Бакалавриат
2020/2021





Введение в языкознание
Статус:
Курс обязательный (Иностранные языки и межкультурная коммуникация)
Направление:
45.03.02. Лингвистика
Кто читает:
Школа иностранных языков
Где читается:
Школа иностранных языков
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина «Введение в языкознание» занимает особое место в системе подготовки лингвистов любого профиля. Это первый теоретический курс, знакомящий студентов со своей будущей специальностью. По своему характеру курс является базовым: в нем закладываются основы общелингвистической подготовки студентов. Учебная дисциплина подготавливает студентов к изучению практически всех последующих теоретических курсов: историей английского языка, лексикологией, теоретической фонетикой, теоретической грамматикой, стилистикой, типологией языков, теорией и практикой перевода, межкультурной коммуникацией и, в дальнейшем, общим языкознанием и историей лингвистических учений. Таким образом, успешность занятий студентов на протяжении всего периода обучения в вузе в значительной степени зависит от степени усвоения ими теоретического и практического материала данной дисциплины.
Цель освоения дисциплины
- Цель учебной дисциплины – ознакомить студентов с предметом, задачами, методами общего и частного языкознания и подготовить их к изучению основных лингвистических дисциплин. В задачи учебной дисциплины входит сообщение студентам знаний по проблемам общелингвистического характера: языковой знак и его свойства; структура языка; связь языка и мышления; соотношение языка и речи; происхождение языка; функции языка; виды языковых единиц; история письма и основные типы письменности; многообразие языков мира; типология языков и т.д.
Планируемые результаты обучения
- Студент должен знать особенности языка как знаковой системы, функции языка, корреляцию языка и мышления, языка и речи, общую структуру языка, теории происхождения языка
- Студент должен знать основы общей фонетики и фонологии, свойства единиц фонемного уровня и особенности их реализации в речи
- Студент должен знать свойства слова как важнейшей единицы языка, семантические изменения, лексические группировки в языке
- Студент должен знать содержание понятий "грамматическая категория", "грамматическое значение", "грамматическая форма", способы выражения грамматических значений, свойства морфем, словосочетаний и предложений, особенности их функционирования в речи.
- Студент должен знать основы теории текста, историю письма.
- Студент должен знать принципы генеалогической и типологической классификации языков.
- Студент должен знать особенности функционирования языка в обществе, типы языковых ситуаций, социальную типологию языков
Содержание учебной дисциплины
- Общие вопросы языкознания
- Основы фонетики и фонологии
- Основы лексикологии
- Основы грамматики (морфология и синтаксис). Основы морфемики и словообразования
- Основы теории текста. Письмо
- Основы лингвистической типологии
- Язык и общество
Элементы контроля
- Устная аудиторная работа
- Письменный тест
- Подготовленные письменные заданияПодготовленные письменные задания включают: 1) разбор текста по схеме, предложенной преподавателем; 2) конспект фрагмента научно-популярной книги по языкознанию из списка, предложенного преподавателем (до 5 тетрадных страниц, выполняется от руки).
- Посещение занятий
- ЭкзаменПреподаватель и студенты руководствуются правилами проведения экзамена (прикрепленный файл в "примерах заданий").
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * Письменный тест + 0.2 * Подготовленные письменные задания + 0.1 * Посещение занятий + 0.2 * Устная аудиторная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в языковедение : учебник для филол. специальностей высш. пед. учеб. заведений, Реформатский, А. А., 2018
Рекомендуемая дополнительная литература
- Введение в языкознание : учебник для вузов, Маслов, Ю. С., 2005
- Даниленко В.П. - Введение в языкознание : курс лекций - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 288с. - ISBN: 978-5-9765-0833-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84289
- научный редактор М. Э. Рут составители Е. Л. Березович, Н. В. Кабинина, О. В. Мищенко - Введение в языкознание: практикум - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 100с. - ISBN: 978-5-9765-3607-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/105145
- Почему языки такие разные : популярная лингвистика, Плунгян, В. А., 2010
- Социальная лингвистика : пособие для гуманитарных вузов и лицеев, Мечковская, Н. Б., 2000