• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Междисциплинарные методы анализа языка и культуры

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.02. Лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Науки об обществе, языке и культуре больше не получается разделить между собой: множество вопросов и проблем требуют взаимодействия между лингвистикой, антропологией, социологией, когнитивными науками и даже искусственным интеллектом. Что может стать результатом языкового контакта? Почему некоторые языки умирают и можно ли их спасти? Чем руководствуются люди при коммуникации? Чем вопрос Не могли бы Вы передать мне соль? не похож на вопрос (и почему не на всех языках так можно сказать)? Чем руководствуется говорящий при выборе обращения на ты или на Вы? Кто и как переводит для глухих людей? Влияет ли язык на мышление или наоборот? Как работает машинный перевод? Как компьютер может оценить значение слова? В рамках курса мы обсудим эти и похожие вопросы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с дисциплинами на стыке лингвистики и других когнитивных и гуманитарных наук: социолингвистикой, лингвистической антропологией, когнитивной лингвистикой, цифровыми гуманитарными науками, прагматикой
  • развитие у студентов навыков использования понятийного аппарата и аргументации в этих областях
  • формирование представления у студентов о языковом разнообразии: малыми языками, контактными и смешанными языками и жестовыми языками
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть базовыми представлениями о лингвистике и ее месте среди других наук.
  • Знать основные понятия лингвистической антропологии и социолингвистики
  • Уметь оперировать основными понятиями социолингвистики и лингвистической антропологии.
  • Владеть основами понятийного аппарата современной прагматики.
  • Уметь использовать данный понятийный аппарат при анализе дискурса и культуры.
  • Владеть базовыми представлениями о полисемии и анализе ее в рамках когнитивной семантики
  • Применять методы когнитивной лингвистики и лексической семантики при анализе текстов и речевых ситуаций, при решении задач перевода и межкультурной коммуникации
  • Применять методы теории речевых актов при анализе речевых ситуаций.
  • Знать о возможностях и методах в сфере междисциплинарных гуманитарных исследований.
  • Знать основы теории вежливости.
  • Применять теорию вежливости при анализе текстов и речевых ситуаций, использовать ее при решении задач перевода и межкультурной коммуникации
  • Знать основы теории речевых актов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лингвистика и языковое разнообразие
    Базовые представления о лингвистике и ее месте среди других наук. Языковое разнообразие и типология. Многоязычие, code-switching и code-mixing, пиджины и креольские языки.
  • Прагматика. Элементы значения и коммуникация.
    Принцип кооперации, импликатуры дискурса, пресуппозиции, экспликатуры.
  • Полисемия и когнитивная семантика.
    Метафора, метонимия, другие проявления полисемии. Системность лексического значения и семантические переходы.
  • Социолингвистика и лингвистическая антропология.
    Основные понятия социолингвистики и лингвистической антропологии. Гипотеза лингвистической относительности.
  • Речевые акты.
    Перформативность. Прямые и косвенные речевые акты. Условия успешности речевого акта.
  • Вежливость.
    Различие ты/вы, солидарность и власть. Теория вежливости, положительное и отрицательное лицо.
  • Digital humanities.
    Цифровые методы в гуманитарных науках. Distant reading. Стилометрия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Квизы в конце семинара по материала прошедшего занятия
  • неблокирующий Домашнее задание по прагматике
  • неблокирующий Домашнее задание по полисемии и когнитивной семантике
  • неблокирующий Домашнее задание по теории речевых актов
  • неблокирующий Домашнее задание по теории вежливости
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Домашнее задание по полисемии и когнитивной семантике + 0.2 * Домашнее задание по прагматике + 0.2 * Домашнее задание по теории вежливости + 0.2 * Домашнее задание по теории речевых актов + 0.2 * Квизы в конце семинара по материала прошедшего занятия
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Mesthrie, R. (2011). The Cambridge Handbook of Sociolinguistics. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=400558

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Meyerhoff, M. (2018). Introducing Sociolinguistics (Vol. Third edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1875703