Бакалавриат
2020/2021
Психология
Статус:
Курс обязательный (Управление логистикой и цепями поставок в бизнесе)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Преподаватели:
Захарова Анна Константиновна,
Иванова Анна Александровна,
Измагурова Виктория Леонидовна,
Кияткина Анастасия Дмитриевна,
Климочкина Анастасия Юрьевна,
Корягина Наталья Александровна,
Ларина Елизавета Владимировна,
Молчанова Ольга Николаевна,
Павлова Анна Александровна,
Решетников Михаил Леонидович,
Стакина Юлия Михайловна,
Щебетенко Сергей Александрович,
Яголковский Сергей Ростиславович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
50
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предполагает знакомство с психологической наукой, ее спецификой, основными понятиями, теориями, научными и практическими проблемами психологии и способами их решения. Наиболее общей целью изучения данной дисциплины является введение в мир человеческой психики, в формировании научного подхода к изучению психологической реальности. Сюда входит формирование представлений: - о предмете и методах исследования в психологии; - о познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности; - об индивидуальных различиях в психической деятельности и закономерностях ее развития; - о возможностях психологического анализа событий и ситуаций обыденной жизни. Требования к уровню освоения содержания курса – владение понятийным аппаратом различных психологических теорий, умение классифицировать психологические процессы и явления, анализировать некоторые реальные психологические ситуации. Дисциплина изучается в формате blended learning. Студентам предлагается самостоятельное изучение части лекционных тем курса в онлайн формате. Основными элементами контроля являются контрольная работа по материалам очных занятий и онлайн лекций; а также экзамен (письменный тест). Аудиторные занятия и элементы контроля проводятся в онлайн-формате.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Психология» являются: • Формирование у студентов представлений о предмете и методах исследования в психологии; • Формирование у студентов представлений о познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности; • Формирование у студентов представлений о механизмах возникновения новых форм поведения; • Ознакомление студентов с индивидуальными различиями в психической деятельности и закономерностях ее развития. • Ознакомление студентов со способами воздействия на свое психическое состояние. • Формирование у студентов способности к психологическому анализу событий и ситуаций обыденной жизни.
Планируемые результаты обучения
- Знает особенности процессов ощущения и восприятия, описывает различия между ними
- Описывает и характеризует разные виды внимания и памяти в психической деятельности субъекта.
- Знает и приводит примеры основных видов научения
- Сопоставляет роль социальных и когнитивных факторов в развитии человека и преодолении возрастных кризисов развития
Содержание учебной дисциплины
- Психология как наукаПредмет психологии и объекты её изучения. Психология в системе современного научного знания. Основные отрасли современной психологии. Первые теоретические подходы в психологии: структурализм и функционализм. Современные теоретические подходы: бихевиоризм, когнитивная психология, психоанализ, гуманистическая психология, эволюционная психология, культурно-историческая психология. Житейская и научная психология. Эмпирическое исследование в психологии. Способы получения эмпирических данных: экспериментальное и корреляционное исследование; наблюдение, опросы, тесты, анализ продуктов деятельности.
- Ощущение и восприятиеОпределение ощущения; его значение в деятельности человека. Характеристики ощущений: сенсорное качество, интенсивность, пространственно-временная протяженность. Классификация ощущений. Абсолютный и дифференциальный порог чувствительности. Взаимодействие ощущений. Определение восприятия. Свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция. Принципы группировки стимулов: фигура и фон. Восприятие пространства (формы, размера, глубины, удаленности предметов). Восприятие движения. Восприятие времени. Иллюзии восприятия.
- Внимание и памятьОпределение внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Свойства внимания: объем, концентрация, распределение, переключение, устойчивость внимания. Нарушения внимания: поглощенность деятельностью и рассеянность. Ограниченность и селективность внимания, слепота к изменениям. Определение памяти. Виды памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная (декларативная и процедурная, семантическая и эпизодическая) память; непроизвольная и произвольная память. Закономерности мнемических процессов: позиционные эффекты, кривая забывания, эффект Зейгарник, повторение во времени. Забывание: причины, феномен реминисценции, феномен «на кончике языка». Искажения памяти (феномен ложных воспоминаний). Нарушения памяти. Улучшение запоминания: мнемотехники.
- Мышление и речьОпределение мышления. Виды мышления. Мышление как процесс решения задач: структура задачи, объективная и субъективная структура задачи, стадии процесса решения задач. Мышление как процесс рассуждения и принятия решений: дедуктивные и индуктивные суждения. Правила вынесения суждений: эвристики и алгоритмы. Факторы, понижающие эффективность мышления. Способы повышения эффективности мышления. Творческое мышление. Дивергентное и конвергентное мышление. Речь как порождение и понимание значения. Структура, функции, виды и свойства человеческой речи. Взаимосвязь мышления и речи. Формирование понятий в онтогенезе. Гипотеза лингвистической относительности Сепира — Уорфа. Развитие речи в онтогенезе. Расстройства речи.
- Формирование навыков: научениеОпределение и сущность научения. Привыкание как вид научения. Импринтинг как вид научения. Классическое обусловливание: условный и безусловный рефлекс, генерализация стимула, дифференциация реакции, торможение реакции, затухание реакции. Оперантное обусловливание: закон эффекта, виды подкрепления, дифференциация реакции, режимы подкрепления, затухание реакции. Когнитивное научение: когнитивные карты, латентное научение. Научение через наблюдение: виды, условия, самоэффективность.
- Эмоциональные состоянияОпределение эмоций. Компоненты эмоций. Теории базовых эмоций, кросс-культурная универсальность эмоций. Критика теории базовых эмоций: кросс-культурные различия эмоций. Эмоции как результат когнитивной оценки. Когнитивно-физиологические теории эмоций Теории когнитивной оценки. Влияние эмоций на когнитивные процессы: восприятие, мышление, память. Стресс: причины и стратегии совладания.
- Потребности и мотивыПотребность, драйв, мотив и цель. Закон оптимума мотивации. Виды потребностей. Иерархия потребностей. Первичные потребности: классификация, нарушения при удовлетворении (на примере пищевой потребности). Когнитивные потребности: познавательная потребность, потребность в соответствии, когнитивный диссонанс. Потребности в достижении- избегании неудачи, стили саморегуляции. Социальные потребности: аффилиативная потребность, потребность в установлении близких отношений. Внутренняя и внешняя мотивация: теория самодетерминации. Потребности и ситуация.
- Личность: подходы к изучениюПсихоаналитический подход к изучению личности: структура личности, основные потребности, защитные механизмы, причины и последствия тревоги. Бихевиоральный подход к изучению личности: роль среды в формировании личности.. Экзистенциальная психология. Гуманистический подход к изучению личности: основные потребности, характеристики самоактуализирующейся личности. Творческая личность.
- Индивидуальные различияТемперамент: направления изучения и ограничения. Различия в личностной сфере: теории черт (двухфакторная модель, шестнадцатифакторная модель, «большая пятерка»). Акцентуации характера. Личность и реакция на трудные жизненные ситуации: локус контроля, жизнестойкость, оптимизм, толерантность к неопределенности. Измерение личностных черт: стандартизованные и проективные методики. Интеллект: однофакторные и многофакторные модели. Тесты интеллекта: структура, возможности и ограничения. Креативность, тесты креативности. Я-концепция: виды, структура, личная и социальная идентичность.
- Развитие человекаНаправления развития человека: когнитивное, социальное, личностное. Когнитивное развитие: стадии развития мышления и речи, роль биологических и социальных факторов в когнитивном развитии. Социальное развитие: формирование привязанности, становление моральных суждений. Развитие личности: стадии развития личности, кризис как условие развития. Роль семьи и образовательных учреждений в формировании человека.
- Человек в социальной группеРоль группы в жизни человека. Большие и малые группы. Социальная власть. Публичное и подлинное согласие. Подчинение: содержание и условия. Влияние большинства: определение и условия конформизма. Влияние меньшинства: инновации. Сравнение влияния меньшинства и большинства.
Элементы контроля
- активность на занятиях
- контрольная работаКонтрольную работу студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения контрольной работы не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и т.д.). При нарушении этого правила контрольная работа не засчитывается.
- письменный тестВопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе всего курса. Итоговый балл определяется количеством вопросов, на которые был дан правильный ответ: 1-14% - 1 балл, 15-24% - 2 балла, 25-34% - 3 балла, 35-44% - 4 балла, 45-54% - 5 баллов, 55-64% - 6 баллов, 65-74% - 7 баллов, 75-84% - 8 баллов, 85-94% - 9 баллов, 95-100% - 10 баллов за работу. Тест студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения теста не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и пр.). При нарушении этого правила тест не засчитывается. В диплом ставится оценка, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.4 * активность на занятиях + 0.2 * контрольная работа + 0.4 * письменный тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Толстых Н.Н. - Отв. ред. - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 603с. - ISBN: 978-5-9916-3963-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-psihologiya-razvitiya-387888
Рекомендуемая дополнительная литература
- Психология внимания : хрестоматия, , 2001
- Психология мышления : хрестоматия, , 2008
- Психология ощущений и восприятия : учеб. пособие для вузов, , 2002