Бакалавриат
2020/2021
Профориентационный семинар "Профессия менеджера в современном мире"
Статус:
Курс обязательный (Управление логистикой и цепями поставок в бизнесе)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Веселова Анна Сергеевна,
Волков Дмитрий Леонидович,
Герами Виктория Дарабовна,
Демин Александр Сергеевич,
Дынин Александр Евгеньевич,
Кнатько Дмитрий Михайлович,
Муравский Даниил Владимирович,
Олешек Марина Дмитриевна,
Ребязина Вера Александровна,
Филонович Сергей Ростиславович,
Шугалеева Екатерина Анатольевна,
Шумкова Наталья Валерьевна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Данная дисциплина относится к блоку дисциплин по проектной/исследовательской работе и формирует у студентов базовые знания и навыки для подготовки к карьере профессионального менеджера в рамках бакалаврской программы по направлению 38.03.02 «Менеджмент». Программой дисциплины предусмотрено: (а) изучение основ управленческой деятельности и новых требований к компетенциям менеджеров в условиях Четвертой промышленной революции; (б) проведение практических занятий / мастер-классов менеджерами ведущих российских и международных компаний; (в) первичное тестирование по методике DISC для выявления типа личности/поведения с последующим определением направлений саморазвития студентов для успеха в профессии менеджера.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство студентов с будущей профессией
- Подготовка к выбору траектории карьерного развития
- Определение направлений саморазвития студента(ки) как будущего менеджеров на основе выявления типа личности/поведения
Планируемые результаты обучения
- Знает историю возникновения и эволюцию профессии менеджера
- Знает базовые понятия управленческой деятельности
- Знает уровни и функциональные области менеджмента в организации
- Знает общие характеристики и основные различия менеджмента в трех секторах экономики
- Различает базовые компетенции менеджера и новые требования к управленческим компетенциям в условиях Четвертой промышленной революции
- Может сравнивать новые тенденции в развитии профессии менеджера с традиционными подходами в управленческой деятельности
- Может сравнивать различные траектории карьерного развития менеджера, в том числе по профилям бакалаврских программ ВШБ по направлению «Менеджмент»
- Умеет выделять основные поведенческие типы личностей, актуальные в управлении бизнесом
- Умеет применять типологию личностей к анализу состоявшихся карьер менеджеров и определению направлений саморазвития как будущего менеджера
Содержание учебной дисциплины
- Введение в профориентационный семинар «Профессия менеджера в современном мире» и в профессию менеджера.Знакомство с логикой дисциплины и планом занятий. Понятия «менеджмент», «организация», «менеджер», «управленческое решение», «бизнес-модель» и другие базовые понятия управленческой деятельности. Менеджмент и лидерство. Менеджеры и предприниматели. Менеджмент как область исследований и как профессия. Историческая эволюция профессии менеджера. Уровни и функциональные области менеджмента в организации. Базовые профессиональные компетенции менеджера. П.Друкер об общем и особенном менеджмента в бизнесе, государственных и некоммерческих организациях. Эффективность и результативность менеджмента. Концепция русской модели управления А.Прохорова. Профессиональное образование в области менеджмента: от бакалавриата до Executive MBA и корпоративного обучения.
- Современные тенденции в профессиональном менеджментеПонятие «Четвертая промышленная революция». Технологии Четвертой промышленной революции и переход к менеджменту на основе (больших) данных. Новые требования к профессиональным, социальным и цифровым компетенциям менеджера в цифровой и сетевой глобальной экономике. Радикальные обновления бизнес-моделей на основе цифровых платформ и экономики совместного потребления. Инновационные экосистемы как ключевой фактор конкурентоспособности. Цифровая трансформация компаний: особенности цифровых аборигенов и компаний традиционных отраслей. Возрастание роли социальной ответственности и принципов устойчивого развития в судьбе компаний. Внутренние и внешние стейкхолдеры (заинтересованные стороны) компании. Формы и методы корпоративной социальной ответственности. Задачи менеджмента в «зеленой экономике».
- Профессия менеджера и типология личностейЖизненный цикл компаний и различные типы личностей менеджеров. Понятие жизненного цикла компании и его основные этапы. Концепция PAEI И.Адизеса – четыре основных типа менеджеров (стилей менеджмента). Принципы построения эффективных, взаимодополняющих управленческих команд. Проведение психологического онлайн-теста DISC для определения типов личностей студентов (как будущих менеджеров) с оценкой их сильных и слабых сторон и последующей обратной связью в группах с элементами коучинга. Осознание своего управленческого стиля и соотнесение его параметров с поведенческими паттернами других людей; начало формирования индивидуальной траектории развития студента как профессионального менеджера.
- Карьерное развитие менеджеров и рынок управленческих кадровПроектирование и управление развитием карьеры менеджера. Основные этапы и вызовы карьеры менеджера. Карьерные лестницы менеджеров в компании. Регулярная оценка, обучение и развитие как важные инструменты управления карьерой. Постоянное саморазвитие как условие успеха профессионального менеджера. Управление внутренней энергией: современные концепции и методы. Концепция 7 навыков высокоэффективных людей С.Кови. Индивидуальная программа развития менеджера. Современный рынок управленческих кадров: масштабы, сегменты, новые тренды. Рекрутинговые фирмы и корпоративные системы подбора и отбора управленческих кадров. Особенности мирового и российского рынков управленческих кадров. Презентация Центра карьеры Высшей школы бизнеса ВШЭ: его задачи и основные ежегодные мероприятия. Основные платформенные и оффлайн сервисы Центра карьеры в развитии навыков успешного найма и построения карьеры выпускников ВШБ.
- Введение в профили программы «Управление бизнесом»Финансовый менеджмент: базовые понятия и цифровые технологии. Финансовый и управленческий учет. Основы управления финансами компании и новые задачи в цифровой экономике. Оценка бизнеса. Профессиональные компетенции финансового менеджера. Управление человеческими ресурсами: цифровая трансформация традиционной модели. Понятия HR-цикла и «управления опытом сотрудника в компании». Переход к управлению талантами на основе HR-аналитики. Профессиональные компетенции HR-менеджера. Предпринимательство: самостоятельное и внутрифирменное. Предпринимательство как «созидательное разрушение». Венчурное и социальное предпринимательство. Управленческие навыки и способности успешных предпринимателей. Международный бизнес: вызовы «новой глобализации». Современные особенности управления международной компанией. Понятие глобализации. Кросскультурный менеджмент. Профессиональные компетенции менеджера в международном бизнесе.
- Введение в профессии менеджера по маркетингу, по логистике и управлению цепями поставок и по управлению проектамиМаркетинг: базовые понятия и цифровые технологии. От концепции 4Р к современному пониманию маркетинга. Цифровой маркетинг. Концепции управления клиентским опытом и цифровыми продуктами. Профессиональные компетенции менеджера по маркетингу. Логистика и УЦП: новые задачи в цифровой экономике. Особенности управления логистикой и цепями поставок. Особенности менеджмента в различных функциональных областях логистики. Цифровые технологии в логистике и УЦП. Профессиональные компетенции менеджера в области логистики и УЦП.
Элементы контроля
- ЭкзаменЭкзамен проводится в письменной форме (только открытые вопросы) и имеет целью итоговую проверку результатов изучения студентами литературы по дисциплине, материалов учебных занятий с приглашенными экспертами и уточнения результатов анализа, проведенного в эссе студента.
- Активность на занятиях4 теста за весь курс обучения, в вопросы тест будут включены вопросы в том числе и по дополнительным источникам рекомендуемой литературы
- ЭссеЭссе выполняется в письменной форме объемом не более 0,5 п.л., направляется преподавателю и принимается им до окончания изучения дисциплины и имеет целью самостоятельный и структурированный анализ студентами результатов их тестов DISC и не менее 3 биографий известных менеджеров на основании изучения профессиональной книжной литературы. Данный анализ должен быть выполнен в следующей структуре: • Основные результаты карьеры выбранных студентом известных менеджеров, основные трудности, которые им пришлось преодолеть при реализации своих целей и наиболее важные управленческие решения, принятые ими при этом • Сравнительный анализ ключевых личностных характеристик известных менеджеров • Сопоставление выявленного поведенческого типа личности студента с ключевыми личностными характеристиками известных менеджеров, выбранных им для анализа, и выводы для саморазвития как будущего профессионального менеджера.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * Активность на занятиях + 0.5 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Прохоров, А. П. Русская модель управления / А. П. Прохоров. – М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2011. -492 с. - ISBN: 978-5-98062-062-2. - Текст электронный // ЭБС Айбукс. -URL: https://ibooks.ru/bookshelf/372229/reading
- Стили менеджмента - эффективные и неэффективные: Учебное пособие / Адизес И.К., Гутман Т., - 5-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2017. - 198 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5339-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924619
- Шваб, К. Четвертая промышленная революция: пер. с англ. / К. Шваб. – М.: Эксмо, 2016. – 139 с. - ISBN: 987-5-699-90556-0. - Текст электронный // ЭБС Айбукс. -URL: https://ibooks.ru/bookshelf/372213/reading
Рекомендуемая дополнительная литература
- Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности / Кови С., - 9-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 378 с.: ISBN 978-5-9614-4585-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923768