маркетинг менеджмент : экспресс - курс, Котлер, Ф., 2007
- Огилви о рекламе, Огилви, Д., 2005
- Основы маркетинга, Котлер, Ф., 1994
Рекомендуемая дополнительная литература
- Мерчандайзинг : учеб. пособие для вузов, Парамонова, Т. Н., 2004