Бакалавриат
2020/2021
Социология
Статус:
Курс обязательный (Управление логистикой и цепями поставок в бизнесе)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Преподаватели:
Чернышева Марина Вячеславовна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины «Социология» являются ознакомление студентов с актуальными проблемами социологии, методологией проведения социологического исследования, возможностями практического применения полученных знаний, формирование представления о предмете, методах и задачах социологии, ее основных категориях, месте среди других наук о человеке.
Цель освоения дисциплины
- Знать основные принципы и понятия общей и экономической социологии
- Знать основные методы социологического исследования
- Знать основные теоретические подходы к изучению общества и его подсистем
- Уметь критически оценивать мнения и суждения по поводу общества и хозяйства
Планируемые результаты обучения
- Понимает отличие социальных наук от естественных
- Понимает специфику социологического подхода к анализу хозяйства
- Понимает особенности сетевого подхода к анализу хозяйства
- Понимает отличие социологического подхода к анализу рынков от экономического и маркетингового; способен воспринимать рынок как социальный конструкт и различать сетевой, институциональный и социокультурный подходы к анализу рынков.
- Понимает элементы и общий смысл классического (веберовского) определения государства и его значение при анализе роли государства в экономической жизни. Понимает историчность современной формы государства. Способен определить основные роли, которые современные государства играют в хозяйственных процессах.
- Понимает сущность неформальной экономической деятельности и идентифицирует ее виды. Понимает особенности социальных отношений в среде неформальной экономики и взаимоотношений "неформалов" и государства. Способен проанализировать причины возникновения и особенности функционирования криминальной экономики.
- Понимает деньги как социальное отношение и то, как общество создает множественные деньги
- Способен различать утилитаристский и социологический подход к потреблению. Понимает истоки и функции престижного потребления. Понимает смысл сообществ потребления и общества потребления.
- Понимает смысл понятия множественности капитализма
Содержание учебной дисциплины
- Введение в социологиюСоциология как дисциплина. Основные направления в социологии: холизм и методологический индивидуализм. Социальный факт, социальное действие.
- Неформальная экономикаПонятие неформальной экономики, подходы к ее определению и сегментированию. Парадоксы неформальной экономики (А.Портес). Особенности криминальной экономики.
- Предмет экономической социологииМодели человека в экономической теории и социологии. Формальное и содержательное определение хозяйства. Понятие укорененности экономического действия.
- Социальные сетиСпецифика сетевого подхода к изучению хозяйства. Сильные и слабые связи. Сила слабых связей.
- Рынок как форма организации хозяйстваМножественность значений термина «рынок». Социологическое определение термина «рынок». Экономсоциологические подходы к исследованию рынка. Примеры изучения рынков социологами: рынок страхования и рынок банковских карт.
- Государство и хозяйствоГосударство в истории: возникновение и перспективы. Ключевые признаки государства. Модели взаимодействия государства и рынка. Старая и новая парадигмы взаимодействия государства и рынка. Системообразующая роль государства в развитии рынков.
- Социология денегПонятие денег. Социальные функции денег. Деньги как социальное отношение.
- Социология потребленияСпецифика экономико-социологического подхода к анализу потребления. Становление сообществ потребления.
- Сравнительный анализ хозяйственных системИдея множественности моделей капитализма. Основные модели капитализма. Социальные основания этих моделей. Институциональная согласованность.
Элементы контроля
- Работа на семинарахАктивность на семинарских занятиях представляет собой обсуждение научных публикаций (статей в научных журналах и глав из книг) по темам, заявленным в курсе. Студенты должны продемонстрировать свое понимание и творческое осмысление прочитанного материала.
- Домашнее заданиеДомашнее задание представляет собой одну из форм контроля усвоения студентами материалов онлайн-курса. Также оно побуждает студентов критически относиться к прослушанному материалу.
- Контрольная работаКонтрольная работа представляет собой форму контроля усвоения студентами материала онлайн-курса и обязательной литературы к курсу.
- ЭссеЭссе позволяет более глубоко проработать одну из тем курса.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе StartExam https://www.startexam.ru, прокторинг на платформе Экзамус https://hse.student.examus.net. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать, использовать дополнительные материалы. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)Результирующая оценка в десятибалльной шкале есть взвешенная сумма оценок за экзамен, работу на семинарских занятиях, контрольной работы, домашней работы и эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Общая социология : учеб. пособие / под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. — Москва : ИНФРА-М, 2017. — 654 с. — (Высшее образование). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/872312
- Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849
- Экономическая социология : учеб. пособие для вузов, Радаев, В. В., 2005
Рекомендуемая дополнительная литература
- Барсукова, С. Ю. (2010). Informal Economy: Definition and Structure ; Неформальная экономика: понятие, структура. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F4A24C38
- Дюркгейм Э. ; Пер. Гофман А. Б. - СОЦИОЛОГИЯ. ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ 4-е изд. - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 307с. - ISBN: 978-5-534-06587-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-ee-predmet-metod-prednaznachenie-412077
- Радаев, В. (2004). Западная Экономическая Социология: Хрестоматия Современной Классики. М.: Росспэн, 2004. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4AAE8465
- Радаев, В. В. (2010). Viviana Zelizer Social Meaning of Money (translated in Russian). Moscow, HSE, 2004. ; Зелизер В. Социальное значение денег. М. ГУ-ВШЭ, 2004. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.14901D0B
- Флигстин, Н. (2013). The Architecture of Markets: An Economic Sociology of Twenty-First-Century Capitalist Societies (translated by Alexander Kurakin) ; Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века (перевод А. А. Куракина). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BDCFA039