Бакалавриат
2020/2021
Этнокультурные проблемы регионов мира (цивилизационный, географический и лингвистический аспекты)
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Иностранные языки и межкультурная коммуникация)
Направление:
45.03.02. Лингвистика
Кто читает:
Школа иностранных языков
Где читается:
Школа иностранных языков
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Манусов Виктор Михайлович
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Предлагаемый НИС ориентирован на формирование пространственной (географической) картины мира у студентов. По нашему мнению, обучение иностранным языкам должно быть дополнено глубокими страноведческими знаниями. При этом следует понимать, что именно данный курс в полной мере позволит интегрировать такие дисциплины, как география, экономика, история цивилизаций и их взаимодействия. Это позволит восполнить «пробелы» экономических и географических знаний у обучающихся и сформировать целостное представление о регионах мира. Курс будет также способствовать более глубокому пониманию специфики развития территории, формированию в ней бизнес среды, особенностей проведения переговорных процессов с учетом этнических традиций и специфики самих этносов. Безусловно в курс будут включены элементы лингвистической географии, так как специфика формирования диалектов во многом была предопределена природной средой и цивилизационными контактами этносов. При изучении регионов предлагается сделать акцент на особенностях функционирования сферы туризма, так как она позволяет наиболее полно раскрыть индивидуальные черты историко-культурного, этно-конфессионального,и экономического развития территории.
Цель освоения дисциплины
- знать комплексные характеристики отдельных регионов
- анализировать внутрирегиональные особенности и причины их возникновения
- прогнозировать развитие регионов
Планируемые результаты обучения
- знать значение основных терминов
- использовать рекомендованные ресурсы для поиска материала
- анализировать процессы на основе имеющихся знаний
- представлять результаты анализа в устной и письменной форме
- понимать особенности и традиции регионов мира
- уметь комплексно охарактеризовать регион
- уметь анализировать внутрирегиональные особенности и условия их возникновения
- уметь прогнозировать развитие регионов
- умение изложить взаимосвязь и взаимодействие различных факторов, формирующих современную «картину» регионов
Содержание учебной дисциплины
- ЦивилизацииПонятие цивилизация. Факторы формирования современных цивилизаций. Географическая среда как основа формирования цивилизационных систем.
- АвстралияГеографическая периферия европейской цивилизации. Природно-ресурсный потенциал региона. Современные австралийцы.
- Регион Африки южнее СахарыЭкстремальные природные условия как тормоз цивилизационного развития региона. Формирующаяся африканская цивилизация. Этническая фрагментарность как сдерживающий фактор инвестиций и основная причина внутрирегиональных конфликтов. Клептократия, как основа формирования институтов наименее развитых стран региона.
- Регион Юго-Западной Азии и Северной Африки.Природно-климатические условия и основные ресурсы региона. Исламская цивилизация. Зарождение Ислама и его экспансия. Сунниты и Шииты. Внутренние столкновения и линии разломов в регионе. Две оси цивилизации. Влияние арабской культуры в мире. Исламская экономика и исламский банкинг. Страны Магриб и Машрик. Традиции и обычаи мусульманских народов.
- Южная АзияОсобенности географического положения и климатических условий. Этнический состав региона. Кастовое общество как тормоз социально-экономического развития региона. Культура Индии. Ресурсная база Южной Азии. Политическая и экономическая роль Индии.
- ЯпонияОсобенности островного развития и длительный изоляционизм Японии. Доверие и склонность к инновациям как фактор быстрого роста экономики. Система пожизненного найма. Структура японского общества. Японская модель рынка. Современные японцы.
- Восточная и Юго-Восточная АзияОсобенности цивилизационного развития. Гидравлические цивилизации. Деспотизм и его влияние на развитие экономики. Роль буддизма, конфуцианства в культурном и экономическом развитии региона. Роль региона в современной системе мировой экономики. Особенности обычаев и традиций народов. Специфика деловой этики в переговорных процессах.
- Латинская АмерикаИсторико-географическое развитие региона. Доколумбовские цивилизации и латинская экспансия. Роль католицизма в формировании институтов народов и культуры региона. Религия как основной фактор формирования латиноамериканской цивилизации. Экономика региона. «Банановые» республики и Ключевые страны. Территориальные диспропорции в регионе. «Портрет» современного латиноамериканца.
- Англосаксонская АмерикаЕвропейская цивилизация в регионе, англосаксонское ядро. Природно-климатические условия и основные ресурсы региона. Особенности культурного и экономического развития. Англосаксонская модель рынка. Основные политические и экономические основы мирового лидерства США. Население США как сплав культур. Внутрирегиональные различия и проблемы США. Современные американцы.
- Центральная и Восточная ЕвропаСлавянская цивилизация, Православие и их роль в развитии культуры и экономики региона. Природно-климатические условия Центральной и Восточной Европы. Стык Православия и Католицизма. Внутрирегиональные различия стран.
- ГрецияГеографическое положение и ресурсы. Население страны. Православие как стержень формирования экономики и культуры. Современные греки.
- ИспанияГеографическое положение и природно-климатические ресурсы. Население страны. Иберо-романская языковая подгруппа. Испания как стык цивилизационных культур. Внутрирегиональные различия. Проблемы страны Басков и Каталонии. Современные испанцы.
- ИталияОсобенности географического положения. Территориальные различия. Проблемы Севера, Центра и Юга. Итальянский этнос. Языковые различия. Влияние исламской культуры на Юг Италии. Экономика страны. Современные итальянцы.
- Южная ЕвропаГеографическое положение, природно-климатические условия и состав региона. Рекреационный потенциал территории. Этнический состав. Этнолингвистические различия. Многообразие культур и традиций. Центр Католицизма. Католицизм и Православие.
- ФранцияГеографическое положение и ресурсы. Галлы и франки – формирование единой культуры. Роль государства в экономике. Современные французы.
- ВеликобританияТалассократический путь развития. Смешение этносов. От бриттов до англосаксов. Культура регионов Соединенного королевства. Роль традиций в экономике. Англосаксонская модель рынка. Современные англичане, шотландцы, валлийцы и ирландцы.
- ГерманияГермания локомотив европейской экономики. Север и Юг Германии, причины различий уровня экономики. Территориальные диспропорции. Изоляционное развитие земель и языковые различия. Современные немцы.
- Регион Западная ЕвропаГеографическое положение, природно-климатические условия и состав региона. Этнический состав. Этнолингвистические различия. Многообразие культур и традиций. Католицизм и протестантизм. Протестантизм как ядро формирования экономики и культуры региона. М. Вебер «Протестантская этика и дух капитализма». Внутрирегиональные различия.
- Современные цивилизацииСовременные мировые цивилизации. Их взаимодействие. Работы Тойнби и Хантингтона. Характеристика современных цивилизационных, этнокультурных и международно-политических регионов.
- РегионПонятие «регион» и соотношение современного регионоведения и страноведения. Современные подходы к регионалистике.
- Цивилизации Востока.Индийская, буддийская и исламская цивилизации. Гидравлическая система земледелия речных цивилизаций, как фактор формирования деспотических систем. К.-А. Виттфогель. Деспотизм Востока. Сравнительное исследование тотальной власти.
- Западная цивилизацияГеографическое положение, природно-климатические условия, как фактор формирования западной цивилизационной системы. Дождевое земледелие, как фактор формирования рыночной среды.
Элементы контроля
- Устные ответы- Знание теоретического материала и умение изложить его - Анализ процессов, проистекающих в регионах - Умение изложить взаимосвязь и взаимодействие различных факторов, формирующих современную «картину» регионов.
- Письменные задания- Аналитический обзор отдельных регионов - Общая характеристика отдельных стран - Сравнительный анализ развития регионов Мира
- Аудиторая работа и домашние заданияВозможно выставление оценок за аудиторную работу, т.е. за работу на занятии по совокупности ответов. Во время занятия преподаватель в любой момент может проверить наличие выполненных домашних заданий к данному занятию или же к предыдущим. В случае отсутствия у студента домашнего задания преподаватель вправе поставить ему оценку “0”: с правом исправления, если студент предоставит выполненное задание в течение недели с момента, как оно было задано. “0” за отсутствие д/р без права исправления выставляется, если студент по истечении недели со дня оглашения преподавателем задания по каким-либо причинам не может продемонстрировать выполненное задание. Отсутствие студента на занятии не отменяет данного правила. В случае отсутствия на занятии вне зависимости от причины отсутствия студент обязан выслать преподавателю все свои выполненные к этому занятию домашние задания. В противном случае ему также выставляется “0” (с правом исправления или без - см. выше). В случае отсутствия студента на занятии без уважительной причины преподаватель вправе поставить отсутствующему студенту оценку “0” за каждый вид деятельности, который оценивался, и каждый вид контроля, который проводился на этом пропущенном занятии. В случае наличия уважительной причины отсутствия студента на занятиях во время проведения каких-либо видов контроля, преподаватель НЕ обязан предоставлять возможность досдать задание или написать пропущенную работу.
- ПроектФормируется с учётом оценивания знаний и навыков студента по следующим аспектам - Теоретические знания аспектов регионального развития и особенностей регионов - Умение сопоставлять и анализировать отдельные регионы - Понимание взаимосвязей природной, социально-экономической, этнокультурной и лингвистической компонент в структуре регионов и стран - Анализ и прогнозирование развития регионов с учетом их институциональных особенностей и исторического развития
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.25 * Аудиторая работа и домашние задания + 0.25 * Письменные задания + 0.25 * Проект + 0.25 * Устные ответы
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. - РЕГИОНОВЕДЕНИЕ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 360с. - ISBN: 978-5-534-00479-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/regionovedenie-433486
- Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. - РЕГИОНОВЕДЕНИЕ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 360с. - ISBN: 978-5-534-00479-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/regionovedenie-413649
- Дергачей, В.А. Регионоведение: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Регионоведение», «Международные отношения» / В.А. Дергачёв, Л.Б. Вардомский. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА,2017. — 519 с. - ISBN 978-5-238-01732-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028570
- Мировое комплексное регионоведение : учебник / под ред. проф. А. Д. Воскресенского. — М. : Магистр : ИНФРА-М, 2018. — 416 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/940814
Рекомендуемая дополнительная литература
- Мировое комплексное регионоведение: Введение в специальность: Учебник/Под ред. А.Д.Воскресенского - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 448 с.: 60x90 1/16. - (Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-9776-0394-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/773188